Теория и практика сценической магии

Владимир Свечников ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЦЕНИЧЕСКОЙ МАГИИ

1 Владимир Свечников ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЦЕНИЧЕСКОЙ МАГИИ

2 Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Владимир Свечников Теория и практика сценической магии Саратов

3 ББК С24 УДК 7.08:001.8 Рецензенты: декан театрального факультета Саратовской консерватории, доцент кафедры «Мастерство актера» Н. П. Горюнова Художественный руководитель Саратовского ТЮЗа, Народный артист России Ю. П. Ошеров Свечников В. С. С24 Теория и практика сценической магии. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, с. ISBN В книге рассматриваются особенности синтетического жанра иллюзионизма выделяющие его из других жанров современного шоу-бизнеса. Анализируются выступления современных звезд иллюзионизма Давида Копперфильда, Зигфрида и Роя, Ланса Бартона и др. Исследуются коммуникативные принципы сценической магии, позволяющие магам манипулировать восприятием зрителей, приводится классификация иллюзионизма. Анализируются приемы и средства, позволяющие реализовать определенные магические эффекты. Предлагаются методики разработки отдельных иллюзионных номеров и методики экспертизы паранормальных явлений. Для искусствоведов, театральных деятелей, работников клубных учреждений, студентов театральных факультетов и всех тех, кто интересуется сценической и другими видами магии С С97(03) 98 ББК ISBN В.С. Свечников, 1998.

4 Н а у ч н о е и з д а н и е Свечников Владимир Серафимович Теория и практика сценической магии Редактор З. И. Шевченко Лицензия ЛР от Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бум. тип. Усл. печ. л. 11,62 (12,5) Уч. изд. л. 12,0 Тираж 500 экз. Заказ С 62 Саратовский государственный технический университет г. Саратов, ул. Политехническая, 77 Копипринтер СГТУ, г. Саратов, ул. Политехническая, 77

5 Оглавление Введение. 3 Глава 1. Структура сценической магии Глава 2. Классификация магических эффектов.. 55 Глава 3. Анализ магического акта «Созидание» Появление Исчезновение Перемещение (транспозиция) Изменение вида (трансформация) Восстановление 108 Глава 4. Анализ магического акта «Управление» Оживление Левитация Липкость Глава 5. Анализ магического акта «Нарушение законов природы» Неуязвимость Проницаемость Совпадения Неудачи зрителя Аномальные явления. 144 Глава 6. Анализ магического акта «Ментализм» Мысленный контроль Розыск, идентификация Чтение мыслей Передача мыслей Предсказания Экстрасенсорика Глава 7. Методики разработки и экспертизы магических актов Магические приемы Магические средства Основные факторы, учитываемые при реализации магических эффектов Типы сервантов Способы извлечения объектов из сервантов Методика разработки иллюзионного номера Магические эффекты в театральных постановках Методика создания иллюзионного аппарата Методика экспертизы паранормальных явлений. 174 Глава 8. Коммуникативные принципы сценической магии Заключение. 188 Библиографический список.. 191

10 Введение 7 и, как правило, находит единственно верное и реальное объяснение происходящего, ускользающее от взрослых и отягощенных таким жизненным опытом наблюдателей. Возможно, именно это обстоятельство позволило сказать, что устами младенца глаголет истина. По этой причине для исследования методологической сущности магических феноменов исследователь необходимо должен стать магом, «получить посвящение», самостоятельно овладеть магическими приемами и начать экспериментировать. Но и этого недостаточно, поскольку в своих, теперь уже осознанных, магических действиях он будет какое-то время находиться в роли исполнителя. Для исследования методологии магии необходимо занять так называемую «третью позицию», то есть отстраненно, объективно фиксировать как действия мага, известные на этом этапе исследователю, так и вызываемые этими действиями реакции наблюдателей. Только при таком подходе возможно объективное исследование самого феномена магии. При любом другом подходе исследователь неизбежно останется либо в позиции исполнителя, либо в позиции наблюдателя. И в том, и в другом случае он никогда не сможет быть объективным исследователем. Изучая методологические основы магии как коммуникационного процесса, необходимо расчленить все исследование на несколько параллельных этапов: выявить и исследовать чисто технические приемы и средства создания промежуточных магических эффектов; выявить и исследовать психологические основы магического акта, использующего магические эффекты как средство получения необходимых коммуникационных реакций; выявить и исследовать приемы синтеза технических и психологических сторон магии как коммуникационного процесса. Однако, приступая к изучению магических средств и приемов, исследователь, прежде всего, натолкнется на нежелание практикующих магов раскрывать свои профессиональные секреты. Практически во всех описанных случаях исследования магических феноменов, маги, на словах выражая желание сотрудничать, оставляют своих исследователей в позиции наблюдателей и продолжают их мистифицировать, добиваясь признания своих необъяснимых исключительных способностей, что в большинстве случаев является скрытой целью проводимого магами коммуникационного процесса [57, 58, 63, 133]. Много лет назад магия как бы разделилась на два принципиально различных направления: одно из них относит магию к оккультным наукам со всеми присущими оккультизму аксессуарами, другое провозгласило раз-

Читайте также:  Фиктивные точки в астрологии это

14 Введение 11 исполнителей вообще самым важным, с их точки зрения, является сокрытие секрета трюка. Разумеется, этот секрет является важнейшим фактором магии, поскольку именно непонятность происходящего и несет в себе все очарование тайны. Но, вместе с тем, этот технический секрет представляет собой лишь прием, инструмент, не более того. В проводимых исследованиях магии автор исходит из основной предпосылки: маг не совершает ничего сверхъестественного и мистического. Все чудеса происходят в сознании зрителей. Мастерство мага заключается в искусстве интерпретации того, что он демонстрирует, и в виртуозном владении приемами коммуникации. Многие маги настойчиво привлекают к своим выступлениям мистику и таинственность, чтобы подальше увести зрителей от распознавания сущности проводимого процесса коммуникации, добиваясь в конечном итоге поставленной цели. Классификация магических эффектов позволила выявить базисные основы тысяч трюков, описанных в специальной отечественной и зарубежной литературе. Аналитическое исследование технических и психологических приемов и средств реализации магических эффектов проводилось на основе многолетней сценической практики автора. Исследованию подвергались также магические эффекты, отдельные номера на конкурсах исполнителей и иллюзионные шоу, демонстрируемые российскими и зарубежными артистами. В результате проделанной работы в единую систему объединены все основные принципы, применяемые в настоящее время в искусстве сценической магии. Выявление и систематизация базисных основ иллюзионизма позволила создать методику синтеза новых трюков. Систематизация базисных средств и приемов практической магии позволила разработать методику экспертизы паранормальных явлений с целью выявления возможности применения их демонстраторами приемов сценической магии. Аналитические и практические исследования позволили сформулировать коммуникативные принципы сценической магии, являющиеся основой комплексного подхода к созданию новых иллюзионных представлений. Дальнейшим развитием этой работы будет углубленное исследование художественной стороны иллюзионизма. Здесь наиболее важным представляется выявление воздействия на образное восприятие зрителей создаваемого художественного образа с полным набором иллюзионных средств и приемов, с дизайном иллюзионной аппаратуры, с музыкальным и световым решением номера. Весьма перспективным направлением может стать исследование психологических возможностей активизации творческих процессов с помощью магических приемов.

19 16 Теория и практика сценической магии и убедительность в отдельных мелких деталях, которые большинством зрителей не фиксируются сознательно. В отличие от многих своих коллег, выступающих с такой же аппаратурой, в номерах Копперфильда самым тщательным образом отработаны многие психологические тонкости демонстрации этого трюка. Убедительность иллюзорных реальностей достигается на уровне подсознания. Во всяком случае, когда я много раз показывал на своих лекциях фрагменты этих грандиозных шоу и просил зрителей пояснить, почему они получают то или иное впечатление, практически никто не мог объяснить своего внутреннего убеждения. Однако такое убеждение имело стойкий характер, что подтверждает воздействие на подсознательном уровне. Поясню это на примере трюка «Прохождение сквозь Великую Китайскую Стену». В этом шоу Копперфильда наиболее четко сконцентрированы приемы управления вниманием и восприятием на подсознательном уровне. Рис. 1. Давид Копперфильд с макетом исчезающей статуи Свободы Перед номером следует яркий эмоциональный рассказ о китайском монахе, останки которого были обнаружены внутри стены, на основании чего высказывается предположение о том, что древние китайцы владели секретом «просачивания» сквозь стены. Дается даже почти научное объяснение на примере куска льда, заключенного в коробку. Когда лед растает, вода просочится сквозь картонные стенки, а затем ее можно заморозить и снова превратить в лед. Далее иллюзионный трюк получает новую «научную» поддержку: на теле Давида закрепляют датчики, позволяющие «следить» за работой его сердца и видеть кардиограмму на экране осциллографа. Пока все это происходит, ассистенты устанавливают вплотную к стене тонкую платформу на высоте около полутора метров и начинают медленно

Читайте также:  Прогноз солнечной активности на неделю

20 Глава 1. Структура сценической магии 17 затягивать ее боковые стороны белыми экранами. В это время к ним поднимается по лестнице озабоченный предстоящим серьезным испытанием Давид. Он, как боксер перед боем, выходит на платформу с полотенцем на плечах. В контексте номера это полотенце превосходно замотивировано и в дальнейшем сыграет незаметную, но весьма важную психологическую роль. Давид озабоченно проводит рукой по камням стены, а ассистенты к этому времени заканчивают затягивать стенки платформы белым материалом и включают внутренний прожектор. На боковой стенке, ставшей теперь экраном, появляется четкая, движущаяся тень Давида с полотенцем на плечах. Ассистент через щель в экранах протягивает руку внутрь, и Давид отдает ему полотенце. Это отлично видно. Ассистенты мгновенно откатывают в сторону ненужную теперь лестницу, и Давид остается один на один с Великой Китайской Стеной. Он решительно вытягивает руки вперед, и зрители видят, как его тень входит в стену! Давид на глазах у сотен зрителей медленно исчезает внутри стены. Ассистенты подбегают и сдергивают ненужные теперь экраны. Платформа пуста. Видеокамера поднимается над стеной, видно, как толпа наблюдателей дружно перебегает на другую сторону широкой дороги, которая тянется по верху стены. Все боятся пропустить момент выхода Давида из камня. Ассистенты подкатывают к стене плоскую платформу, в которой явно негде спрятаться человеку, придвигают к ней пологую лестницу, взбегают по ней и натягивают белый экран прямо по поверхности стены. Внезапно экран натягивается со стороны стены, и как в фильмах ужасов все видят, что из стены начинает вылезать человек. Появляются его руки, которые стараются прорвать экран, лицо, искаженное беззвучным криком Но Стена не отпускает Давида и неумолимо затягивает назад. В этот момент исчезает сигнал от датчиков сердечной деятельности артиста, и ритмичное пощелкивание сменяется тревожным зуммером. Напряжение стремительно растет. Ситуация как будто вышла из-под контроля. Ассистенты быстро закрывают все стороны платформы уже знакомыми экранами, словно стараясь уберечь нас от кошмарного зрелища. Внутри вспыхивает прожектор. Из стены медленно появляется тень руки, за ней другая, вот, наконец, показался торс Давида. Он старается вырваться из смертельного объятия камня, тянет руки вперед последним усилием и стремительно сдергивает белые экраны, представ во весь рост на платформе перед затаившей дыхание публикой измученным победителем Аттракцион впечатляет. В нем великолепно сочетаются все три составные части искусства иллюзии. Несколько забегая вперед, хочу пояснить столь важную и ненавязчивую роль полотенца. Ассистент лишь соз-

Читайте также:  Расклады на выявление негатива таро

21 18 Теория и практика сценической магии дает видимость, что забирает его из руки Давида. Мы наблюдаем на экране не действительное событие, а теневой кинофильм, проецируемый на экран кинопроектором, замаскированным под обычный прожектор. Давида к этому моменту внутри закрытой платформы нет. Он уже находится в передвижном серванте (укрытии). Этим сервантом служит простая с первого взгляда лестница, имеющая внутри пространство, в котором и прячется Давид, пока ассистенты натягивают экраны по сторонам платформы. Прием не нов, но дизайн лестницы делает зрительно ее совершенно тонкой. А полотенце остается на полу платформы, откуда его и забирает ассистент, в то время, как на экране он, якобы, из рук в руки получает его от Давида. И зрители верят, что, наблюдая тень, они видят настоящего артиста: раз уж он передал из-за экрана настоящее полотенце, то, значит, и он там, внутри, тоже настоящий. Зрителей убеждают в этом, ничего специально не декларируя, и не доказывая, как это ошибочно делают многие исполнители. Тень за экраном просто передает ассистенту настоящее полотенце. Здесь как раз точно отмерена та доза правды, которая заставляет зрителей, незаметно для себя, поверить во все остальное. Вот так убедительно действует на восприятие столь, казалось бы, незаметная деталь. Давид Копперфильд при всей своей уникальности, став звездой шоу бизнеса, чрезвычайно озабочен тем, что его творчество является объектом пиратского копирования и неумелого подражания. В своих многочисленных интервью он с возмущением говорит о таких пиратских программах, появившихся в разных странах. Приведем фрагмент такого интервью, данного Давидом Копперфильдом редактору журнала «The Linking Ring» Филу Уилмарту весной 1993 года: «Этим летом на западе США появилась программа, подготовленная каким-то фокусником, под названием «Магия Давида Копперфильда делается вот так». Можете ли вы в это поверить? В Швеции есть кто-то, кто делает мое оригинальное шоу трюк в трюк, с той же самой музыкой, ничего даже не меняя. Многие мои иллюзионы построены на моей крови, поте и слезах. Например, моя Пила Смерти. Честное слово, я горжусь этим иллюзионом. Ну и что? Кто-то уже повторил этот номер по национальному телевидению в Европе. В результате заявленная ранее телепрограмма, в которой я демонстрирую Пилу Смерти, была отменена по причине того, что зрители уже видели в других шоу этот трюк. Сам я испытал примерно такие же ощущения, как и родители, у которых похитили их ребенка. Я убежден, что многие сейчас пытаются повторить мой иллюзион Полет, но у меня имеется патент на этот аппарат и я буду отстаивать свои права на его исполнение. Однажды мы уже поймали вора за кулисами, который измерял мои аппараты, чтобы убедиться, что правильно воспроизвел все размеры! Все такие типы являются настоящими интеллектуальными грабителями!» Всегда, во все времена люди мечтали взмыть в небо подобно птицам. Без всяких усилий парить в воздухе и наслаждаться этим парением. Такова

Источник

Оцените статью