Техника использования результатов прогнозов

Содержание
  1. Техника использования результатов прогнозов
  2. n1.doc
  3. Введение 5
  4. Раздел 1. История развития социального прогнозирования 6
  5. 1.1. Явления презентизма и футурофобии 6
  6. 1.2. Религиозные, утопические, философско-исторические представления о будущем 7
  7. 1.3. Научно-публицистический жанр «Размышления о будущем» (XIX–XX вв.) 10
  8. 1.4. Технологическое прогнозирование 12
  9. 1.5. Антифутурологические волны 14
  10. 1.6. Роль Римского клуба в исследовании проблематики будущего 16
  11. 1.7. Современный этап: глобалистика и альтернативистика 18
  12. 5.5. Поисковый прогноз 68
  13. 5.5.1. Методика прогнозного поиска 68
  14. 5.5.2. Проблемная ситуация и перспективы ее развития 71
  15. 5.5.3. Характерные особенности социальных проблем 73
  16. 5.5.5. Последовательность операций при разработке поискового прогноза 75
  17. 5.6. Нормативный прогноз 77
  18. 5.6.1. Характерные особенности нормативных разработок 77
  19. 5.6.2. Социальная цель. Построение «дерева социальных целей» 79
  20. 5.6.3. Целевые ситуации и их прогнозирование 81
  21. 5.6.4. Последовательность операций нормативного прогноза 83
  22. Результаты прогнозов и требования к ним
  23. Реферат: Методы и результаты прогнозирования

Техника использования результатов прогнозов

Рейтинг:

Особое значение в прогнозировании имеет информация, банк данных статистического материала.

В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейших положений:

восприятие социальных процессов как объективной реальности;

использование целостного, системного подхода к исследованию;

исторический детерминизм, т.е. признание следственно-причинных обусловленностей данных процессов.

Техника использования результатов прогнозов. Одной из практически значимых проблем прогнозирования является реализация наиболее ценных результатов прогнозирования. Основные направления этой деятельности:

вооружение соответствующих учреждений, ведомств материалами для составления программ, проектов, разработок концепций;

составление комплексных прогнозов через координационные центры;

предоставление прогнозов правительству, комитетам соответствующих министерств, учреждений, организаций;

проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями и комитетами.

Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие. Анализируя уровень прогностической деятельности, следует учитывать множество факторов, влияющих на эффективность прогнозов, их качественные характеристики.

Есть факторы принципиального, методологического характера, высокой степени сложности. Это, прежде всего, умение учитывать специфику взаимосвязей социально-экономического и духовно-идеологического аспектов при разработке моделей, прогнозов и их результат.

Некоторые недостатки организационного характера следует относить к двум группам лиц: к тем, кто разрабатывает модели ипрогнозы, и к тем, кто пытается реализовать результаты исследований.

Недостаточно высокий профессиональный уровень прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позициях потенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные модели и прогнозы, приводит к целому ряду нежелательных моментов, на основании которых можно сделать ряд выводов.

Первый вывод — это несоответствие в прогностических отчетах объемов описательно-информационных (до 90%) материалов процессуальному содержанию. В результате наименьший объем по сравнению с ретроспекцией занимает крайне важная информация о мерах прогнозирования, процедуре обработки информации, используемых источниках.

Второй вывод состоит в том, что нередко преимущественное внимание уделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньшее — анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, так называемого внешнего окружения, использования прогностических систем высшего порядка.

Третий заключается в нечетком определении целей разработки прогнозов, что приводит к вовлечению в описание объекта как в периоде ретроспекции, так и в заключительной части прогноза зачастую большого количества факторов и условий, не имеющих научно-информативной ценности.

Четвертый вывод — это появление волюнтаристских устремлений со стороны представителей власти, пытающихся игнорировать научные рекомендации, подменяя их собственным видением или внедрением существующих зарубежных моделей без должного анализа возможной адаптации их к российским условиям. Примером такого рода могут служить попытки перенести модели западной экономики и демократии в Россию. Они приобретают уродливую форму, поскольку в процессе их реализации не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера нашей страны.

Если эти попытки будут делаться и в дальнейшем, то возможны три сценария социальных процессов в нашем обществе:

1) продолжение деструкции, неуправляемость общества как реакция на распад;

2) стремление властей сохранить государство хотя бы в форме диктатуры;

3) внедрение конструктивного начала, усиление роли государства с целью совершенствования социальной политики.

Если сгруппировать основные ошибки при прогнозировании социальных процессов, то они сведутся к следующим:

Источник

n1.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

л. а. кудринская
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ
И МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Учебное пособие

О. М. Рой, д-р социол. наук, профессор Омского государственного
университета им. Ф. М. Достоевского;

Г. И. Тюменцева, канд. филос. наук, доцент Омского юридического
института

К 89 Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / Л. А. Кудринская. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 124 с.

ISBN 978-5-8149-1030-1
Содержание учебного пособия позволит более точно и правильно изучить основы теории прогнозирования, моделирования и проектирования, сформировать понимание основных аспектов социальной работы в контексте данного курса, а также познакомиться с основными методами, технологиями прогнозирования, моделирования и проектирования в практике социальной работы.

Предназначено для студентов дистанционной формы обучения по специальности 040101 «Социальная работа», будет полезно и для студентов других форм обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Омского государственного технического университета

УДК 364 (075.8)

ISBN 978-5-8149-1030-1 © ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2010

Введение 5

Раздел 1. История развития социального прогнозирования 6

1.1. Явления презентизма и футурофобии 6

1.2. Религиозные, утопические, философско-исторические представления
о будущем 7

1.3. Научно-публицистический жанр «Размышления о будущем»
(XIX–XX вв.) 10

1.4. Технологическое прогнозирование 12

1.5. Антифутурологические волны 14

1.6. Роль Римского клуба в исследовании проблематики будущего 16

1.7. Современный этап: глобалистика и альтернативистика 18

Раздел 2. Социальное прогнозирование как метод научного познания 21

2.1. Социальная прогностика как учебная и научная дисциплина 21

2.2. Объект социального прогнозирования 22

    Виды прогнозов 24

2.4. Междисциплинарный характер исследований прогнозирования
социальных процессов и структур 25

2.5. Методологические принципы социального прогнозирования 27

2.6. Роль системного подхода в социальном прогнозировании 28

2.7. Способы разработки прогнозов 29

2.8. Методы социального прогнозирования 31

2.9. Результаты прогнозов и требования к ним 35

2.10. Принципы и условия надежности социального прогнозирования 36

2.11. Основные недостатки процесса прогнозирования 37

Раздел 4. Основные направления социальных прогнозов

Раздел 5. Технология прогнозных разработок социальных процессов 56

5.1.Этапы прогнозного исследования 56

5.2.Построение программы прогнозного исследования
(предпрогнозная ориентация) 57

5.3. Построение исходной (базовой) модели 62

5.4. Модель прогнозного фона 65

5.5. Поисковый прогноз 68

5.5.1. Методика прогнозного поиска 68

5.5.2. Проблемная ситуация и перспективы ее развития 71

5.5.3. Характерные особенности социальных проблем 73

5.5.4. Систематизация проблем методом построения
«дерева социальных проблем» 74

5.5.5. Последовательность операций при разработке
поискового прогноза 75

5.6. Нормативный прогноз 77

5.6.1. Характерные особенности нормативных разработок 77

5.6.2. Социальная цель. Построение «дерева социальных целей» 79

5.6.3. Целевые ситуации и их прогнозирование 81

5.6.4. Последовательность операций нормативного прогноза 83

5.7. Выработка рекомендаций для управления 85
Раздел 6. Социально-проектная деятельность 87

6.1. Социальное проектирование: суть, основные понятия 87

6.2. Субъект, объект, предмет социального проектирования 89

6.3. Классификация социальных проектов 89

6.4. Методы социального проектирования 91

6.5. Этапы социального проектирования 94
Раздел 7. Законодательная база социально-экономического
прогнозирования РФ
96

Список рекомендуемой литературы 99
Приложения 102
ВВЕДЕНИЕ

Для российского общества обеспечение обоснования и эффективности управления социальным развитием стало одной из актуальнейших задач как в области теоретических разработок, так и в области практики. Данная проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, характеризующийся направленностью на инновации и новые технологии работы в любой сфере жизнедеятельности российского общества, делает эту задачу особенно актуальной.

Современное российское общество находится в условиях трансформации всей системы общественных отношений, связанных с развитием рыночной экономики и процессами демократизации. Значительные по численности социальные группы в силу действия объективных факторов и многих индивидуальных жизненных обстоятельств становятся объектом социальной работы. В данном контексте особенно важно понимать закономерности современных социальных трендов, что невозможно, в свою очередь, без овладения знаниями и навыками в области социального прогнозирования, моделирования и проектирования.

Читайте также:  Таро тота туз жезлов толкование

Социальный работник, призванный оказывать помощь клиенту в преодолении индивидуальной трудной жизненной ситуации, в то же время должен понимать, как развиваются общие и особенные условия жизнедеятельности, характеризующие положение отдельных социальных групп общества, каковы тенденции и последствия этого развития. Он должен уметь своевременно выявить новую социальную проблему, суметь проанализировать тенденцию ее развития, сделать прогноз на определенный период, упреждения и предложить меры в форме социального проекта по решению конкретной проблемы.

Изучение прогнозирования, моделирования и проектирования сегодня для социального работника становится необходимым элементом его профессионального обучения. Требования к изучению этой дисциплины заложены в государственном стандарте высшего образования по специальности «Социальная работа».

Пособие состоит из нескольких разделов: «История развития социального прогнозирования», «Социальное прогнозирование как метод научного познания», «Социальное моделирование», «Основные направления социальных прогнозов в социальной работе», «Технология прогнозных разработок социальных процессов», «Социально-проектная деятельность».

Данное учебное пособие разработано на основе учебников, учебных пособий, монографий, статей в научной периодической литературе, список которых приводится. Особо следует выделить учебник И.В. Бестужева Лады и Г.А. Наместниковой «Социальное прогнозирование», ряд учебных пособий В.М. Сафроновой, в том числе «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» и др.

Источник

Результаты прогнозов и требования к ним

При проведении прогнозирования важно определить требования к результатам, чтобы их можно было использовать в практической работе. Для этого необходимо: обеспечить согласованность результатов решения различных прогнозируемых проблем с реальными возможностями; определить главные направления деятельности отрасли, региона, организации в зависимости от вида прогнозирования (долгосрочного, краткосрочного и т.д.); выбрать стратегию действия, проанализировать и сопоставить результаты других прогнозов по различным направлениям социально-экономической деятельности и выявить возможности согласования этих результатов с целью нахождения оптимального подхода; учесть реальные экономические возможности и на этой основе найти варианты использования результатов прогнозирования.

Эти принципиально важные положения не исключают более детальных требований к результатам прогнозирования, они лишь определяют ряд важных аспектов, учет которых является обязательным.

В число требований к результатам прогноза также входят:

• определение сферы использования прогнозируемого события или комплекса событий (создание, например, учебных заведений нового типа, ориентированных на инновационное образование), количественных и качественных внешних связей прогнозируемого события с другими процессами и системами их взаимовлияния и взаимодействия;

• выявление вероятности наступления самых ранних и самых поздних сроков прогнозируемых событий, а также тех факторов и мер, которые могут «ускорять» или «затормаживать» эти сроки;

• определение основных тенденций развития данной сферы и возможных событий, способных повлиять на решение прогнозируемой проблемы, изменить заданный интервал времени.

Результаты прогнозов могут быть выражены следующим образом:

• сравнение показателей отечественных и зарубежных достижений в данной исследуемой области;

• показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения;

• варианты распределения ресурсов, их видов, адресность;

• оценка социальных последствий мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными организациями и т.д.;

• оценка эффективности вкладываемых средств и других финансовых мер;

• оценка возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики;

• возможные финансовые ресурсы на решение локальных социальных проблем.

Одно из важных требований — постановка цели. Если заранее на первом подготовительном этапе исследования перед разработчиками прогнозов не будут четко поставлены цели и задачи, то не будет и необходимых результатов. Четко поставленная цель предопределяет направленность исследования и его эффективность. Важно также соблюдать еще ряд принципов, влияющих на надежность социальных прогнозов: системный подход, вариативность, вери-фицируемость, эффективность и др.

Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования.Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.

К числу важнейших из них относятся:

• выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;

• выявление на основе анализа основных тенденций («траекторий») развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положения студенчества и т.д.);

• экстраполяция этих тенденций на будущее;

• синтез этих будущих траекторий в настоящих социальных процессах;

• интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности;

• составление комплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям;

• непрерывная корректировка прогнозов.

К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

а) глубину и объективность анализа;

б) знание конкретных условий;

в) оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов.

Особое значение в прогнозировании имеет информация, банк данных статистического материала.

В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейших положений:

восприятие социальных процессов как объективной реальности;

использование целостного, системного подхода к исследованию;

исторический детерминизм, т.е. признание следственно-причинных обусловленностей данных процессов.

Техника использования результатов прогнозов.Одной из практически значимых проблем прогнозирования является реализация наиболее ценных результатов прогнозирования. Основные направления этой деятельности:

вооружение соответствующих учреждений, ведомств материалами для составления программ, проектов, разработок концепций;

составление комплексных прогнозов через координационные центры;

предоставление прогнозов правительству, комитетам соответствующих министерств, учреждений, организаций;

проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями и комитетами.

Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие.Анализируя уровень прогностической деятельности, следует учитывать множество факторов, влияющих на эффективность прогнозов, их качественные характеристики.

Есть факторы принципиального, методологического характера, высокой степени сложности. Это, прежде всего, умение учитывать специфику взаимосвязей социально-экономического и духовно-идеологического аспектов при разработке моделей, прогнозов и их результат.

Некоторые недостатки организационного характера следует относить к двум группам лиц: к тем, кто разрабатывает модели и прогнозы, и к тем, кто пытается реализовать результаты исследований.

Недостаточно высокий профессиональный уровень прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позициях потенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные модели и прогнозы, приводит к целому ряду нежелательных моментов, на основании которых можно сделать ряд выводов.

Первый вывод — это несоответствие в прогностических отчетах объемов описательно-информационных (до 90%) материалов процессуальному содержанию. В результате наименьший объем по сравнению с ретроспекцией занимает крайне важная информация о мерах прогнозирования, процедуре обработки информации, используемых источниках.

Второй вывод состоит в том, что нередко преимущественное внимание уделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньшее — анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, так называемого внешнего окружения, использования прогностических систем высшего порядка.

Третий заключается в нечетком определении целей разработки прогнозов, что приводит к вовлечению в описание объекта как в периоде ретроспекции, так и в заключительной части прогноза зачастую большого количества факторов и условий, не имеющих научно-информативной ценности.

Четвертый вывод — это появление волюнтаристских устремлений со стороны представителей власти, пытающихся игнорировать научные рекомендации, подменяя их собственным видением или внедрением существующих зарубежных моделей без должного анализа возможной адаптации их к российским условиям. Примером такого рода могут служить попытки перенести модели западной экономики и демократии в Россию. Они приобретают уродливую форму, поскольку в процессе их реализации не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера нашей страны.

Если эти попытки будут делаться и в дальнейшем, то возможны три сценария социальных процессов в нашем обществе:

1) продолжение деструкции, неуправляемость общества как реакция на распад;

2) стремление властей сохранить государство хотя бы в форме диктатуры;

3) внедрение конструктивного начала, усиление роли государства с целью совершенствования социальной политики.

Если сгруппировать основные ошибки при прогнозировании социальных процессов, то они сведутся к следующим:

• соотношение между прогнозами и ретроспективной направленностью не в пользу прогноза;

• недостаточное освещение прогнозного фона внешнего окружения, тех факторов и процессов, которые оказывают влияние;

• неразработанность методических и процедурных аспектов;

• ограниченный объем информации;

• отсутствие должной организационно-правовой основы процессов прогнозирования;

• слабая научная разработанность теории, методологии прогнозирования.

Недостатки информационного обеспечения прогнозов варьируются в первую очередь в использовании узковедомственных данных, без должного учета, сравнения, сопоставления совокупной информации по смежным отраслям.

Читайте также:  Руна гармония в душе

Неразработанность организационно-правовой основы процессов прогнозирования не позволяет в должной мере привлекать к разработке прогнозов специалистов различных областей научной деятельности, разработчиков смежных проблем, хотя все большее развитие получают ВТК (временные творческие коллективы), включающие в себя специалистов из разных сфер деятельности — но находящихся в профессиональном взаимодействии.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Раскройте содержание метода экспертных оценок.

2. При исследовании каких процессов целесообразно применение метода экстраполяции? В чем ею сущность?

3. Перечислите основные принципы и условия надежности социального прогнозирования.

4. Назовите основные требования, предъявляемые к результатам прогнозов, и сферы их применения.

5. Обозначьте проблематику прогностических исследований.

Литература

Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. Э. В. Обминского. — М., 1993.

Романовский И., Тощенко Ж. Социальные проблемы: состояние, прогноз развития. — М., 1992.

Виды, технологии

и содержание прогнозов

В зависимости от целей и задач, поставленных перед исследователями, определяются и методы анализа. Отдается предпочтение тем или иным видам прогнозирования, сводимым в основном к трем классам: экстраполяции, моделированию, экспертным оценкам. Что не исключает, однако, поиска других подходов.

И за рубежом, и в отечественной практике в качестве основных видов прогнозирования выступают: поисковый прогноз; нормативный прогноз; непосредственное предплановое прогностическое исследование. Причем непосредственное предплановое прогностическое исследование занимает ведущее место, так как оно способствует формированию проекта плана или программы, а также первоначальному моделированию образов объекта планирования и его элементов.

Исследование сложной целостной системы на основе нормативных и поисковых прогнозов складывается, как будет показано далее, из двух взаимосвязанных больших этапов.

Первый этап — обобщение концептуальных идей в формировании соответствующей парадигмы (например, усиление роли государства в социальной защите населения), создающей предпосылки для формирования исходной нормативной модели желательного состояния прогнозируемой системы и последующего обоснования средств достижения поставленной цели;

Второй этап — процессуальный этап системного прогностического исследования, ориентированный на поиск и обоснование всех жизненно важных факторов, обеспечивающих оптимальное Функционирование, в данном случае, социальной защиты населения (правовое, финансовое, научно-техническое, кадровое и др.).

Как видим, эти два этапа включают в себя множество организационно-методологических подходов, но основной позицией построения данного прогнозного исследования является движение от цели к средствам. Условно его относят к нормативному прогнозированию. А если выбирается другая логика — от имеющихся средств к выбору наилучшего варианта, к возможной цели и реальному результату, — то очевиден поисковый, изыскательный тип прогноза. На практике в процессе прогнозирования больших систем оба этих подхода в той или иной мере используются, что и обеспечивает их большую результативность и достоверность.

Источник

Реферат: Методы и результаты прогнозирования

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

Кафедра социологии и социальной психологии

Методы и результаты прогнозирования

2. Методы прогнозирования…………………………………………..4

3. Результаты прогнозов и требования к ним………………………. 7

4. Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие…………………………………………….…..11

6. Список использованной литературы……………………………..15

Отличительной чертой современного мира, несмотря на предпринимаемые меры и усилия, является его разбалансированность, нарастание экономических, политических, религиозных, социальных катаклизмов. Международная общественность, государства мира пришли к выводу, что существующая парадигма развития цивилизации является ущербной, губительной для будущего, человечество нуждается в смене концептуального подхода. Но для того чтобы решить, какую, наиболее гуманную, модель развития выбрать, необходимо увидеть некую общую картину технологических трансформаций, движущих сил, культурных последствий. По-прежнему больше вопросов, чем ответов и на самую актуальную проблему: что представляет собой информационное общество, которому якобы нет альтернатив? И которое, казалось, призвано разрешить самые острые социальные вопросы.

Прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов.

В отечественном опыте идет процесс и накопления теоретических разработок, и создания специальных структур, исследующих тенденции в социальных процессах в условиях формирования общества.

При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их «упорядочивать», структурировать по: а) степени формализации, б) принципу действия, в) способу получения информации.

Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, экспоненциальное сглаживание, вероятное моделирование, анкетирование, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, метод интервью, написания сценария и т.д.

Наиболее распространены методы экстраполяции и экспертизы. В них в качестве основы, главным образом, выступают временные и параметрические ряды ретроспективного развития объекта прогнозирования. Выполнение прогноза осуществляют сами члены группы разработки. Часто используются и другие методы: многоуровневая морфология, многоуровневая экспертиза, матричные методы. Они базируются на использовании вычислительной техники, разработке специальных алгоритмов и программ, Требующих значительных затрат ресурсов и более высокой квалификации разработчиков прогнозов.

В чем сущность и особенности методов «экстраполяция» и «экспертная оценка»?

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ – означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. В социальной сфере анализ состояния образования в одном регионе, выявленные тенденции могут «накладываться» на другой регион. В математике и статистике динамический ряд данных продолжается по определенным формулам. Экстраполяция широко применяется при анализе, прогнозе, по существу, всех социальных процессов. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за отдельными её представителями, а о перспективах культуры – по тенденциям в прошлом. Статистическая экстраполяция – проекция роста населения по данным прошлого – это один из важнейших методов современного научно-технического и социального прогнозирования.

Экстраполяционный метод основан на исследовании объекта прогнозирования (социальная инфраструктура, демографические процессы, состояние образования в историческом плане), на ретроспективном анализе количественных временны х рядов или тенденций. Отличается многообразием – насчитывает не менее пяти различных вариантов.

При экспертной оценке (т.е. оценке высококвалифицированными специалистами) состояния либо отдельной сферы общества (духовной, социальной, политической), либо её составляющего элемента (образования, медицины, культуры), либо её компонентов (студенческая экономика, социальная защита пенсионеров, инвалидов) учитывается ряд обязательных положений, методических требований.

Прежде всего – оценка исходной ситуации:

· Факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние.

· Направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации.

· Особенности, специфика развития наиболее важных составных «частей» (отрасли, структуры, службы).

· Наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций, служб, которые осуществляют эту деятельность. Применительно к проблемам социальной работы это могут быть в зависимости от участка социальной работы:

· Общественные фонды и организации.

· Благотворительность, спонсорство, частные инициативы.

Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты. В настоящее время их деятельность актуализируется, поскольку нестабильность в обществе, а также и в социальной сфере порождает необходимость в научном анализе для определения выхода из кризисной ситуации. Экспертные организации создаются при государственных учреждениях и службах, а также на общественных началах, в коммерческих структурах, в учебных центрах.

В зависимости от уровня профессионализма и возможности охватить экспертным анализом различные по объему работы организаций и различается и содержание деятельности, и характер итоговых результатов экспертизы.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

· Намечается план и время действий

· Разрабатываются критерии для экспертных оценок

· Обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы, (это может быть аналитическая записка, материалы для изучения, «круглый стол», конференция, выступления экспертов, публикации).

Главные проблемы любого экспертного метода также можно выразить в виде ряда требований.

1 . Интерпретация результатов

А). Уровень компетентности экспертов по социально-профессиональным проблемам:

· По экономическим (эффективность).

Б) рейтинг экспертов

· По взаимной оценке

· По утвердившемуся общественному времени

· По должностному принципу

В) коэффициент компетентности экспертов при определении основного мнения, оценки.

2. Создание обстановки свободного обсуждения

3. Заключительная дискуссия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГНОЗОВ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ

При проведении прогнозирования важно определить требования к результатам, чтобы их можно было использовать в практической работе. Для этого необходимо: обеспечить согласованность результатов решения различных прогнозируемых проблем с реальными возможностями; определить главные направления деятельности отрасли, региона, организации в зависимости от вида прогнозирования (долгосрочного, краткосрочного и т.д.); выбрать стратегию действия, проанализировать и сопоставить результаты других прогнозов по различным направлениям социально-экономической деятельности и выявить возможности согласования этих результатов с целью нахождения оптимального подхода; учесть реальные экономические возможности и на этой основе найти варианты использования результатов прогнозирования.

Эти принципиально важные положения не исключают более детальных требований к результатам прогнозирования, они лишь определяют ряд важных аспектов, учет которых является обязательным.

В число требований к результатам прогноза также входят:

· Определение сферы использования прогнозируемого события или комплекса событий (создание, например, учебных заведений нового типа, ориентированных на инновационное образование), количественных и качественных внешних связей прогнозируемого события с другими процессами и системами их взаимовлияния и взаимодействия.

· Выявление вероятности наступления самых ранних и самых поздних сроков прогнозируемых событий, а также тех факторов и мер, которые могут «ускорять» или «затормаживать» эти сроки

· Определение основных тенденций развития данной сферы и возможных событий, способных повлиять на решение прогнозируемой проблемы, изменить заданный интервал времени.

Результаты прогнозов могут быть выражены следующим образом:

· Сравнение показателей отечественных и зарубежных достижений в данной исследуемой области.

· Показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения.

· Варианты распределения ресурсов, их видов, адресность.

· Оценка социальных последствий мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными организациями и т.д.

· Оценка эффективности вкладываемых средств и других финансовых мер.

· Оценка возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики.

· Возможные финансовые ресурсы на решение локальных социальных проблем.

Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования. Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.

К числу важнейших из них относятся:

· Выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере.

· Выявление на основе анализа основных тенденций («траекторий») развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положения студенчества и тд.).

· Экстраполяция этих тенденций на будущее.

· Синтез этих будущих траекторий в настоящих социальных процессах.

· Интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности.

· Составление комплексного многоуровневого прогноза, как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям.

· Непрерывная корректировка прогнозов.

К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

А) глубину и объективность анализа

Б) знание конкретных условий

В) оперативность, компетентность и быстроту проведения и обработке материалов.

Особое значение в прогнозировании имеет информация, банк данных статистического материала.

В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейших положений:

· Восприятие социальных процессов как объективной реальности.

· Использование целостного, системного подхода к исследованию.

· Исторический детерминизм, т.е. признание следственно-причинных обусловленностей данных процессов.

Техника исследования результатов прогнозов. Одной из практически значимых проблем является реализация наиболее ценных результатов прогнозирования. Основные направления этой деятельности:

· Вооружение соответствующих учреждений, ведомств материалами для составления программ, проектов, разработок концепций.

· Составление комплексных прогнозов через координационные центры.

· Предоставление прогнозов правительству, комитетам соответствующих министерств, учреждений, организаций.

· Проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями и комитетами.

Есть факторы принципиального, методологического характера, высокой степени сложности. Это, прежде всего умение, учитывать специфику взаимосвязей социально-экономического и духовно-идеалогического аспектов при разработке моделей, прогнозов и их результат.

Некоторые недостатки организационного характера следует относить к двум группам лиц: к тем, кто разрабатывает модели и прогнозы, и к тем, кто пытается реализовать результаты исследований.

Недостаточно высокий профессиональный уровень прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позициях потенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные модели и прогнозы, приводят к целому ряду нежелательных моментов, на основании которых можно сделать ряд выводов.

Первый вывод – это несоответствие в прогностических отчетах объемов описательно-информационных (до 90%) материалов процессуальному содержанию. В результате наименьший объем по сравнению с ретроспекцией занимает крайне важная информация о мерах прогнозирования, процедуре обработки информации, используемых источниках.

Второй вывод – состоит в том, что нередко преимущественное внимание уделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньше – анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, так называемого внешнего окружения, использования прогностических систем высшего порядка.

Третий вывод заключается в нечетком определении целей разработки прогнозов, что приводит к вовлечению в описание объекта как в периоде ретроспекции, так и в заключительной части прогноза зачастую большого количества факторов и условий, не имеющих научно-информативной ценности.

Четвертый вывод – это появление волюнтаристских устремлений со стороны представителей власти, пытающихся игнорировать научные рекомендации, подменяя их собственным ви дением или внедрением существующих зарубежных моделей без должного анализа возможной адаптации их к российским условиям. Примером такого рода могут служить попытки перенести модели западной экономики и демократии в Россию. Они приобретают уродливую форму, поскольку в процессе их реализации не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера нашей страны.

Если эти будут делаться и в дальнейшем, то возможны три сценария социальных процессов в нашем обществе:

1. Продолжение деструкции, неуправляемость общества как реакция на распад.

2. Стремление властей сохранить государство хотя бы в форме диктатуры.

3. Внедрение конструктивного начала, усиление роли государства с целью совершенствования социальной политики.

Если сгруппировать основные ошибки при прогнозировании социальных процессов, то они сведутся к следующим:

· Соотношение между прогнозами и ретроспективной направленностью не в пользу прогноза.

· Недостаточное освещение прогнозного фона внешнего окружения, тех факторов и процессов, которые оказывают влияние.

· Неразработанность методических и процедурных аспектов.

· Ограниченный объем информации.

· Отсутствие должной организационно-правовой основы процессов прогнозирования.

· Слабая научная разработанность теории, методологии прогнозирования.

Недостатки информационного обеспечения прогнозов варьируются в первую очередь в использовании узковедомственных данных, без должного учета, сравнения, сопоставления совокупной информации по смежным отраслям.

Неразработанность организационно-правовой основы процессов прогнозирования не позволяет в должной мере привлекать к разработке прогнозов специалистов различных областей научной деятельности, разработчиков смежных проблем, хотя всё большее развитие получают ВТК (временные творческие коллективы), включающие в себя специалистов из разных сфер деятельности – но находящихся в профессиональном взаимодействии.

Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований и моделирования в социальной сфере.

Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование и моделирование занимают здесь особо важное место как высокотехнологичные методы научного анализа и предвидения.

Сущность данного научного и учебного направления состоит в систематическом анализе социальных процессов через призму теоретико-методологических принципов для выявления проблем и тенденций общественного развития, определения путей решения социальных задач.

В современных условиях умение предвидеть и прогнозировать будущее, а следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.

Список использованной литературы

1. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: М.:2002

2. Луков В.А. Социальное проектирование: М.:1997

3. Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию: М.:1998

4. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. – Минск, 1989.

Источник

Читайте также:  Прогнозы пары евро доллар ежедневные
Оцените статью
Название: Методы и результаты прогнозирования
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат Добавлен 11:03:18 18 марта 2005 Похожие работы
Просмотров: 341 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать