Тест на способность к прогнозу

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Ответьте на следующие вопросы:

Тест-прогноз «Способности ребенка. Как их распознать?»

Если у ребенка преобладают способности в технической области, то он:

Если у ребенка ярко выражены музыкальные способности, то он:

— если играет на музыкальном инструменте или поет, то делает это с большим чувством и удовольствием;

Если у ребенка ярко выражены способности к научной деятельности, то он:

-создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна.
Если у ребенка ярко выражены артистические способности, то он:

— имеет способность к подражанию, меняет тональность и выражение голоса, когда подражает человеку, о котором рассказывает;

Если у ребенка незаурядный интеллект, то он:

— хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей и может их объяснить;
— обладает хорошей памятью;
— легко и быстро схватывает школьный материал, задает много интересных, необычных, но продуманных вопросов;

Если у вашего ребенка спортивный талант, то он:

— на уроках физкультуры в числе лучших учеников, хорошо развит физически, координирован в движениях, имеет хорошую пластику;

Если у вашего ребенка литературные способности, то он:

чтобы передать мельчайшие детали описываемого сюжета или персонажа;

Если у вашего ребенка художественные способности, то он:

На вопросы анкеты необходимо отвечать словами «да» или «нет».
Скорее способный, чем одаренный.

Если на 5 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.
Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.
Скорее одаренный, чем просто способный.

11. Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям.
Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к ответам на следующие вопросы.
Яркая одаренность.

Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей и требует от них огромных душевных сил для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся.

Признаки высоких умственных и творческих способностей детей.

Данные исследования помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.

Источник

Тест-прогноз. Способности ребёнка. Как их распознать?
тест (2 класс) на тему

Тест позволит определить скрытые способности вашего ребёнка. Он будет интересен родителям и учителям. Его можно использовать на тематическом родительском собрании «Способности моего ребёнка».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тест-прогноз «Способности ребенка. Как их распознать?»

Если у ребенка преобладают способности в технической области, то он:

Если у ребенка ярко выражены музыкальные способности, то он:

— если играет на музыкальном инструменте или поет, то делает это с большим чувством и удовольствием;

Если у ребенка ярко выражены способности к научной деятельности, то он:

-создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна.
Если у ребенка ярко выражены артистические способности, то он:

— имеет способность к подражанию, меняет тональность и выражение голоса, когда подражает человеку, о котором рассказывает;

Если у ребенка незаурядный интеллект, то он:
— хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей и может их объяснить;
— обладает хорошей памятью;
— легко и быстро схватывает школьный материал, задает много интересных, необычных, но продуманных вопросов;

Если у вашего ребенка спортивный талант, то он:

— на уроках физкультуры в числе лучших учеников, хорошо развит физически, координирован в движениях, имеет хорошую пластику;

Если у вашего ребенка литературные способности, то он:

чтобы передать мельчайшие детали описываемого сюжета или персонажа;

Если у вашего ребенка художественные способности, то он:

Если на 5 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.
Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.
Скорее одаренный, чем просто способный.

11. Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям.
Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к ответам на следующие вопросы.
Яркая одаренность.

Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей и требует от них огромных душевных сил для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся.

Признаки высоких умственных и творческих способностей детей.

Источник

Тесты способностей SHL как тесты при приеме на работу

В своей практике мы используем профессиональные тесты компании SHL. За многие годы мы многократно проверили валидность и надежность инструментов (профессиональных тестов) этой компании и доверяем результатам, которые мы получаем в результате использования тестов этой компании.

Психологические тесты являются одним из самых мощных инструментов в решении проблем отбора, распределения и продвижения персонала в компаниях. В бизнесе, с нашей точки зрения, хорошо работают профессиональные тесты. Профессиональный тест – это психологический тест, применяемый в мире профессиональной деятельности.

Тесты при приеме на работу. Основные типы.

Из всего многообразия психологических (психометрических) тестов могут быть выделены основные типы:

В данной статье мы поговорим о тестах способностей. Существуют различные типы тестов способностей:

Существуют основные категории современных тестов способностей:

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по подбору и оценке персонала на этапе найма. За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Татьяне Богатовой
+7 812 415 83 10 | [email protected]

Тесты при приеме на работу. Тесты способностей SHL

В своей практике мы часто используем именно тесты способностей, которые позволяют нам быстро оценить способности сотрудника, а именно

Почему мы используем тесты при отборе кандидатов.

Неудачный отбор, например, может приводить:

Перечислять к чему может приводить неудачный отбор можно много. Нужно понимать, что совокупная цена неудачного отбора не может быть подсчитана, но почти наверняка равна средней годовой зарплате, а на тех рабочих местах, где выдается выходное пособие – намного больше.

Интервьюирование, проводимое хорошо обученными опытными специалистами, с ясными критериями и спецификациями для каждой конкретной позиции, может дать хороший результат. При этом могут возникать ошибки. Например, эффект личной симпатии и тенденция недостаточно грамотного интервьюера выносить суждение о кандидате «как только он переступит порог», может приводить к серьезным ошибкам и предвзятому отношению в процессе отбора.

Применение тестов при отборе дает уверенность, что все кандидаты выполняют одинаковые задания и находятся в одинаковых условиях. Использование тестов бросает вызов стереотипным суждениям, сделанным интервьюером, и дает более объективный анализ, чем может дать один человек.

По этим причинам применение подходящих тестов повышает объективность в процессе отбора или оценки и, конечно, обеспечивает равные возможности всем кандидатам.

Интервью довольно неточно предсказывает успешность в профессиональной деятельности, чего нельзя сказать о тестах. Данных о валидности тестов способностей для предсказания успешности или обучаемости, гораздо больше, чем данных о валидности любых других методов отбора.

Точность прогноза достигается путем подсчета результатов тестирования относительно результатов репрезентативной и релевантной группы людей. То есть результаты интерпретируются в сравнении с нормативной группой.

Читайте также:  Сколько живут скорпионы гороскоп на

Применяя тесты, мы также способны, используя стандартные методы, оценить ошибку измерения и принимать решения с учетом этой ошибки. Этот подход известен, как оценка надежности теста.

Также мы устанавливаем, действительно ли тест измеряет то, для измерения чего он предназначен, то есть его валидность.

Итак, давайте более предметно посмотрим на тесты способности.

Тесты при приеме на работу. Вербальное мышление.

В тестах вербального мышления кандидату предлагается текст и вопросы к тексту, на которые нужно дать ответ в течение определенного времени. Ответы на вопросы предполагают оценить каждое из предложенных утверждений, исходя из приведенного ниже текстового фрагмента и затем выбрать один из предлагаемых вариантов ответа.

Выберите A: если утверждение с очевидностью верно или логически следует из информации, содержащейся во фрагменте.

Выберите B: если утверждение ошибочно или противоречит содержанию текстового фрагмента или логическим следствиям из него.

Выберите C: если без дополнительной информации вы не можете сказать верно или ошибочно данное утверждение.

Время на тест дается 30 минут. После чего тест заканчивается.

Тесты при приеме на работу. Числовые способности.

В этих тестах кандидату даются задания для поиска числовой информации с минимальным количеством математических расчетов. Тесты больше рассчитаны на понимание данной числовой информации чем на правильность расчетов.

Время на тест дается 30 минут. После чего тест заканчивается.

Тесты при приеме на работу. Как оценить результаты тестов

В результатах тестов нас интересуют результаты кандидатов, которые выражаются в процентилях. Процентиль, или процентильный ранг показывает, сколько процентов нормативной группы превзошел данный кандидат. Например, 80-ый процентиль показывает, что данный кандидат выполнил тест лучше, чем 80% нормативной группы. Только 20% группы сделали тест лучше него. Преимущество шкалы процентилей состоит в том, что она легко понимается и интерпретируется. Это одна из наиболее популярных шкал, особенно для лиц, не знающих психометрики. Поэтому логично использовать процентили в отчетах, представляемых менеджерам, а также при обратной связи. Процентили – пример порядковой (ранговой) шкалы. Это означает, что они дают только порядок, в котором распределены результаты кандидатов. Разумеется, с такой шкалой нельзя производить никаких математических действий: результаты нельзя складывать или считать среднее.

Если возникает необходимость сравнить кандидатов, то можно воспользоваться Т баллами. Т баллы очень популярны в тестах способностей. Именно Т баллы кандидатов можно сравнивать, а также складывать (например, можно сложить Т баллы числового и вербального теста).

Стандартная оценка тестов

Менее 30 процентилей. Чем меньше процентиль, тем ниже способности кандидата работать с числовой или вербальной информацией. Этот показатель показывает, насколько быстро кандидат может изучить и усвоить новую информацию. При этом нужно помнить, что если будущий сотрудник хорошо знаком с функцией должности, которую он будет выполнять в компании, то низкие показатели по процентилям теряют свою значимость и становится более значимы его профессиональные знания. Желательно, если у Вас выстроена система тестирования кандидатов, отслеживать успешность кандидатов с различными баллами, в том числе и низкими показателями процентилей. Это позволит Вам самостоятельно выставлять уровень процентилей, по которому Вы будете принимать решения о кандидате. Из нашего опыта, в некоторых отраслях 25 – 28 процентилей может быть вполне достаточно для успешности в работе.

Более 30 процентилей. Если кандидат показывает результат выше 30 процентилей, то можно говорить о его способностях быстро осваивать новую информацию и быстро развиваться в новых направлениях. Нужно помнить, что показатели выше 30 процентиля не имеют шкалы успешности, а именно нельзя утверждать, что кандидат имеющий результат 45 процентилей будет менее успешным чем кандидат, оценка которого 60 процентилей. Здесь есть еще один «подводный» камень. Кандидат с высокими показателями по тестам может стать неуспешным сотрудником. Мы долго искали этому объяснение. В итоге остановились на следующем:

При вышеописанных ситуациях сотрудник, имеющий 95 процентилей по обоим тестам (вербальный и числовой) становится неуспешным и в итоге покидает компанию.

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по подбору и оценке персонала на этапе найма. За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Татьяне Богатовой
+7 812 415 83 10 | [email protected]

Источник

Глава 5

ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ВРЕМЕННОГО ПОЛЯ ЛИЧНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ К ДИАГНОСТИКЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ

Диагностика прогностической способности имеет две цели: во-первых, определение актуального уровня развития способности к прогнозированию; во-вторых, определение потенциальных возможностей развития этой способности. Область применения результатов диагностического обсле­дования в соответствии с первой целью достаточно широ­ка: профотбор на педагогические специальности, профес­сионально-педагогическая аттестация и составление квалификационных характеристик и рекомендаций. Во вто­ром случае данные диагностики необходимы для корректи­ровки и совершенствования профессиональной подготовки в вузе, осуществления индивидуального подхода при под­готовке специалиста.

Характеристики познавательной прогностической дея­тельности и соответствующей способности взяты за исход­ные при разработке диагностики: требований к ней, отбору методов и т. д.

В соответствии с ними предметом диагностики способ­ности прогнозирования являются качества мышления, оп­ределяющие «ядро» структуры этой способности. Как было установлено, к ним относятся не все качества, включенные в прогнозирование, а лишь некоторые: аналитичность, глу-

Требования к диагностике

бина, осознанность, гибкость, перспективность, доказа­тельность мышления. Значит, диагностировать необходимо именно эти качества, а не случайные, ситуативные их про­явления. Поэтому нужно предусмотреть условия для опре­деления устойчивости и обобщенности качеств. Известно, что одним из основных признаков устойчивости и обобщен­ности психических качеств является их перенос. Диагно­стика должна предусматривать разнообразные условия прогностической деятельности, в которых можно было бы фиксировать наиболее устойчивые обобщенные качества мышления, влияющие на успешность прогнозирования.

Рассмотрим основания, по которым целесообразно ран­жировать условия переноса. Как уже отмечалось ранее, прогнозирование осуществляется на различных уровнях психического отражения: сенсорно-перцептивном, пред-ставленческом, мыслительном. Общим для них является познавательная направленность прогнозирования. Но эти уровни не исчерпывают всего многообразия проявлений прогнозирования. К настоящему времени накоплено доста­точно много фактов, которые позволяют говорить о лично­стном уровне прогнозирования. Здесь имеются в виду осо­бенности временных аспектов самосознания: осознание своего «Я» во времени, «экстраполяция себя в будущее», временные центрации личности, осознание своей ответ­ственности за последствия своих решений и действий и др. При диагностике способности прогнозирования этот аспект также необходимо учитывать, поскольку личностные осо­бенности не могут не оказывать влияния на развитие спо­собности прогнозирования.

Следовательно, по уровню психического отражения в диагностике должны быть предусмотрены условия для про­явления прогнозирования как познавательной способности (сенсорно-перцептивной, представленческой, мыслитель­ной) и для проявления личностных свойств, связанных с прогнозированием.

В соответствии с целями диагностики при отборе мето­дов по данному основанию должны быть внесены ограниче­ния. Из всех познавательных уровней целесообразно диа­гностировать способность прогнозирования на мыслитель-

ном уровне. Во-первых, потому, что любая деятельность содержит достаточно большой класс прогностических мыс­лительных задач. Во-вторых, потому, что мыслительный уровень связан с сенсорно-перцептивным и представлен-ческим.

Отбор мыслительных задач, которые могут быть вклю­чены в диагностику, также требует ограничений. Его мож­но провести по такому основанию, как вид мыслительной задачи. В психологии есть множество доказательств того, что именно в зависимости от вида задачи, который опреде­ляется ее требованиями, степенью сложности, определен­ности, динамичности, в ходе решения актуализируются те или иные качества мышления.

Опираясь на цели диагностики, можно выделить два ви­да задач: прогностические и непрогностические. Первые имеют своим требованием построение прогноза, то есть установление причинно-следственных связей, моделирова­ние будущего, выдвижение и анализ гипотез, планирова­ние. Вторые — непрогностические — не содержат такого требования, то есть целью решения задач не является по­лучение прогноза. Однако прогнозирование в той или иной форме включено в решение любой мыслительной задачи (см. главы 1, 2). Поэтому есть смысл отобрать для диагно­стики способности прогнозирования и непрогностические задачи. Критерием отбора можно рассматривать актуали­зацию в ходе решения качеств мышления, составляющих «ядро» структуры способности прогнозирования. Проявле­ние глубины, гибкости, перспективности мышления при решении непрогностических задач может служить доказа­тельством широты переноса соответствующих качеств в различные условия мыслительной деятельности.

Читайте также:  Что значит если приснилась магия

Прогностические задачи очень разнообразны по содер­жанию. Разнообразие состоит в том, что для их решения должны быть использованы профессиональные (специаль­ные) знания, которые могут выступать как основания для прогнозам Знания — основания прогноза — и его успеш­ность очень тесно связаны. В проведенных исследованиях нам удалось определить некоторые зависимости между ка­чественными характеристиками знаний и характеристика-

ми прогноза. Так, было установлено, что вероятность полу­чения правильного прогноза возрастает, если человек опи­рается на знание закономерных связей и отношений, а не на аналогии или частные единичные наблюдения. Интерес­ными оказались результаты о соотношении объема необхо­димых для прогнозирования знаний и результата прогнози­рования: избыток информации дает почти такой же невер­ный результат, как и ее недостаток. Оптимальной является целенаправленная, в соответствии с заданной целью актуа­лизация знаний. Кажется, диагностирование особенностей знаний как оснований прогноза становится необходимым. Однако полученные нами данные о развитии способно­сти прогнозирования педагогических явлений у студентов, а также изучение прогностической деятельности учителя (Л. В. Лежнина, 1995; Г. И. Кислова, 1995; И. Ю. Махова, 1989, Л. А. Регуш, 1985 и др.) показывают, что прямой за­висимости между полнотой, правильностью, обобщенно­стью знаний и успешностью прогнозирования нет. Суще­ственное влияние на результат оказывает операционная сторона прогнозирования, опосредованная качествами мы­шления и составляющая «ядро» способности прогнозиро­вания. Качества мышления, которые развиваются у чело­века при прогнозировании в допрофессиональныи период жизни, оказываются весьма значимыми для прогнозирова­ния в профессиональной деятельности. Полученные экспе­риментальные данные убеждают в том, что самостоятель­ное специальное диагностирование способности использо­вания знаний нецелесообразно. Однако диагностика, не учитывающая этой существенной стороны прогнозирова­ния, также неправомерна. Прогнозирование тем и отлича­ется, например, от предугадывания, предчувствия, что че­ловек осознает основания для получения прогноза. Воз­можный путь снятия этого противоречия — создание условий, при которых, прогнозируя, человек стоял бы пе­ред необходимостью использования профессиональных знаний, причем объем, обобщенность, существенность зна­ний должны быть контролируемы. Это может быть реали­зовано за счет разработки прогностических задач с соответ­ствующими параметрами.

Как известно, объективность диагностики способностей зависит от реализации принципа развития. Следующее требование к разрабатываемой диагностике должно предус­матривать возможности для реализации этого принципа. На протяжении десятилетий диагностика способностей бы­ла ориентирована на определение актуального уровня их развития. Для современной психодиагностики характерен поиск методических средств для диагностики развива­ющейся способности. В связи с этим в психодиагностике стали отрабатываться две группы приемов: а) создание ди­агностических обучающих программ (Психодиагностика, 1986; И. В. Ермакова, 1986; Общая психодиагностика, 1987); б) создание диагностических задач, находящихся в отноше­нии: основная задача — серия задач-подсказок (Пробле­мы диагностики, 1975). В этом случае через задачи-подсказ­ки можно варьировать меру помощи в решении основной задачи, а значит, выявлять развиваемость — потенциаль­ные возможности развития на ближайшем этапе. При диаг­ностике способности к прогнозированию педагогических явлений может быть использован второй путь. Он предус­матривает включение в диагностику системы прогностичес­ких задач, которые могут задаваться «без подсказок» и с «подсказками». Варьирование меры помощи при решении прогностических задач поможет учесть потенциальные воз­можности развития способности к прогнозированию.

На рис. 14 представлена обобщенная схема условий пе­реноса качеств мышления, составляющих ядро способнос­ти прогнозирования.

Уточним требования к психодиагностике, опираясь на имеющиеся в литературе данные о возможности использо­вания компьютерной техники. В качестве обязательных це­лесообразно принять следующие требования: процедура диагностики должна широко использовать ответы испыту­емого (обратную связь): пути решения задач, характер оши—бок, мера и характер подсказок должны максимально вы­являться и фиксироваться; автоматизированная система должна обладать максимальной «интеллектуальностью», то есть обеспечивать возможность гибкого и удобного взаимо­действия с различными испытуемыми, в том числе и не име-

Рис. 14. Схема ранжирования условий переноса при диагностике спо­собности прогнозирования

ющими опыта работы с компьютером; техника должна обес­печивать возможность выполнения большинства запросов экспериментатора, включая подготовку, проведение диа­гностического обследования и обработку его результатов, хранение большого количества разнообразного материала, осуществление поиска затребованных данных, подготовку выходных материалов в нужной форме

Таким образом, основные требования, которые предъяв­ляются к комплексной системе диагностики способности прогнозирования, следующие:

1) обследуемые должны быть включены в прогностиче­скую деятельность;

2) прогностическая деятельность представляется разно­образной как по содержанию (педагогическая — непедаго­гическая), так и по видам познавательных задач (прогно­стические — непрогностические);

3) анализ деятельности обследуемых должен обеспечи­вать условия для изучения качеств мышления, составляю­щих «ядро» структуры способности прогнозирования;

4) учет и анализ личностных особенностей обследуемых должны соотноситься с характером успешности прогности­ческой деятельности;

5) должны быть предусмотрены возможности использо­вания компьютерных технологий в целях диагностики и анализа полученных результатов.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ

Цель: определение точностных характеристик эффек­тов пространственной антиципации.

Материал: лист белой бумаги (210×300 мм) в фор­ме эллипса, на котором нанесены черные линии. Длина вертикальной линии 32 мм. Расстояние до горизонталь­ной линии 80 мм. Лист имеет форму эллипса для того, что­бы испытуемый не мог ориентироваться на прямые края листа и задача не сводилась бы к делению горизонтальной линии на пропорциональные отрезки.

Процедура проведения. Тест-объект предъ­является таким образом, чтобы искомый вертикальный от­резок совпадал с сагиттальной плоскостью тела. Испытуе­мый должен мысленно продолжить вертикальный отрезок до пересечения с горизонтальной линией и как можно точ­нее указать карандашом предполагаемую точку их пересе­чения. Положение тела при выполнении задачи такое же, как положение за столом при письме.

Инструкция. Опустите руку с карандашом вниз. На листе бумаги начерчены вертикальная и горизонталь­ная линии. Мысленно продолжите вертикальную линию до пересечения с горизонтальной. Определите точку, в кото­рой проекция вертикального отрезка пересечет горизон­тальную прямую. Руку с карандашом можно подводить к горизонтальной линии только после того, как будет мыслен-* Авторы: Е. Н. Сурков, Г. В. Суходольский. А. 3. Гафаров.

но определена точка пересечения. Какие-либо движения рукой над линиями до команды осуществлять нельзя. При­готовились: строим проекцию, поднимаем карандаш над листом, ставим точку.

Методику с каждым человеком можно проводить дваж­ды: один раз с правой рукой, другой — с левой. Объектив­ность получаемых данных об особенностях пространствен­ной перцептивной антиципации может быть повышена, если на каждую руку провести несколько проб, меняя дли­ну вертикальных линий и расстояние до горизонтальных. В этом случае составляется график проведения обследова­ния, в котором предусматриваются временные интервалы между пробами.

Обработка сводится к определению диапазона оши­бок пространственной антиципации при выполнении зада­ния правой и левой рукой и определении средней величины ошибки.

Методика «Прогностическая задача»*

Опираясь на теоретические положения о речемысли-тельном прогнозировании, нами была разработана, а затем Н. Л. Сомовой (2002) стандартизирована методика диагно­стики способности к прогнозированию «Прогностическая задача».

Показателями способности прогнозирования выступи­ли уровни успешности прогнозиронания, осуществляемого как установление причинно- следственных связей, плани­рование, преобразование представлений, выдвижение и раз­витие гипотез. Они были установлены в ходе исследований, результаты которых описаны в главе 3.

Содержательная характеристика показателей оценки качеств мышления, определяющих способность к прогно­зированию, приведена ниже.

1. Уровень вербального обобщения следствий — пока­затель, отражающий умение отразить выделенные общие признаки следствий в соответствующей словесной форме.

* Авторы: Л. А. Регуш, Н. Л. Сомова.

2. Обоснованность выделенных следствий — показа­тель, фиксирующий умение обосновать выделенные след­ствия (единичными примерами, фактами, либо через уста­новление закономерностей, выделение системы связей).

3. Перспективность следствий — показатель «улав­ливает» различия испытуемых в умении видеть и ориенти­роваться на различную временную перспективу (выделе­ние следствий, достаточно отдаленных от событий, задан­ных в условии, либо событий, близких во времени).

4. Логика построения следствий — данный показа­тель измеряет различия в качественной структуре логиче­ских суждений (выдвигается одно или несколько следст­вий; развитие выдвинутых следствий происходит одноли­нейно или мпоголинсйно; разветвляются ли выдвинутые следствия).

Читайте также:  Что такое фортуна в гороскопе

5. Осознание вероятностного характера следст­вий — показатель, отражающий осознание испытуемым того, что выделенные следствия характеризуются опреде­ленной вероятностью (в ответ вводятся или не вводятся условия их осуществления).

6. Осознание этапов процесса прогнозирования при установлении причинно-следственных связей — показа­тель отражает уровень осознания этапов процесса прогно­зирования (перечисление известных навыков либо указа­ние мыслительных операций, которые необходимо выпол­нить для установления причинно-следственных связей).

7. Широта ассоциативного поля — показатель того, насколько полно, многопланово, всесторонне испытуемый может проанализировать один и тот же предмет, о чем сви­детельствует количество возникающих ассоциативных связей.

8. Вариативность ассоциаций — показатель фиксиру­ет различные варианты развития ассоциативных связей, разнонаправленность ассоциаций.

9. Пластичность представлений — показатель отра­жает различные уровни преобразования представлений (представления не преобразуются, а просто воспроизводят­ся, либо известные представления дополняются, комбини­руются, придумываются новые назначения неизвестных

предметов; известный предмет включается в новую систе­му связей).

10. Уровень вербального обобщения причин — показа­тель, фиксирующий умение отразить установленные при­чины в соответствующей словесной форме.

11. Полнота причинно-следственных связей — пока­затель, отражающий выделение максимального числа воз­можных причинно-следственных связей в заданной ситу­ации.

12. Существенность причинно-следственных свя­зей — умение выделить существенное общее в установле­нии причинно-следственных связей (указываются случай­ные, несущественные связи, либо берутся отношения по­вторяющиеся, существенные, обобщенные).

13. Перспективность причинно-следственных свя­зей — показатель, измеряющий временную перспективу выделенных причинно-следственных связей (близкие или далекие во времени).

14. Осознание цели плана — показатель, определя­ющей, осознается ли цель планирования, формулируется ли она в ответе, а также существует или нет соответствие между сформулированной целью и содержанием плана.

15. Полнота операций планирования — показатель, отражающий уровень владения операциями умственного действия планирования — формулировкой цели, выделени­ем всех необходимых и достаточных действий в соответ­ствии с целью, установлением последовательности дейст­вий в соответствии с целью.

16. Широта поиска при выдвижении гипотез — пока­затель, отражающий различную логику гипотетических суждений при выдвижении всех возможных гипотез в от­ношении тех или иных событий (одно направление разви­тия гипотезы, либо ряд гипотез; появление или непоявле­ние новых гипотез в связи с предыдущими).

17. Учет требований условий при выдвижении гипо­тез — показатель того, насколько в ответе фиксируется анализ условий задачи, и пр»и этом факты используются для формулирования гипотез (учитываются многие или не все требования).

18. Гибкость гипотез — по этому показателю фикси­руются различия испытуемых в умении изменить ранее сформулированные гипотезы или отказаться от них, если они оказались неверными, и высказать новые.

19. Обоснованность гипотез — показатель, отража­ющий уровень обоснования правильности гипотез (единич­ными, случайными фактами, либо ссылаясь на известные случаи, либо доказывая правильность, пытаясь найти или устанавливая закономерности).

В качестве интегральной шкалы методики используется шкала оценки способности к прогнозированию, так как все выделенные показатели способности к прогнозированию полностью описывают структуру способности к прогнози­рованию. Установленный круг показателей можно рассмат­ривать как подробную качественную и репрезентативную характеристику мыслительных процессов, отражающих индивидуальные уровни их проявления при прогнозирова­нии. Показатели охватывают все многообразие проявлений мыслительных процессов при прогнозировании.

Область применения методики. Предпо­лагается использование методики «Прогностическая зада­ча» в психодиагностике, при проведении психологической экспертизы, в ситуациях определения профессиональной пригодности или профессиональной компетентности. С по­мощью методики может быть установлен психологический диагноз и построен психологический прогноз. По результа­там методики могут быть определены пути психологиче­ского воздействия, а также поставлены задачи для самораз­вития человека.

Ограничения применения методики. Методика стандартизирована, поэтому может быть приме­нена для достаточно широкого круга испытуемых. Возмож­ное ограничение применения методики связано с возрастом (данная методика позволяет использовать ее для людей шестнадцати лет и старше), а также с низким (ниже возра­стной нормы) уровнем психического развития (специаль­ные исследования на этот счет не проводились).

Описание условий проведения тести­рования. Испытуемые получают бланки с заданиями,

которые выполняют в письменной форме. Время выполне­ния заданий не ограничивается, но абсолютное большин­ство испытуемых укладывается во временной интервал 40-45 мин. Процедура исследования предполагает также групповое тестирование.

С целью маскировки истинной цели диагностики испы­туемым сообщается, что данный тест помогает узнать осо­бенности воображения.

Содержание заданий и процедура про­ведения

Методика представляет собой набор из пяти прогно­стических задач, которые предлагается решить испытуе­мому. Ответы даются в письменном виде.

Инструкция для экспериментатора. Тес­товые задания предъявляются испытуемым в определенном порядке. В ситуации индивидуального тестирования испы­туемый вначале решает задачи 1-4 и 5. После того как дан ответ на задачу 5, экспериментатор дает дополнительную информацию 5.1, напечатанную на отдельном бланке. Пос­ле того как дан ответ на дополнительную информацию 5.1 к задаче 5, экспериментатор предлагает информацию 5.2, а затем по такой же схеме — информацию 5.3. Каждая по­следующая порция информации предъявляется только тог­да, когда дан ответ на предыдущую.

Инструкция для испытуемых. Внимательно прочитайте предлагаемые вам задания и ответьте на них как можно полнее, но при этом четко на поставленный вопрос. После выполнения задачи 5 переверните первый лист и только после этого ответьте на задачу 5.1. Точно также после выполнения задачи 5.1. приступайте к выпол­нению задачи 5.2, а затем — задачи 5.3. Приступайте к выполнению следующей части задания только после того, как полностью ответили на предыдущую. Если у вас воз­никли вопросы, обратитесь к психологу.

Образцы бланков Бланк 1

1. Каковы могут быть последствия так называемого «парникового эффекта» (потепления климата, вызванного большой концентрацией углекислого газа в атмосфере)?

2. Каковы причины дорожно-транспортных происше­ствий?

3. Составьте план подготовки к поездке в Москву.

4. Перечислите как можно больше возможностей ис­пользования таких предметов: а) расческа и б) зеркало.

5. «На берегу озера, окруженного большими массивами леса, построили бумажный комбинат». Выскажите все предположения о том, к чему может привести постройка бумажного комбината. Ответ обоснуйте.

5.1. Дополнительная информация. «В озеро впадает и из озера вытекает несколько рек». Учитывая это сообще­ние, сформулируйте новые предположения, оцените напи­санные выше и выпишите из них те, которые по-прежнему считаете верными. Те предположения, которые высказали сначала, а теперь считаете неверными, не выписывайте.

5.2. Дополнительная информация. «На построенном комбинате действуют хорошие очистные сооружения, по­этому вода в озеро сбрасывается чистой и воздух также не загрязняется». Учитывая это сообщение, сформулируйте новые предположения, оцените написанные выше и выпи­шите из них те, которые по-прежнему считаете верными. Те предположения, которые высказали сначала, а теперь считаете неверными, не выписывайте.

5.3. Дополнительная информация. «Взамен вырублен­ного леса постоянно высаживается молодняк». Учитывая это сообщение, сформулируйте новые предположения, оце­ните написанные выше и выпишите из них те, которые по-прежнему считаете верными. Те предположения, которые высказали сначала, а теперь считаете неверными, не выпи­сывайте.

Объясните, почему оставшиеся предположения считае­те верными.

Тестовые показатели. Результаты выполнения зсех задач оцениваются по 18 показателям.

Задача 1 направлена на установление следствий; пока­затели прогностической способности:

1. Уровень вербального обобщения следствий.

2. Обоснованность выделенных следствий.

3. Перспективность следствий.

4. Логика построения следствий.

5. Осознание вероятностного характера следствий.

6. Осознание этапов процесса прогнозирования при установлении причинно-следственных связей.

Задача 2 направлена на установление причин; показате­ли прогностической способности:

7. Уровень вербального обобщения причин.

8. Полнота причинно-следственных связей.

9. Существенность причинно-следственных связей. Задача 3 направлена на изучение функции планирова­ния; показатели прогностической способности:

10. Осознание цели плана.

11. Полнота операций планирования.

Задача 4 направлена на реконструкцию и преобразова­ние представлений; показатели прогностической способно­сти:

12. Широта ассоциативного поля.

13. Вариативность ассоциативного поля.

14. Пластичность представлений.

Задача 5 направлена на выдвижение и развитие гипотез; показатели прогностической способности:

15. Широта поиска при выдвижении гипотез.

16. Учет требований условий при выдвижении гипотез.

17. Гибкость гипотез.

18. Обоснованность гипотез.

Обработка результатов. Используя данные качественного и количественного анализа, оцените уро­вень выполнения заданий. С целью получения психологи­ческой информации об испытуемом данные по показате-

Уровень развития способности к прогнозированию

Источник

Оцените статью
Adblock
detector