Теории происхождения магии и религии

Содержание
  1. Статьи
  2. Что такое магия?
  3. История возникновения
  4. Основные типы магии и магические течения
  5. Доказательства существования магии
  6. Можно ли научиться магии?
  7. Теории происхождения религии
  8. Содержание
  9. [править] Натуралистическая гипотеза
  10. [править] Анимистическая гипотеза
  11. [править] Гипотеза Фейербаха
  12. [править] Социальная гипотеза
  13. Тема 1 Теории происхождения религии
  14. Читайте также
  15. 4. Две теории – Восточного и Северного происхождения Этрусков
  16. 2.4. Две теории — восточного и северного происхождения этрусков
  17. Буржуазные теории происхождения средневековых городов и их критика
  18. 15. XVI–XVII века — эпоха создания теории происхождения народов от библейских праотцев
  19. Теории происхождения этрусков
  20. Теории происхождения патрициев и плебеев
  21. 2.4. Две теории — восточного и северного происхождения этрусков
  22. 4. Две теории — восточного и северного происхождения этрусков
  23. Теории происхождения этрусков
  24. Теории происхождения патрициев и плебеев
  25. О теории египетской религии Л. Трой (Экскурс II)
  26. 8. Эпоха XVI–XVII веков как время создания теории происхождения народов от библейских праотцев
  27. 3. Натуралистическая и атеистическая концепции происхождения религии
  28. Теории происхождения животноводства

Статьи

Автор: Александр Анатольевич Харченко

Вопрос о том, существует ли магия в действительности, беспокоил человечество в течение всего времени его существования. Споры по этому поводу велись учеными, приверженцами различных религиозных течений, практиками, обычными людьми. У каждого из них были свои доказательства, которые подтверждали именно его теорию, могли объяснить необъяснимые на первый взгляд факты.

Что такое магия?

Слово magia имеет греческие (древне латинские) корни и означает различные обряды, ритуальные действия (бездействия), позволяющие добиться поставленной цели при помощи сверхъестественных сил. Следует отличать магию от религии, ведь она основана на определенном воздействии на сверхъестественную область, в то время как религия предполагает единственную возможность – умилостивить одного или нескольких богов, идолов.

Согласно исследованиям, проведенным некоторыми современными учеными, магия основывается на ассоциативных взаимоотношениях между некоторыми событиями, идеями, действиями людей, которые на самом деле не имеют никакой причинно-следственной связи. Можно сказать, что опираясь на стремление людей влиять на события, состояние материи, окружающей природы, оказывать на них реальное, но чаще кажущееся воздействие, она лежит в основе всей человеческой цивилизации.

Понятие магии (магической силы) часто используется в литературе, науке, инженерии, где можно встретить такие определения, как магический квадрат, число, сила и так далее.

История возникновения

Но, несмотря на многолетние исследования, вопрос о том, существует ли магия на самом деле, остается до сих пор открытым, каждый человек ищет ответ на него самостоятельно. Первые маги (колдуны) появились еще на заре человечества. Используя различные предметы, опираясь на способность людей к внушению, они «наводили» сглаз, порчу, «вызывали» дождь и так далее. Остальные члены сообщества боялись их, уважали.

Но не всегда люди, общество приветствовали магию, относились к носителям магических сил положительно (лояльно). Можно выделить 5 этапов ее развития.

Историки, археологи, изучающие прошлое нашей цивилизации находят на скалах, внутри пещер выгравированные, начертанные «природными красками» рисунки, возраст нанесения которых определяется как доисторические времена. На них присутствуют необычные символы, сценки из жизни, ритуалы, необъяснимые с точки зрения современных знаний.

Сочинители тех времен, например, Гомер, в своих произведениях повествовали о волшебных, магических предметах. Медики использовали в своей деятельности не только целебные настои, но и различные зелья, амулеты, призванные «снять, защитить» от проклятия, сглаза, порчи.

В это время в обществе опять возродился интерес к потусторонним силам, тайнам, волшебству, магии. Это было вызвано и такими фактами, как невозможность объяснить некоторые природные явления, различные события, действия с точки зрения науки той эпохи.

Большинство людей нашего времени воспринимают магию, как фэнтези, своего рода фантастику, не имеющую под собой никакой научной основы. А те, кто верит в ее реальное существование, самостоятельно, используя различные ритуальные предметы, известные им магические заклинания, или с помощью магов, специалистов в этой области, пытаются с ее помощью достичь определенных, поставленных перед собой целей с наименьшими для себя затратами физических сил, финансовых средств.

Основные типы магии и магические течения

Развитие магии, так же как и развитие науки, общества, во всех областях нашей планеты шло примерно по одному пути. В Древней Руси, так же как и в странах Средиземноморья, ученые изучали физический мир, проводили исследования явлений природы, делились своими знаниями друг с другом, применяли их для того чтобы облегчить жизнь своих современников. Параллельно с ними существовали и колдуны, чародеи, знахари, защищавшие от порчи, сглаза, болезней при помощи обрядов, ритуалов, зелья. Они тщательно оберегали свои секреты и редко обменивались ими между собой, тем более не передавали их «непосвященным».

И даже в средние века, когда они подвергались жесточайшим гонениям, они продолжали в тайне вести свою практическую деятельность. В это время наметилось разделение магии основные типы.

Примерно с конца 17 – начала 18 веков магические ритуалы тоже стали совершенствоваться. Слепое, бездумное повторение заклинаний сменилось желанием проникнуть в суть происходящего, понять тайны появления сверхъестественных сил, образования энергии. К этому времени магия разделилась на несколько основных направлений:

Сегодня мы уже знаем, что такое телекинез, гипноз. Мы нашли им объяснение, изучили их природу. Наверняка существует научное обоснование, физические законы, которым подчиняются и другие нелогичные на наш взгляд события, явления. Современные исследователи, ученые охотно взаимодействуют с магами, колдунами, чародеями в стремлении познать непознанное, объяснить необъяснимое. Их усилиями вымыслы обретают реальность.

Читайте также:  Таро гадание на отношения месяц

Еще один способ классификации позволяет выделить следующие 5 направлений магии, широко используемых современными чародеями, колдунами.

Доказательства существования магии

Если присмотреться внимательнее, то можно убедиться, что магия действительно присутствует в реальном мире. В самом деле, мы все изучали в школе законы природы, поэтому имеем некоторые представления об обычном течении жизни. Однако у каждого из нас хотя бы раз происходили события, которые не укладываются в стандартные правила, не находят логичного научного объяснения.

Возможно, человечеству на данном этапе развития еще не известны законы, согласно которым эти события совершаются. Взять, например, такое понятие, как аура, биополе, энергетика человека. Еще совсем недавно этими понятиями оперировали исключительно маги, колдуны, чародеи, последователи различных восточных школ, таких как Фэн-Шуй. Но сегодня существование энергетических потоков, биополя доказано результатами ряда исследований.

Можно ли научиться магии?

Практически у каждого человека имеются скрытые способности, для «проявления, реализации» которых придется сильно постараться и многому научиться. Осваивать азы «магической науки» лучше всего не самостоятельно, а под руководством опытного практикующего мага. Самый первый шаг на долгом пути становления – осознанный выбор направления приложения своих сил в белой или черной магии. Необходимо четко понимать, что потом изменить сферу воздействия вряд ли удастся, ведь «перебежчиков» не жалуют ни темные, ни светлые сущности.

Природа заложила добрые посылы в каждого человека. Чтобы овладеть чистой (белой) магией необходимо не только изучать теорию магии и учиться применять получаемые знания на практике, но и развивать светлые помыслы, благие намерения, оказывать помощь окружающим.

Темные маги, колдуны существовали во все века. Их деятельность проявляется в наведении порчи, приворота, сглаза, проклятий, других злодеяниях.

Для практического применения стихийной магии также придется усердно потрудиться над самосовершенствованием, развитием силы духа, крепости характера. Но овладев основами магической практики, вы сможете «заставить» природу работать на вас, избавить от проблем, неурядиц.

Источник

Теории происхождения религии

Теории происхождения религии — совокупность концепций, объясняющих происхождение религии.

Содержание

[править] Натуралистическая гипотеза

Натуралистическая (от лат. natura — природа) гипотеза, высказанная еще римским поэтом и философом Лукрецием (I в. до н. э.), утверждает, что идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы (timor primus ecit deos — страх создал первых богов), непонимания причин их возникновения, незнания законов природы.

Это психологическое объяснение, однако, не учитывает того обстоятельства, что страх вызывает, скорее, стремление избежать данного явления, скрыться от него, нежели почитать и олицетворять его, обращаться к нему с мольбой. Человек многого боялся, но, тем не менее, обоготворял не все предметы страха: хищников, стихии, своих врагов-людей и т. д., — а лишь некоторые из них, и часто самые безобидные (камень, дерево и т. д.). Видимо, не страх явился причиной религиозного к ним отношения. Советский религиовед В. Д. Тимофеев замечает: «Существование природных явлений самих по себе, даже таких грозных, как наводнения или землетрясения, еще не обязательно приводят к религиозным фантазиям». Подобное же утверждает и его коллега А. Д. Сухов, доктор философских наук: «И все-таки человек никогда, в том числе и в эпоху первобытности, не был полностью подавлен силами природы. Эта подавленность никогда не была абсолютной».

Не мог явиться причиной возникновения идеи Бога и незначительный научный уровень развития древнего человека. Первобытный человек субъективно ощущал свои познания, вероятно, даже большими, чем современный (перед которым открыта бездна проблем, и количество их непрерывно увеличивается с каждым новым открытием), и умел по-своему объяснить все, с чем он сталкивался в своей жизни.

[править] Анимистическая гипотеза

[править] Гипотеза Фейербаха

Несколько иную идею о происхождении религии высказал один из гегельянцев Л. Фейербах. Свою гипотезу он основывает на старом положении об олицетворении человеком сил природы как основе древних религиозных верований. Однако, по его мнению, религия непосредственно вырастала из олицетворения отдельных сторон и свойств, прежде всего абстрактной природы человека и превратного ее объяснения.

«Что такое дух, — вопрошает Фейербах, — как не духовная деятельность, получившая самостоятельное бытие благодаря человеческой фантазии и языку, как не духовная деятельность, олицетворенная в виде существа?» Бог и боги — это, оказывается, олицетворенные проекции свойств человека и природы, превращенные человеческой мыслью в самостоятельные существа.

Фейербах делит религии на «духовные»: иудаизм, буддизм, христианство, ислам — и «естественные»: все первобытные и древние языческие верования. В «духовных» религиях, по Фейербаху, «Бог, отличный от природы, есть не что иное, как собственное существо человека», а в «естественных» религиях «отличный от человека бог есть не что иное, как природа или существо природы».

Своим «бытием» они обязаны лишь «незнанию людьми органических условий деятельности мышления и фантазии», ибо Божество есть «олицетворение человеческого незнания и фантазирования». Головную работу по существу «телесную» деятельность определенного органа, человек осознал как «бестелесную», поскольку эта «головная деятельность есть самая скрытая, удаленная, бесшумная, неуловимая», и ее «сделал абсолютно бестелесным, неорганическим, абстрактным существом, которому он дал название Бога». «Существо силы воображения, — пишет он, — там, где ей не выступают в противовес чувственные воззрения и разум, заключается именно в том, что оно (воображение) ему (разуму) представляет».

Такова в основном точка зрения Фейербаха по вопросу происхождения религии. Ее можно суммировать в следующем его тезисе: тайну теологии составляет антропология. Этот тезис у него прямо вытекал из его понимания существа религии, которое можно определить одним словом — человекобожие. Фейербах и пытался создать новую, антропотеистическую религию с культом человека. С. Булгаков определяет религиозные взгляды Фейербаха следующим образом: «Итак, homo homini Deus est» — вот лапидарная формула, выражающая сущность религиозных воззрений Фейербаха. Это не отрицание религии и даже не атеизм — это, в противовес теизму, антронотеизм, причем антропология силой вещей оказывается в роли богословия»; «Homo homini Deus est у него надо перевести так: человеческий род есть бог для отдельного человека, вид есть бог для индивида».

Читайте также:  Руны чтоб человек не приехал

[править] Социальная гипотеза

«Как форма общественного сознания религия изначально есть, следовательно, общественный продукт, результат исторического развития общества. Ее отличие от других форм общественного сознания заключается в том, что отношение реальной жизни отражается в ней иллюзорно, в форме представлений о сверхъестественном. Религиозная форма отражения реальной жизни обусловлена в свою очередь социально: в первобытном обществе — чувством бессилия человека в борьбе с природой, в классовых обществах— чувством бессилия перед социальным гнетом».

«Из-за низкого развития производительных сил люди не располагали источниками регулярного получения необходимых средств существования… Это порождало у человека сознание своей полной зависимости от сил природы и представление о последних как о стоящих над ним и имеющих сверхъестественный характер.

Именно в неразвитости общественного производства заключены социальные корни религии первобытных людей. Но… для возникновения религии должны были сложиться еще определенные гносеологические предпосылки. Религиозное объяснение мира предполагает, во-первых, осознание человеком своей личности как чего-то отдельного от окружающей природы и, во-вторых, способность формулировать весьма отвлеченные понятия об общих свойствах явлений и предметов».

Итак, содержание новой гипотезы сводится к следующим основным положениям:

Религия «могла возникнуть лишь на определенной ступени развития… общества и самого человека», то есть она — явление не изначальное в человеческом обществе.

Возникновение религии обусловлено:

а) социальным фактором — «ввиду неразвитости общественного производства» (в первобытном обществе — чувством бессилия человека в борьбе с природой, в классовых обществах — чувством бессилия перед социальным гнетом);

б) гносеологическим фактором — умением «формулировать весьма отвлеченные понятия», когда «у человека развивается способность к абстрактному мышлению»40. Абстрактное же мышление дает возможность возникновению в человеческом сознании «фантастических отражений реальной действительности», то есть сверхъестественных, религиозных.

Источник

Тема 1 Теории происхождения религии

Теории происхождения религии

1.1. Истоки изучения религии

Объектом изучения со стороны представителей философского знания религия стала очень рано, причем первенство в исследовании религиозных явлений следует отдать древнегреческим философам и ученым. Так, древнегреческий философ Анаксагор (500–428 гг. до н. э.) утверждал, что боги создаются людьми по своему собственному образу и подобию, поэтому «эфиопы пишут своих богов черными и с приплюснутыми носами, фракийцы – рыжими и голубоглазыми. »[1] Другие античные философы также применяли к исследованию рационалистический подход, утверждая, что в основе поклонения богам лежит страх перед явлениями природы, например перед штормами и землетрясениями. Уже одно это положение свидетельствовало о том, что в античном обществе был осуществлен переход от религиозной культуры к культуре светской, что вообще дало возможность беспристрастного изучения самого феномена религии во всем многообразии его проявлений. Конечно, на афинских улицах по-прежнему продолжали возвышаться статуи богов, не переставали приноситься праздничные и поминальные жертвы, полководцы регулярно спрашивали совета оракулов перед значимыми битвами, но в среде античных мыслителей религия постепенно становится предметом пристального исследования.

Для одного из знаменитейших античных философов – Платона (427–347 гг. до н. э.) мифы о богах уже утеряли свой ареол недоступности и священности, став просто одним из риторических способов прояснения теоретических положений для обычного слушателя, не способного оперировать умозрительными конструкциями, состоящими из философских терминов, и постигать их на слух. Кроме того, именно Платон совершил поступок, за который его ближайшие предшественники могли поплатиться жизнью: он не просто использовал существующие мифы, придавая им иное, более философское звучание, но и сам стал сочинять мифы, которые тем самым окончательно порывали со своим религиозным происхождением, становясь элементом философских рассуждений или литературных произведений.

Ранние христианские мыслители, например Тертуллиан (III в.), весьма неприязненно относились к попыткам рационально исследовать религию, утверждая приоритет веры над разумом: «верую, чтобы понимать».[2] Такая позиция была господствующей на протяжении столетий. Она не позволяла научно исследовать религию и писать ее историю, не разделяя все многообразие религиозных проявлений на «ложные» (языческие) и «истинные» (христианские). И только в эпоху схоластики (совокупность религиозно-философских учений, существовавших в Западной Европе в ГХ—XIV вв.) были сделаны шаги к устранению подобных крайностей и возникновению более сбалансированной точки зрения на религию.

Средневековая теология воспринимала религию как откровение, которое дано людям от Бога в качестве единственного средства спасения и искупления первородного греха. Средством постижения этого откровения у средневекового философа и писателя Пьера Абеляра (1079–1142) стала не слепая вера, а разум: «понимаю, чтобы верить».[3] Для того чтобы поверить в то, что христианство является единственной абсолютной истиной, необходимо подойти с позиций рациональности к анализу его постулатов, выявить преимущество его положений перед утверждениями других религий (в первую очередь иудаизма и мусульманства). Именно в трудах Абеляра были изложены предпосылки для сравнительного и рационального изучения религии, которое получило широкое распространение в среде философов эпохи Просвещения.

Читайте также:  Рыцари магии аскот и марине

Наиболее развернутое объяснение возникновения религии изложено в трудах французского просветителя Поля-Анри Гольбаха (1723–1789). По его утверждению, психологическая основа существования религии заключена в чувстве страха и беспокойства, свойственном человеку в силу его природы. По мере исчезновения этого страха в процессе развития познавательных способностей человека необходимость в религии постепенно отпадает. Несомненной заслугой Гольбаха является его попытка не просто зафиксировать основные черты религии, но и представить ее эволюцию, основные ступени развития: от поклонения материальным предметам и силам природы, через веру в существование духов, управляющих этими силами, к возникновению идеи единого бога.[4]

Следующим этапом изучения истории религии стало возникновение научных школ, которые попытались представить различные точки зрения на природу, механизм возникновения и развития религиозных воззрений. Именно с начала ХГХ в. можно вести речь о возникновении специализированной истории религии, которая стала строиться не на умозрительных рассуждениях, а на изучении конкретных фактов и их последующем обобщении в виде гипотезы или теории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Две теории – Восточного и Северного происхождения Этрусков

4. Две теории – Восточного и Северного происхождения Этрусков 4. 1. Восточная теория До середины XVIII века считалось, что этруски пришли с Востока, из Малой Азии. Это – так называемая Восточная теория. Она основывается на авторитете древних авторов. «Древние» оставили

2.4. Две теории — восточного и северного происхождения этрусков

2.4. Две теории — восточного и северного происхождения этрусков 2.4.1. Восточная теория До середины XVIII века считалось, что этруски пришли с ВОСТОКА, из МАЛОЙ АЗИИ. Это так называемая ВОСТОЧНАЯ ТЕОРИЯ происхождения этрусков. Она основывается на авторитете древних авторов.

Буржуазные теории происхождения средневековых городов и их критика

Буржуазные теории происхождения средневековых городов и их критика Вопрос о причинах возникновения средневековых городов представляет большой интерес. Буржуазные ученые, пытаясь дать ответ на него, выдвигали в XIX и XX вв. различные теории. Для большей части этих теорий

15. XVI–XVII века — эпоха создания теории происхождения народов от библейских праотцев

15. XVI–XVII века — эпоха создания теории происхождения народов от библейских праотцев Как мы видели, в XVI–XVII веках были впервые (по нашей реконструкции) составлены некоторые разделы Библии. Да и сама идея создания современной Библии как единого свода текстов Священного

Теории происхождения этрусков

Теории происхождения этрусков Господствующие в современной науке теории о появлении этрусков в Италии в основном примыкают к Геродоту, т. е. выводят их из Малой Азии. Другие предположения, как, например, мнение Нибура об альпийском происхождении этрусков или теории об их

Теории происхождения патрициев и плебеев

Теории происхождения патрициев и плебеев Главная трудность вопроса о патрициях и плебеях состоит в том, что в нашей традиции отразились две противоположные точки зрения. Соглас­но одной, только патриции были первоначальными гражданами, плебеи же не принадлежали к

2.4. Две теории — восточного и северного происхождения этрусков

2.4. Две теории — восточного и северного происхождения этрусков 2.4.1. Восточная теория До середины XVIII века считалось, что этруски пришли с ВОСТОКА, из МАЛОЙ АЗИИ. Это так называемая ВОСТОЧНАЯ ТЕОРИЯ происхождения этрусков. Она основывается на авторитете древних авторов.

4. Две теории — восточного и северного происхождения этрусков

4. Две теории — восточного и северного происхождения этрусков 4.1. Восточная теория До середины XVIII века считалось, что этруски пришли с Востока, из Малой Азии. Это — так называемая восточная теория. Она основывается на авторитете древних авторов. «Древние» оставили много

Теории происхождения этрусков

Теории происхождения этрусков Господствующие в современной науке теории о появлении этрусков в Италии в основном примыкают к Геродоту, т. е. выводят их из Малой Азии. Другие предположения, как, например, мнение Нибура об альпийском происхождении этрусков или теории об их

Теории происхождения патрициев и плебеев

Теории происхождения патрициев и плебеев Главная трудность вопроса о патрициях и плебеях состоит в том, что в нашей традиции отразились две противоположные точки зрения. Соглас­но одной, только патриции были первоначальными гражданами, плебеи же не принадлежали к

О теории египетской религии Л. Трой (Экскурс II)

О теории египетской религии Л. Трой (Экскурс II) В своем исследовании египетской мифологии (Troy L. Patterns of Queenship in ancient Egyptian myth and history. Uppsala, 1986) Лана Трой идет по особенному пути: по ее мнению, космологические представления египтянина настолько важны для «разрешения

8. Эпоха XVI–XVII веков как время создания теории происхождения народов от библейских праотцев

8. Эпоха XVI–XVII веков как время создания теории происхождения народов от библейских праотцев Как мы видели, в эпоху XVI века впервые писались некоторые важные разделы Библии. Да и сама идея создания современной Библии как единого свода возникла именно в то время. Тогда же

3. Натуралистическая и атеистическая концепции происхождения религии

3. Натуралистическая и атеистическая концепции происхождения религии Согласно натуралистической концепции религия рождается внутренними потребностями человеческого организма – его инстинктами, влечениями, физиологическими реакциями. Психоанализ создал один из

Теории происхождения животноводства

Теории происхождения животноводства В начале – середине XIX века европейская наука полагала, что животноводство исторически древнее земледелия. Предположение логично: животноводство примитивнее, скотоводам требуется большее пространство для ведения хозяйства,

Источник

Оцените статью
Adblock
detector