- Головка блока цилиндров — снятие и установка
- Снятие
- Левая головка блока цилиндров
- Правая головка блока цилиндров
- Подготовка к установке
- Установка
- Левая головка блока цилиндров
- Правая головка блока цилиндров
- Головка блока цилиндров — снятие и установка
- Снятие
- Установка
- Головка блока цилиндров — снятие и установка (двигатель в автомобиле)
- Снятие
- Установка
Головка блока цилиндров — снятие и установка
Снятие
Внимание! Прежде чем снимать головку блока цилиндров, дайте двигателю остыть. При установке используйте новые болты крепления головки.
Внимание! На моделях с противоугонной системой Opel (ATWS), отрицательный провод должен быть отделен от клеммы аккумулятора в течение 15 секунд после выключения зажигания, иначе сработает сигнализация.
2. Снимите рычаги стеклоочистителя и панель отражателя воды (см. соответствующий раздел).
3. Снимите полную сборку впускного коллектора, включая его фланец (см. соответствующий раздел).
4. Слейте жидкость из системы охлаждения и снимите свечи зажигания как описано в Разделе 1.
5. Отключите соединители электропроводки от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости и термодатчика системы управления двигателем, которые вкручены в сборку отводящих патрубков системы охлаждения (см. иллюстрацию).
6. Ослабьте крепежные хомуты и отделите шланги системы охлаждения от патрубков (см. иллюстрацию).
7. Открутите болты крепления и снимите сборку отводящих патрубков с головок блока цилиндров. Удалите кольцевые уплотнения и выбросите их — они подлежат замене (см. иллюстрацию).
8. Снимите зубчатый ремень как описано в Главе 7.
9. Снимите звездочки распредвала, сборку шкива механизма натяжения/верхнего направляющего шкива зубчатого ремня и нижний направляющий шкив (см. Главу 8).
10. Снимите водяной насос как описано в Разделе 3.
11. Открутите болты крепления и снимите внутреннюю крышку зубчатого ремня (см. Главу 6).
Левая головка блока цилиндров
12. Снимите клапанную крышку как описано в Главе 4.
13. Отключите соединитель электропроводки и высоковольтные провода свечей зажигания правой головки блока цилиндров от модуля управления зажиганием, чтобы последний можно было удалить вместе с головкой. Открутите также болты заземляющих контактов от задней части левой головки блока цилиндров.
14. Снимите крышку ящика реле в левом углу моторного отсека. Поднимите электронный блок системы управления двигателем (ECU), затем выпустите крепежную скобу и отключите соединитель электропроводки (см. соответствующий раздел) (см. иллюстрацию). ECU может быть оставлен в рабочем положении в ящике.
15. Проследите жгут проводов от левой головки блока цилиндров к ящику реле в моторном отсеке. Выпустите из ящика соединители реле системы впрыска, затем отключите соединитель жгута и высвободите уплотнительное кольцо (см. иллюстрации).
16. Отключите соединители жгута, расположенные позади аккумулятора, затем соединители датчика положения распредвала и датчика детонации левой головки блока цилиндров. Отделите дополнительные соединители жгута проводов от положительной клеммы аккумулятора и отведите жгут от головки блока цилиндров. На некоторых моделях вместо клеммы аккумулятора жгут связан с блоком плавких соединителей. В этом случае, снимите плавкий соединитель и открепите проводку от блока (см. иллюстрации).
17. Снимите левую переднюю трубу выхлопной системы (см. соответствующий раздел).
18. Снимите насос усилителя рулевого управления (см. соответствующий раздел).
19. Ослабьте хомут и отделите верхний шланг радиатора от трубки на передней стороне левой головки блока цилиндров.
20. Открутите болт и удалите распорную прокладку, крепящие трубку системы охлаждения и монтажную проушину двигателя к головке блока цилиндров, и снимите монтажную проушину. Переместите трубку влево, чтобы отделить ее от кожуха термостата, затем снимите трубку (см. иллюстрации). Снимите с внутреннего конца трубки кольцевые уплотнения и выбросите их — они подлежат замене.
21. Снимите щуп измерения уровня масла, затем открепите трубку щупа от блока цилиндров и снимите ее с двигателя. Выбросите кольцевые уплотнения трубки — они подлежат замене.
22. Снимите распредвал выпускных клапанов (см. соответствующий раздел).
23. Работая в последовательности, обратной их затяжке (см. иллюстрацию 11.41), постепенно ослабьте болты крепления головки блока цилиндров (на четверть оборота в один прием), затем открутите болты вручную (см. иллюстрацию). Поочередно снимите каждый болт вместе с шайбой.
24. Поднимите головку с блока цилиндров (см. иллюстрацию). Если необходимо, пристукните по головке мягко киянкой, чтобы отделить ее. Ни в коем случае не отжимайте головку от блока цилиндров, это приведет к повреждению контактных поверхностей. Если установочные штыри плохо закреплены, запомните их расположение и снимите для сохранности.
25. Удалите прокладку головки блока цилиндров — она подлежит замене.
Правая головка блока цилиндров
26. Поместите под масляный фильтр подходящий контейнер. Открутите фильтр, используя специальный инструмент, и слейте масло в контейнер. Замените фильтр.
27. Открутите соединительные гайки, крепящие трубки охладителя моторного масла к блоку цилиндров, затем открутите банджо-болты, крепящие трубки к охладителю. Удалите уплотнительные шайбы с каждой из сторон соединительных муфт и сместите трубки назад (см. иллюстрации).
28. Выпустите крепежные хомуты и отделите нижний шланг радиатора, шланг расширительного бачка и шланг отопителя от трубки, идущей вдоль правой стороны двигателя. Окрутите болты крепления, затем снимите трубку с двигателя. Выбросите кольцевое уплотнение — оно подлежит замене (см. иллюстрации).
29. Снимите правую переднюю трубу выхлопной системы (см. соответствующий раздел).
30. Снимите распредвал выпускных клапанов (см. Главу 10).
31. Снимите головку блока цилиндров как описано в пунктах 23-25 (см. иллюстрацию).
Подготовка к установке
32. Очистите совмещающиеся поверхности головки и блока цилиндров. Используйте мягкий скребок, чтобы снять все следы прокладки и нагара, очистите также головки поршней. Работайте особенно осторожно с алюминиевой головкой блока цилиндров, так как мягкий металл легко повредить. Не допускайте попадания грязи в смазочные и водные каналы — крупицы нагара могут заблокировать подачу масла к распредвалу или подшипникам коленвала. При помощи липкой ленты и бумаги закройте водные и смазочные отверстия, а также отверстия под болты в блоке цилиндров. Чтобы крупинки не провалились в зазор между стенкой цилиндра и поршнем, нанесите на эту область немного смазки. После очистки поршня поверните коленвал так, чтобы данный поршень сместился вниз и удалите из цилиндра смазку чистой ветошью.
33. Проверьте блок и головку на наличие щербинок, глубоких царапин и других повреждений. Небольшие неровности могут быть аккуратно сточены напильником. Более серьезное повреждение может быть устранено переточкой, но эту работу следует поручить специалисту.
34. Если необходимо, проверьте головку блока цилиндров на деформацию с помощью линейки. См. Раздел 2С, если необходимо.
35. Убедитесь, что отверстия под болты крепления головки блока цилиндров в картере чисты и удалите из них масло с помощью шприца или губки. Если в отверстиях останется жидкость или масло, гидравлическое давление, которое возникнет при затяжке болтов, заставит блок треснуть.
Установка
Левая головка блока цилиндров
36. Убедитесь, что коленвал все еще стоит приблизительно в 60° до ВМТ и оботрите совмещающиеся поверхности головки и блока.
37. Убедитесь, что установочные штыри стоят в рабочем положении.
38. Установите на блок цилиндров новую прокладку головки меткой «OBEN» (или «ТОР») вверх и к передней части двигателя (см. иллюстрацию).
39. Аккуратно установите головку блока цилиндров (вместе с выпускным коллектором), направляя ее по штырям.
40. Слегка смажьте резьбу и головки новых болтов крепления головки блока цилиндров моторным маслом, затем аккуратно вставьте их в рабочее положение и зажмите пока только вручную.
41. Работая в показанной последовательности, постепенно зажмите все болты крепления головки блока цилиндров моментом затяжки (см. иллюстрации).
42. В той же последовательности доверните каждый болт на нужный угол (см. Спецификации). Рекомендуется использовать при этом угловой шаблон, чтобы обеспечить точность (см. иллюстрацию).
43. Тем же способом доверните болты на нужный угол (см. Спецификации).
44. Повторите это действие для Стадии 4.
45. Наконец, доверните болты в той же последовательности на угол.
Правая головка блока цилиндров
47. Установите головку как описано в пунктах 36-45, помня о том, что метка ее прокладки («ОВЕN» или «ТОР») должна быть обращена вверх и к задней части двигателя.
Источник
Головка блока цилиндров — снятие и установка
Снятие
Внимание! Головку блока цилиндров следует снимать только с остывшего двигателя.
1. Автомобили с кондиционером. Отсоедините компрессор кондиционера и закрепите его на кузове, не отсоединяя от него шлангов/ трубопроводов циркуляции хладагента.
Внимание! Все работы, касающиеся снятия, установки кондиционера, слива и заправки хладагента надлежит поручать специализированной мастерской.
2. Снимите электродвигатель очистителя ветрового стекла (см. соответствующую главу).
3. Вывинтите болты крепления и снимите крышку головки блока цилиндров (см. соответствующую главу).
5. Снимите ремни привода вспомогательных агрегатов.
6. Снимите натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов.
7. Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ и застопорите распределительный вал приспособлением КМ-932, а ТНВД — упорным штырем КМ-927.
8. Отсоедините штекер 3 от датчика массового расхода воздуха и шланги 5 от воздушного фильтра и турбонагнетателя (см. иллюстрацию).
9. Отсоедините оба шланга 2 и 4 воздуха наддува (см. иллюстрацию 4.8).
10. Обозначьте шланги низкого давления и отсоедините их от редукционного клапана 1 воздуха наддува и переключающего клапана 2 (см. иллюстрацию).
11. Отсоедините шланги низкого давления от переключающего клапана 3 и клапанов системы рециркуляции ОГ 4 и 5 (см. иллюстрацию).
12. Отсоедините возвратный топливопровод 2 от рампы топливных форсунок и подающего топливопровода (см. иллюстрацию).
13. Отсоедините топливопроводы 3 от ТНВД и отведите их в сторону от места работ (см. иллюстрацию 4.12).
14. Отсоедините топливопроводы 1 высокого давления от рампы форсунок и от ТНВД (см. иллюстрацию 4.12).
15. Вывинтите болты крепления и снимите теплозащитный щиток с турбонагнетателя и выпускного коллектора.
16. Отсоедините от турбонагнетателя подающий маслопровод 1 и отведите его в сторону от места работ (см. иллюстрацию). Вытекшее моторное масло соберите.
17. Отсоедините от выпускного коллектора приемную трубу.
18. Автомобили с двигателем Y22DTH. Снимите катализатор с турбонагнетателя.
19. Вывинтите болты 5 и отвинтите гайку 4 крепления теплозащитного щитка стартера (см. иллюстрацию 4.16).
20. Отсоедините от блока цилиндров возвратный маслопровод 2 (см. иллюстрацию 4.16).
21. Отсоедините от стартера кронштейн 6 крепления шланга системы охлаждения (см. иллюстрацию).
22. Вывинтите болты крепления и отсоедините кронштейн 3 крепления выпускного коллектора, а затем поверните его сторону, ослабив болт крепления на блоке цилиндров (см. иллюстрацию 4.16).
23. Вывинтите из сливного отверстия на радиаторе пробку и слейте охлаждающую жидкость.
24. Отсоедините шланги 1-4 системы охлаждения от корпуса термостата и головки блока цилиндров (см. иллюстрацию).
25. Высвободите шланг 5 охлаждения из кронштейна крепления генератора (см. иллюстрацию).
26. Автомобили с двигателем X20DTH.
Отсоедините шланг 8 низкого давления от редукционного клапана воздуха наддува (см. иллюстрацию 4.25).
27. Автомобили с двигателем Y22DTH.
Отсоедините шланг низкого давления от клапана регулятора положения лопаток турбины нагнетателя.
28. Ослабьте нижний болт 7 крепления генератора, вывинтите верхний 6 и сместите генератор в сторону (см. иллюстрацию 4.25).
29. Обозначьте монтажное положение натяжителя 2 цепи газораспределительного механизма и снимите его (см. иллюстрацию).
30. Нагрейте феном болты 1, которыми крепится направляющая (успокоитель) цепи газораспределительного механизма, и вывинтите их (см. иллюстрацию 4.29).
Внимание! Во избежание повреждений успокоителя цепи при нагреве болтов пользуйтесь подходящим теплозащитным щитком.
31. Снимите успокоитель 3 цепи привода газораспределительного механизма, подав его вверх. Перед снятием обозначьте его монтажное положение (см. иллюстрацию).
32. Почистите отверстия под болты крепления успокоителя цепи в блоке цилиндров.
33. Снимите с головки блока цилиндров приспособление КМ-932 и извлеките из ТНВД упорный штырь КМ-927.
34. Снимите с распределительного вала звездочку, вывинтив болт её крепления. Распределительный вал при этом удерживайте за шестигранник гаечным ключом от проворачивания (см. иллюстрацию). Снятую о звездочки цепь оставьте в канале кожуха газораспределительного механизма.
35. Вывинтите болты крепления из кожуха газораспределительного механизма и головки блока цилиндров (см. стрелки на иллюстрации).
36. Ослабьте затяжку болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности 1-10 на ¼ оборота, затем отверните их в этой же последовательности еще на ½ оборота, а после этого вывинтите полностью (см. иллюстрацию).
37. Снимите головку с блока цилиндров, обозначив положение цепи привода и её упорного башмака.
Установка
38. Почистите уплотняемые поверхности головки и блока цилиндров и удалите остатки уплотнения.
39. Проверьте головку блока цилиндров на деформацию и искривление с помощью металлической линейки, а также измерьте высоту головки (см. иллюстрацию).
40. Измерьте выступ поршней цилиндров, чтобы подобрать уплотнительную прокладку нужной толщины.
Внимание! Следует измерять выступ каждого поршня в отдельности.
41. Поставьте на очищенные поверхности головки блока цилиндров подставку 2 и установите стрелочный индикатор 1 для измерения выступа поршней (см. иллюстрацию).
42. Установите стрелку индикатора на ноль.
43. Измерьте выступ каждого поршня в двух точках (3 и 4) или (5 и 6), смещая соответственно подставку со стрелочным индикатором и вращая коленчатый вал (см. иллюстрацию).
44. Выберите уплотнительную прокладку, руководствуясь количеством насечек 1 и уложите её на блок цилиндров (см. иллюстрацию).
45. Зафиксируйте после измерения выступа поршней коленчатый вал упорным штифтом КМ-929, установив поршень цилиндра №1 в ВМТ.
46. Застопорите распределительный вал в головке блока цилиндров приспособлением 3 КМ-932, заведя его штифт 2 в отверстие 1 (см. иллюстрацию).
47. Установите головку с зафиксированным распределительным валом на блок цилиндров и ввинтите новые болты крепления головки.
Внимание! При установке головки на блок следите за цепью привода газораспределительного механизма и башмаком её натяжного устройства.
48. Затяните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности возрастания их обозначения и действуя спиралеобразно — от центра к торцам (см. иллюстрацию). Затяжка болтов выполняется за несколько проходов:
51. Закрепите установленную на распределительном валу звездочку новым болтом, затянув его рукой.
52. Установите на место успокоитель цепи газораспределительного механизма и закрепите его новыми болтами. Момент затяжки болтов успокоителя составляет 8 Нм.
53. Убедитесь, что стрелка 1 на звездочке привода ТНВД находится напротив выемки и отверстия 2 на фланце ТНВД (см. иллюстрацию).
54. Зафиксируйте ТНВД, вставив в отверстие во фланце упорный штифт 3 КМ-927 (см. иллюстрацию 4.53).
55. Установите на звездочку распределительного вала несущий элемент 1 регулятора КМ-933, чтобы он располагался строго вертикально (см. иллюстрацию).
56. Закрепите на головке блока цилиндров опору 4 регулятора КМ-933 (см. иллюстрацию)
57. Закрепите в отверстии несущего элемента 1 рукоятку 2, которую отведите по направлению стрелки и зафиксируйте элемент в этом положении прижимным болтом 3 (см. иллюстрацию 4.56).
58. Затяните болт крепления звездочки на распределительном валу с приложением усилия 90 Нм, а затем доверните его сначала на 60°, а затем на 30°.
59. Закрепите на блоке цилиндров натяжитель 4 цепи привода газораспределительного механизма и навинтите корпус 2, установив новое уплотнительное кольцо 3 (см. иллюстрацию). Момент затяжки корпуса составляет 60 Нм. Внимание! В зависимости от модели натяжитель может быть с отсоединяемым пальцем 1 (см. иллюстрацию 4.59) или без.
60. Установите палец 1, набив его молотком. Палец должен установиться на место после отчетливо различимого щелчка.
61. Снимите устанавливавшиеся упорные болты и приспособления.
62. Проверните коленчатый вал за болт крепления виброгасителя на ременном шкиву привода вспомогательных агрегатов на два оборота (720°) по направлению вращения двигателя, чтобы метка 3 на шкиве «ВМТ цилиндра №1» установилась на некотором расстоянии от опорной метки 2 на крышке газораспределительного механизма (см. иллюстрацию).
В этом положении кулачки 1 привода клапанов поршня цилиндра должны быть развернуты вверх (см. иллюстрацию 4.62).
63. Установите в отверстие под датчик положения коленчатого вала упорный штифт 1 КМ-929 и заблокируйте коленчатый вал (см. иллюстрацию). При необходимости коленчатый вал немного поверните по направлению вращения двигателя, чтобы добиться нужной посадки упорного штифта.
В этом положении коленчатого вала опорные метки 2 должны находиться друг против друга (см. иллюстрацию 4.63), а стрелка 1 на звездочке ТНВД — совпадать с насечкой и отверстием 2 на фланце (см. иллюстрацию 4.64).
64. Зафиксируйте ТНВД упорным штырем 3 КМ-927, вставив его в отверстие на фланце звездочки привода (см. иллюстрацию).
65. Зафиксируйте распределительный вал с помощью приспособления 3 КМ-932, закрепив его на головке блока цилиндров и заведя его упорный штифт 2 в отверстие 1 фланца распределительного вала (см. иллюстрацию 4.46).
Внимание! Если упорный штифт 2 приспособления КМ-932 не удается завести в отверстие на фланце и зафиксировать таким образом распределительный вал, то процедуру регулировки фаз газораспределения следует повторить полностью.
Дальнейшая установка головки блока цилиндров выполняется в последовательности, обратной снятию. Моменты затяжки соответствующих резьбовых соединений приведены в спецификациях.
Источник
Головка блока цилиндров — снятие и установка (двигатель в автомобиле)
Замечание: При установке используйте новые болты крепления головки блока цилиндров.
Снятие
1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора.
2. Снимите воздушный фильтр.
3. Слейте охлаждающую жидкость.
4. Снимите шланги системы охлаждения с корпуса регулятора охлаждающей жидкости, ослабив хомуты. Снимите корпус термостата.
5. Очистите и снимите трубопроводы, ведущие к топливному насосу и форсункам. Отверстия закупорьте колпачками.
6. Отсоедините электрические провода от магнитного клапана отсечки топлива на насосе и от свечей накаливания. Снимите свечи накаливания и форсунки.
7. Открутите винты крепления и снимите крышку головки блока цилиндров.
8. Установите коленвал в положение ВМТ. Для этого установите коробку передач на нейтраль, примените ручной тормоз. Поверните коленвал за центральный болт на ременном шкиве в направлении вращения. Для поворота коленвала можно также включить 4-ю или 5-ю передачу и при отпущенном ручном тормозе переместить автомобиль. Коленвал установлен в положение ВМТ, если совмещены метки на шестерне распредвала и на маховике с указателем на картере.
9. Снимите башмак натяжителя цепи с коробки механизма привода.
10. Снимите шестерню распредвала, удерживая распредвал ключом КМ-143 с заднего торца.
11. Выкрутите постепенно все болты головки блока цилиндров (см. иллюстрацию).
12. Выкрутите 2 болта крепления коробки распредвала к головке блока цилиндров.
13. Снимите головку блока цилиндров (см. иллюстрацию).
14. Снимите прокладку головки блока цилиндров.
Примечание: Прокладки имеют различную толщину. Необходимо установить прокладку нужной толщины. Последняя определяется количеством насечек, их может быть от 1 до 3.
Установка
15. Перед установкой необходимо очистить совмещающиеся поверхности головки и блока цилиндров. При этом следите за тем, чтобы грязь не попала в отверстия блока цилиндров (для этого прикройте отверстия тряпкой).
16. Проверьте головку и блок цилиндров на искривление с помощью стальной линейки.
17. С правой и левой стороны стыковки блока цилиндров с коробкой распредвала нанесите слой герметика, например Opel №1503294.
18. Расположите новую прокладку головки блока цилиндров так, чтобы не были закрыты отверстия (см. иллюстрацию). Новая прокладка должна быть той же толщины, что и старая. Прокладка толщиной 1,3 мм имеет 1 насечку, толщиной 1,4мм — 2 насечки и 1,5 мм — 3.
19. Установите новую резиновую прокладку системы охлаждения с правой стороны.
Примечание: Чтобы при установке головки резиновая прокладка не выпала, покройте посадочное место смазкой для подшипников.
20. Установите головку блока цилиндров. Предварительно проверьте положение распредвала в ВМТ.
21. Установите и зажмите болты крепления головки блока цилиндров (см. иллюстрацию).
22. Все болты заворачивайте в два этапа в спиральной последовательности от середины к краям (см. иллюстрацию).
1 этап: Усилием затяжки 100 Нм.
2 этап:
Турбодизель: Довернуть на 135° (¼ + 1/8 оборота)
Дизель: повернуть жестким ключом на 90° (¼ оборота)
23. Затяните 2 винта крепления головки блока цилиндров к коробке распредвала усилием затяжки 15 Нм.
24. Наденьте шестерню на распредвал и затяните крепежный болт усилием затяжки 150 Нм, одновременно удерживая распредвал сзади с помощью специального инструмента КМ-143.
25. Установите устройство натяжения цепи с новым прокладочным кольцом. Проверьте фазы газораспределения. Прикрутите корпус термостата усилием затяжки 22 Нм. Установите свечи накаливания и форсунки.
26. Сжатым воздухом продуйте соединения каналов впрыска топлива. Прикрутите перекидную гайку усилием затяжки 25 Нм.
27. Подключите клеммы электрических соединений и свечей накаливания.
28. Присоедините выхлопную трубу к выпускному коллектору. Залейте охлаждающую жидкость. Про грейте двигатель до рабочей температуры. Проверьте уровень охлаждающей жидкости при рабочей температуре двигателя. Проверьте герметичность шлангов системы охлаждения.
29. Выключите двигатель и снимите крышку головки блока цилиндров.
30. Подтяните болты крепления головки блока цилиндров при разогретом двигателе. Затягивать болты следует жестким ключом без предварительного отворачивания и в спиральной последовательности от середины к краям.
Дизель: 30°
Турбодизель: 30° и потом подтянуть болты на 30°.
31. Поставьте крышку головки блок цилиндров.
Источник