- Конструкция и области применения главной заземляющей шины
- Конструкция шины заземления
- Требования к размерам
- Применение защитного элемента
- Место установки
- Требования к установке защитного короба
- На столбе воздушной линии
- Установка вне шкафа
- Встроенные шины
- Главная заземляющая шина
- Определение заземления и его конструктивные особенности
- Сопротивление заземляющего контура и факторы, влияющие на его величину.
- Факторы, определяющие величину сопротивления
- Назначение главной заземляющей шины
- Требования ПУЭ к главной шине заземления
- Конструктивные особенности и последовательность монтажа главной заземляющей шины
- Особенности подключения ГЗШ в схемах TN-С и TN-С-S
- Подключение ГШЗ в ВРУ расположенных на столбах ЛЭП
- Часто задаваемые вопросы
- Главная заземляющая шина: рассказываем по пунктам
- Определение заземления и его конструктивные особенности
- Вступление
- Конструкция ГЗШ
- Сопротивление заземляющего контура и факторы, влияющие на его величину
- Факторы, определяющие величину сопротивления
- Где монтировать
- Нюансы установки
- Назначение главной заземляющей шины
- Уравнивание потенциалов
- Соединения на главной заземляющей шины (ГЗШ)
- DIN-рейки ИЭК
- Особенности подключения
- Монтаж и маркировка
- Модульные устройства на дин-рейку
- Сборка щита. Видео
Конструкция и области применения главной заземляющей шины
Безопасность работы с электрооборудованием обеспечивается за счет заземления. В случае утечки оно уводит ток в землю, благодаря чему человек при прикосновении к металлическим частям не получит повреждений. Одним из способов создания защиты является главная заземляющая шина. Она предназначена для подключения нескольких проводников для заземления и уравнивания потенциалов. Шина может иметь разную конструкцию, размеры и способы установки. При работе с ней нужно учитывать ряд нюансов, чтобы монтаж и последующее функционирование проходили качественно и надежно.
Конструкция шины заземления
ГЗШ (главная заземляющая шина) – это защитный элемент, который является обязательным при создании любых электрических сетей. Заземление позволяет обезопасить человека и жилище в случае аварийной ситуации или утечки тока.
Вся система главной заземляющей шины изготавливается из металла (сталь, медь). В роли конструкционных элементов могут применяться водопроводные трубы, газопровод, стальные элементы строения и другие части из металла. Часто для создания заземляющей системы применяют вентиляцию и кондиционеры.
Требования ПУЭ позволяют использовать не только стальные, но и медные заземлительные устройства. Сталь применяется чаще из-за своей стоимости, но по техническим характеристикам лучше применять медь. Она практически не окисляется, имеет хорошую электропроводность, надежна и не ржавеет. Алюминий не применяется, так как он подвержен окислению и имеет недостаточное сопротивление.
ГЗШ имеет меньшую площадь сечения, чем защитный провод или ноль. Сечение подбирается в зависимости от металла. Для медных проводов в установках до 1000 В требуется площадь от 10 кв.мм., для алюминия от 16 кв.мм., для стали от 75 кв.мм.
По требованиям ГОСТ к главной заземляющей шине должно подключаться не менее пяти одновременных соединений. Обычно медные шины способны единовременно подсоединять 14 или 18 направляющих. Этого числа разъемов хватает для 10 и более квартир с условием равномерности распределения нагрузки.
Существуют два основных типа заземляющих шин — REC-ET2-M и REC-ET. Первый вид обычно устанавливается в специальные профили в монтажные шкафы. Для держателя шин требуется специальный органайзер, защищающий прибор от коррозии, который позволяет подключать до 9 потребителей.
Требования к размерам
Действующие нормативы указывают, какие размеры должна иметь шина. Она должна выполняться в виде полосы, на которой может уместиться необходимое число контактных отверстий для болтовых соединений.
Для промышленных изделий марки ХХ-УХЛ4 ТВС нормы следующие: 3×30, 3×40, 4×40 мм. Количество отверстий также нормировано – 10, 15 или 20. Эти размеры могут отличаться в зависимости от производителя, но все пропорции должны сохраняться. Также должны быть сохранены все характеристики главной заземляющей шины.
Применение защитного элемента
Главная заземляющая шина является защитным оборудованием. Она используется как основной элемент защитного контура для отвода линий по жилым домам и производственным зданиям. Применяются подобные изделия при присоединении оборудования с напряжением до 1000 В.
Устройство является соединительным элементом для нескольких разных потребителей питания. Она обеспечивает работу всей системы заземления в строении. Также она должна выравнивать потенциалы в электрической сети. Благодаря шине можно разделять проводники и соединять контакты.
Кроме главной заземляющей шины в систему входит набор медных соединителей и конструкция из металлического профиля или арматуры, являющаяся контуром заземления. Этот контур нужно вбить в землю рядом со строением для обеспечения надежного контакта металла и грунта.
Обычно заземляющая шина собирает в себе проводники, идущие от следующих конструкций:
Также к ней подсоединяется PEN проводник, который входит в состав кабельной подводки питающего напряжения.
Важно продумать систему заземления еще на этапе проектирования дома.
Место установки
Главную шину можно поместить внутри вводного устройства электроустановок. В случае отдельной установки шина должна располагаться в удобном доступном месте.
Если изделие будет ставиться в местах, доступных только квалифицированным работникам, следует выбрать открытое расположение. В случае риска доступа посторонних людей следует поставить заземляющую шину в защитную оболочку – шкаф, коробка, ящик с ключом. Обязательно должно быть обозначение заземления на корпусе оболочки, а также таблица с техническими характеристиками изделия.
Если строение имеет несколько обособленных вводов, шина устанавливается на каждое вводное оборудование. Все шины следует соединить проводником, который будет уравнивать потенциалы. Сечение провода должно составлять не менее половины сечения PE кабеля. Все части должны соответствовать требованиям ГОСТ и ПУЭ.
Основной способ соединения проводов – сварка. Она отличается высокой надежностью и долговечностью, благодаря чему контакт будет соответствовать всем необходимым требованиям безопасности. Также применяются клеммы и зажимы. Они просты в установке и стоят недорого, но имеют меньшую надежность, чем соединение сваркой и пайкой.
Требования к установке защитного короба
К установке короба предъявляются особые требования. Щиток обязательно нужно оснастить замком, чтобы не было несанкционированного доступа. Его можно ставить на высоте не ниже 150 см от пола, чтобы в ящик случайно не залезли дети. Место установки должно выбираться с учетом того, что на работу заземлителя влияет и окружающая среда. По этой причине в случае влажности 80% температура воздуха должна быть примерно 15-20°С. При более высоких или низких температурах надежность конструкции ухудшится. Не рекомендуется ставить короб в местах с агрессивными химическими веществами, а также источниками огня и тепла.
При установке элементов конструкции, которые реализуют рабочее заземление, следует учитывать следующие моменты:
К сечению заземляющих пластин РЕ также применяются свои требования. Площадь поперечного сечения должна быть не менее 10 кв.мм., если в качестве материала выбрана медь. Если же пластина сделана из стали, минимальное сечение составляет 75 кв.мм.
На столбе воздушной линии
Монтаж главной заземляющей шины может осуществляться на дополнительном вводном устройстве, если оно есть. Им может быть столб, на который подводится питающая линия. По требованиям ПУЭ и других действующих нормативов необходимо соединять установленную на столбе шину с основной распределительной планкой, которая расположена во внутреннем вводном устройстве.
Кроме того следует повторно организовать заземление PEN провода на столбе путем выделения для него отдельной заземляющей шины.
Установка вне шкафа
Главная шина может монтироваться в местах, где доступ имеют только профессиональные работники. Чаще всего это заводы и производственные помещения. В таком случае ставить ее в шкаф не обязательно. Зафиксировать шину можно на поверхности изолятора из прочного материала. Примером такого изделия является пластина на 19 дюймов марки TLK. Шина заземления на изоляторах отличается надежностью и качеством работы. Она позволяет заземлить все важные установки на производстве.
Встроенные шины
Конструкция создается полностью с нуля мастером. Однако в продаже есть уже встроенное готовое устройство с заземляющими шинами. Примером является DIN рейка, к которой прилагается коммутатор на 220 В для питания устройства. Также в комплекте идут нулевые шины с изолятором. Максимально допустимое одновременное количество подключений – 22.
В продаже можно найти три разновидности таких реек. Для автоматических выключателей применяется DIN U3, также эта модель выпускается с нулевой шиной заземления. Третий вид – DIN U4 с дополнительным функционалом. Все изделия имеют антикоррозийное покрытие и легко поддаются электромонтажу.
Одна из самых популярных реек — TLK-ERH-CU 19-дюймовая. Выполнена из меди, стоит недорого и отличается высоким уровнем качества.
Источник
Главная заземляющая шина
Заземление электроустановок в производственных и жилых помещениях является обязательным условием. В совокупности с автоматическими отключающими устройствами оно снижает вероятность пожаров при коротком замыкании и травматизма людей. Расскажем в статье, что такое главная заземляющая шина, где и когда она используется.
Определение заземления и его конструктивные особенности
Конструкция заземления это совокупность металлических элементов, предназначенная для обеспечения надежного контакта корпусов электроустановок с грунтом (землей). Основными элементами заземляющего устройства являются:
Требования ГОСТов и ПУЭ определяют, что все элементы выполняются из стальных или медных сплавов не зависимо от разновидности конструкции заземляющего контура и типа электроустановок. Большое значение на эффективность работы защитного заземляющего устройства имеет величина его электрического сопротивления.
Классическая схема подключения к ГШЗ:
Сопротивление заземляющего контура и факторы, влияющие на его величину.
Общее сопротивление заземления складывается из нескольких составляющих, сопротивления общей шины, отдельных проводов и контура в грунте. Но всеми этими величинами можно пренебречь, металлические элементы при надежном соединении имеют хорошую проводимость и очень малое сопротивление. Читайте также статью: → «Расчет заземляющих устройств».
Основное значение имеет сопротивление грунта, по которому растекаются токи. Чем меньше сопротивление, тем лучше. Пункт 7.1.101 ПУЭ (правил устройства электроустановок) определяет: « В сооружениях с сетями 220 или 380В оно должно составлять менее 30 Ом, для генераторов и трансформаторных подстанций менее 4 Ом. Этого можно добиться различными способами.
Факторы, определяющие величину сопротивления
Величина сопротивления во многом зависит от состава грунта, наиболее подходящим считается:
Особенно высока проводимость грунта в условиях большой влажности, но обязательно надо учитывать:
Все элементы заземляющей системы крепятся через главную шину. От правильно выбранного материала, установки этого элемента и присоединения к нему заземляющих проводников зависит безаварийная работа электроустановок. Кроме того на главной шине заземления производятся все необходимые подключения для измерений параметров системы заземления.
Совет №1. Для повышения проводимости заземляющего контура налейте в грунт раствор медного купороса.
Методика измерения требует отдельного детального рассмотрения, используются специальные приборы, работы выполняет квалифицированный персонал. При сдаче объекта в эксплуатацию электроснабжающая организация или электротехническая лаборатория делает все измерения. Результаты оформляются протоколом, один экземпляр выдается заказчику, который эксплуатирует электроустановки. Проводить контрольные замеры надо не реже одного раза в год.
Назначение главной заземляющей шины
В системах заземления собранных по схеме TN-S или TN-С требуется выравнивание потенциалов на всех участках электрической цепи, для этой роли используется главная заземляющая шина.
TN-С – схема с 1913 года начала применятся в Германии, на данный момент остается действующей на многих старых сооружениях в Европе странах постсоветского пространства. Особенность схемы заключается в том, что нулевой провод соединяется с ГШВ, используется как заземление. В случае его обрыва на корпусе электроприборов может возникнуть напряжение в 1,7 раза больше чем на фазе. Это повышает вероятность поражения людей работающих на электроустановках.
TN-S – с 1930 года недостатки предыдущей схемы были учтены, от заземления подстанции до контура здания через ГШЗ прокладывался отдельный провод.
В комбинированных конструкциях собранных по схеме TN — С – S на отдельных участках допускается соединение нулевого нейтрального провода N c линией заземления РЕN проводником.
Электрические цепи проводов от всех электроустановок, которые подлежат заземлению, в конечном итоге сводятся на ГШЗ (главная шина заземления), на ней заземляются элементы других коммуникаций:
ГВШ является элементом заземляющего устройства и устанавливается в распределительных устройствах. Читайте также статью: → «Системы заземлений: TN-С, TN-C-S, TN-S, ТТ, IT».
Требования ПУЭ к главной шине заземления
Правила устройства электроустановок в пункте 1.7.119 определяют основные требования по установке главной заземляющей шины, для сетей до 1 кВт. Она в большинстве случаев размещается в шкафах распределительных устройств, при большом количестве заземляющих проводников используется отдельный шкаф.
Совет №2. В отдельных случаях допускается установка ГШЗ в открытом виде возле РУ, если помещение закрывается. Допуск в такие помещения ограничен, только для квалифицированного обслуживающего персонала.
Для схем заземления типа TN-С в распределительных устройствах разрешается использовать шину РЕ как ГШЗ, сечение которой не должно быть меньше проводов заземления которые к ней подсоединяются. Для главной шины заземления применяют медь, в крайнем случае, устанавливают сталь, грубейшей ошибкой является использование алюминиевых полос. Это категорически запрещается по причине разности сопротивления на контактах из различных металлов. Такие контакты греются, проводимость снижается, при больших токовых нагрузках болтовые соединения могут полностью выгореть.
Соединения осуществляются разборные с помощью специальных инструментов, чаще всего это болтовые крепления с шайбами и гайками. Концы проводов опрессовываются медными наконечниками с отверстиями под болты и завинчиваются на шину. На стене возле шины или выделенном для нее отдельном шкафу наносится символический знак.
Пункт 1.7.120 определяет, что для помещений имеющих два и более отдельных ввода, каждый шкаф РУ оборудуется отдельной шиной заземления. На трансформаторных подстанциях устанавливается собственная шина с заземляющим контуром, РЕN проводник от которых уходит на ГШЗ ВРУ (вводное распределительное устройство) помещений с электроустановками. Заземляющие шины на разных РУ для выравнивания потенциалов должны соединятся проводом. Сечение проводника не должно быть меньше ½ большего провода, который приходит на одну из ГШЗ в ВРУ с трансформаторной подстанции.
Для соединения нескольких шин от разных ВРУ допускается использование металлоконструкций различного назначения если они неразборные имеют непрерывный электрический контакт. При этом надо учитывать требования пункта 1.7.123, который запрещает применять в качестве РЕN проводника:
Обратите внимание на часто допускаемую ошибку, заземлять эти конструкции на главную шину заземления можно и даже нужно, пункт 1.7.20. Но делать прямые соединения шин, на разных шкафах используя перечисленные конструкции, пункт 1.7.123 запрещает. С первого взгляда заземление троса и трубопровода на ГШЗ ВРУ обеспечит их прямое соединение, но при ремонте или демонтаже этих систем цепь будет разорвана.
Поэтому используются только неразборные токопроводящие конструкции, надежнее всего провести многожильный медный провод с желто-зеленой изоляцией, соответствующей обозначению заземляющего РЕN проводника. В этом случае соединение обеспечивающее распределение потенциала растекания, будет автономное не зависящее от других систем.
Конструктивные особенности и последовательность монтажа главной заземляющей шины
Главная заземляющая шина представляет собой медную пластину с отверстиями для крепежных болтов, к которым прикручиваются наконечники проводов. Длина шины и количество отверстий зависит от размеров шкафа и количества элементов с проводами, которые необходимо заземлить. Производители делают шины различной длины, ширины с болтами, отличающимися по диаметру в зависимости от сечения провода и наконечника, который надо прикручивать.
К металлическому корпусу шкафа шина фиксируется болтами на изолированных подставках, при этом обеспечивается электрический контакт корпуса и шины. Располагается конструкция горизонтально, внутри нижней части ВРУ, так удобнее заводить и прикручивать провода для заземления. Благодаря изолирующим опорам на болтах для крепления всей конструкции, образуется расстояние между стенкой шкафа и шиной.
Таблица характеристик производимых шин для заземления:
Это позволяет зафиксировать и удерживать гаечным ключом головку болта с обратной стороны шины, чтобы надежно затянуть наконечники проводов. Обратите внимание, частая ошибка по невнимательности, перед опрессовкой наконечников все провода маркируются, потом не получится, придется обрезать наконечники и делать все заново.
Если затягивать гайки на болтах неудобно, по причине малого расстояния между планкой и стенкой, болты крепления и диэлектрические опоры можно заменить на более длинные. Это увеличит пространство между шиной и задней стенкой, но надо учитывать, чтобы оставалось расстояние для закрытия дверцы шкафа.
Подключаются провода с желто-зеленой изоляцией по всей длине или одевается кембрик, термотрубка аналогичной расцветки в местах соединения к шине. На дверцах шкафа с внутренней стороны наклеивают схему, на которой указывается, откуда и на какую клему ГЗШ приходят линии заземления.
Особенности подключения ГЗШ в схемах TN-С и TN-С-S
В схемах собранных по этим стандартам заземляющий провод отсутствует или совмещается на отдельных участках проводки с нулевым N-нейтральным, допускается в качестве ГЗШ использовать РЕN шину. В распределительном щите на эту шину заводятся все провода от контура заземления, ЛЭП и заземление от различных групп проводки здания. При этом шина заземления соединяется отдельным проводом с шиной для линий с изолированной нейтралью N.
Таким образом, можно использовать стальной корпус шкафа в качестве главной шины заземления
Подключение ГШЗ в ВРУ расположенных на столбах ЛЭП
Особенность этого варианта подключения заключается в том, что шкафы ВРУ на столбах, имеют собственный заземлитель и очень часто подключаются к дому через кабель на троссовой подвеске.
В этих случаях на ГЗШ заводится провод от заземления столба, заземляющая линия ЛЭП, отвод от металлического троса. Кроме того главные шины ВРУ столба и ВРУ дома соединяются отдельной линией. Трос заземляется с обеих сторон, на шину возле ЛЭП и на шину в ВРУ для дома.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1. Что дает соединение на отдельных электроустановках нулевого провода с проводом заземления. Получится глухозаземленная нейтраль, но при обрыве напряжение в любом случае пропадет, защиты не будет?
Если фаза будет целая, на участке до обрыва напряжение не пропадет, при замыкании фазы на корпус на этом интервале электроустановки будут под защитой. Сработают автоматические выключатели.
Вопрос №2. Зачем трос подключать с обеих сторон, одной точки заземления не достаточно?
При обрыве троса и падении кабеля может быть замыкание фазы на трос с любой стороны. Заземление с обеих сторон обеспечит срабатывание защитных автоматов в любом случае.
Вопрос №3. Как поступить если приходящий кабель старый с алюминиевыми жилами и на ВРУ шина тоже алюминиевая?
Оставьте как было, для медных проводов установите медную шину, шины соедините медным и алюминиевым проводом опресованным комбинированной гильзой. (это цилиндр половина медная другая алюминиевая соединяются специальной сваркой).
Вопрос №4. Что делать если места для установки медной шины в шкафу не хватает?
Подключайте провода на алюминиевую шину через комбинированные гильзы.
Вопрос №5. Можно использовать для заземления трубы канализации и водопровода подключенные к центральным системам, ведь они уже находятся в земле?
Нет, на центральной магистрали в любое время могут, проводить реконструкцию, ремонт заземлитель будет нарушен. Трубы на основной магистрали бывают пластиковыми, они не могут выполнять роль заземлителя.
Источник
Главная заземляющая шина: рассказываем по пунктам
По названию можно понять, что главная заземляющая шина интегрирует основные элементы заземления. К ней подсоединяют защитный проводник PE, нулевой провод и внешний контур заземления. Зачастую размещается главная шина в распределительном щитке.
Определение заземления и его конструктивные особенности
Конструкция заземления это совокупность металлических элементов, предназначенная для обеспечения надежного контакта корпусов электроустановок с грунтом (землей). Основными элементами заземляющего устройства являются:
Требования ГОСТов и ПУЭ определяют, что все элементы выполняются из стальных или медных сплавов не зависимо от разновидности конструкции заземляющего контура и типа электроустановок. Большое значение на эффективность работы защитного заземляющего устройства имеет величина его электрического сопротивления.
Классическая схема подключения к ГШЗ:
Вступление
Здравствуй Уважаемый читатель сайта Elesant.ru. Тема сегодняшней статьи главная заземляющая шина (ГЗШ) в электрике частного дома. Назначение ГЗШ, установка, особенности соединений и материал для изготовления.
Конструкция ГЗШ
Главная заземляющая шина или гзш может находиться как во вводном щитке, так и располагаться отдельно. Во втором случае требование к защите от доступа к ней неквалифицированных лиц те же, что и в любую часть электроустановки, находящуюся под напряжением. Она должна быть заперта в шкафу или располагаться в помещении, куда доступ возможен только электротехническому персоналу.
На шине, рядом с нею или на корпусе шкафа, где она единолично установлена, должен быть нанесен значок заземления. Если главная заземляющая шина входит в состав вводного шкафа, щитка или ВРУ, то на ней наносят ее наименование, исходя из функционального назначения: PEN или РЕ.
Для изготовления ГЗШ применяют только твердые проводящие материалы: медь или сталь. К стали, применяемой в электротехнических целях, применяются особые требования – обычная полоса с пятнами ржавчины для этого не пригодна. Лучше использовать анодированные или оцинкованные материалы, они предохраняют изделие от коррозии. Если все-таки используется обычная сталь, места для подключения проводников должны быть подготовлены (зачищены от окислов) и на них наносится защитное покрытие в виде смазки. Можно применить обычный Литол-24, но лучше использовать специальные токопроводящие составы, например – «Суперконт».
Главная заземляющая шина не может быть алюминиевой. Алюминий – мягкий металл, соединения, выполненные с его использованием, со временем ослабевают, контакт нарушается. В случае применения этого материала для изготовления силовых шин, при нарушении контактного соединения возникает нагрев, искрение. Это своевременно замечают и устраняют дефект. Но в случае с ГЗШ нарушение контакта будет замечено только при плановых измерениях целостности цепей заземления. В интервале между замерами качество контактов проконтролировать невозможно.
Проводники к ГЗШ подключаются способами, при которых их отсоединение возможно только с помощью инструмента. Это болтовые или винтовые соединения. Винтовые используются в бытовых щитках, где шина установлена на din рейку. Такие шины применяют не только для подключения заземляющих, но и для нулевых рабочих проводников, их токопроводящая часть выполнена из латуни. На дин рейке их фиксирует держатель шин заземления, изготовленный из изоляционных материалов.
Но для шины заземления использование изоляторов для установки не требуется. Наоборот: она должна обязательно монтироваться на металлическом основании щитка. Если это не так, то корпус соединяется с ГЗШ дополнительным проводником.
Шины могут изготавливаться как вручную, применительно к конкретной модели шкафа (щитка) или к электроустановке в целом, так и приобретаться готовыми. Например, для напольных шкафов используется шина заземления 19 дюймовая медная. На ней уже выполнены отверстия с комплектацией крепежными элементами.
Требование к сечению ГЗШ – оно должно быть не менее, чем сечение жилы PEN или РЕ питающей кабельной линии. Применение медных шин предпочтительнее, чем стальных.
Сопротивление заземляющего контура и факторы, влияющие на его величину
Общее сопротивление заземления складывается из нескольких составляющих, сопротивления общей шины, отдельных проводов и контура в грунте. Но всеми этими величинами можно пренебречь, металлические элементы при надежном соединении имеют хорошую проводимость и очень малое сопротивление. статью: → «Расчет заземляющих устройств».
Основное значение имеет сопротивление грунта, по которому растекаются токи. Чем меньше сопротивление, тем лучше. Пункт 7.1.101 ПУЭ (правил устройства электроустановок) определяет: « В сооружениях с сетями 220 или 380В оно должно составлять менее 30 Ом, для генераторов и трансформаторных подстанций менее 4 Ом. Этого можно добиться различными способами.
Факторы, определяющие величину сопротивления
Величина сопротивления во многом зависит от состава грунта, наиболее подходящим считается:
Особенно высока проводимость грунта в условиях большой влажности, но обязательно надо учитывать:
Все элементы заземляющей системы крепятся через главную шину. От правильно выбранного материала, установки этого элемента и присоединения к нему заземляющих проводников зависит безаварийная работа электроустановок. Кроме того на главной шине заземления производятся все необходимые подключения для измерений параметров системы заземления.
Совет №1. Для повышения проводимости заземляющего контура налейте в грунт раствор медного купороса.
Методика измерения требует отдельного детального рассмотрения, используются специальные приборы, работы выполняет квалифицированный персонал. При сдаче объекта в эксплуатацию электроснабжающая организация или электротехническая лаборатория делает все измерения. Результаты оформляются протоколом, один экземпляр выдается заказчику, который эксплуатирует электроустановки. Проводить контрольные замеры надо не реже одного раза в год.
Где монтировать
Главную заземляющую шину разрешается монтировать на стенах, не пряча и не запирая, только в том случае, если доступ к ней ограничен. Это могут быть специализированные электропомещения, куда заходят по пропускам или куда имеют доступ только электрики. В домах, где живет много людей, и куда может зайти любой человек, запрещается делать открытую установку, чтобы никто посторонний не мог вмешаться в работу, и вывести из строя устройство. В этом случае оно должна монтироваться в специальный шкафчик с замком. На шкафчике наклеивают или рисуют знак заземления.
Если в здании несколько отдельных вводов электросети, то надо устанавливать шину для каждого распределителя. Только так можно добиться заземления всех приборов. Главную шину также монтируют возле подстанций, встроенных в здание. Совокупность заземляющих устройств соединяют проводником для уравнения потенциалов. Сечение проводника делают минимум вполовину меньше сечения PE или PEN. За эталон берется провод, сечение которого наибольшее.
Нюансы установки
Установка главной шины заземления производится в легко доступном для обслуживания месте. Если к месту монтажа возможен доступ посторонних лиц (подъезды, подвалы), то ее устанавливают в ящик под замок, а на дверцу наносят знак заземления.
В том случае, если здание имеет несколько вводов, ГЗШ необходимо установить для каждого устройства и соединить их уравнителями потенциала, сечение которых не должно быть меньше половины сечения РЕ (PEN) той, что имеет большее сечение.
Также возможно соединение их сторонними проводящими частями, если они соответствуют требованиям правил и обеспечивают целостность и непрерывность.
Важно! Не стоит путать ГЗШ с шинами PE и N. Они соединены электрически, но назначение у них разное. Что такое шина PEN и как разделить PEN проводник в щитке мы рассказывали в соответствующей статье.
Вот и все, что мы хотели рассказать вам о назначении и требовании к устройству главной заземляющей шины. Надеемся, предоставленная информация была для вас полезной и интересной!
Советуем также прочитать:
Назначение главной заземляющей шины
В системах заземления собранных по схеме TN-S или TN-С требуется выравнивание потенциалов на всех участках электрической цепи, для этой роли используется главная заземляющая шина.
TN-С – схема с 1913 года начала применятся в Германии, на данный момент остается действующей на многих старых сооружениях в Европе странах постсоветского пространства. Особенность схемы заключается в том, что нулевой провод соединяется с ГШВ, используется как заземление. В случае его обрыва на корпусе электроприборов может возникнуть напряжение в 1,7 раза больше чем на фазе. Это повышает вероятность поражения людей работающих на электроустановках.
TN-S – с 1930 года недостатки предыдущей схемы были учтены, от заземления подстанции до контура здания через ГШЗ прокладывался отдельный провод.
В комбинированных конструкциях собранных по схеме TN — С – S на отдельных участках допускается соединение нулевого нейтрального провода N c линией заземления РЕN проводником.
Электрические цепи проводов от всех электроустановок, которые подлежат заземлению, в конечном итоге сводятся на ГШЗ (главная шина заземления), на ней заземляются элементы других коммуникаций:
ГВШ является элементом заземляющего устройства и устанавливается в распределительных устройствах. статью: → «Системы заземлений: TN-С, TN-C-S, TN-S, ТТ, IT».
Уравнивание потенциалов
Еще одна функция ГЗШ – подключение к ней систем уравнивания потенциалов.
Все токопроводящие части, которые могут быть опасны в результате появления на них электрического потенциала, разделяются на открытые проводящие части (ОПЧ) и сторонние проводящие части (СПЧ). Открытыми называют проводящие части, которые являются частью электроаппаратов, электрооборудования или конструктивно участвуют в силовых коммуникациях. Например, по ним проложены кабели.
Сторонними проводящими частями называются металлоконструкции, не участвующие в процессе коммуникации электрического тока. Это, например, металлические двери, решетки, емкости.
Для обеспечения электробезопасности все ОПЧ электрически соединяются с ГЗШ, образуя основную систему уравнивания потенциалов. Для этого используются отдельные проводники, а не жилы РЕ кабельных линий. Так повышается надежность защиты от косвенного прикосновения.
Сечение проводника системы уравнивания потенциалов – должно быть не менее половины сечения самого толстого заземляющего проводника. Максимальное значение – 25 мм2, большего обычно не требуется. Минимальные значения: медь – 6 мм2, алюминий – 16 мм2, сталь – 50 мм2.
В основную систему уравнивания потенциалов добавляются:
Дополнительная система уравнивания потенциалов служит для соединения между собой всех металлоконструкций, доступных для одновременного прикосновения к ним одним человеком. То есть они расположены близко друг к другу, и появление потенциала на одной из СПЧ (ОПЧ) относительно рядом расположенной может привести к поражению электрическим током.
Советуем к прочтению
Соединения на главной заземляющей шины (ГЗШ)
Главным назначением, если можно так сказать, главной заземляющей шины (ГЗШ) является разделение PEN проводника кабеля электропитания.PEN проводник после разделки подсоединяется к заранее установленной ГЗШ.
Подсоединение производится при помощи болтов, шаб, гаек. Для фиксации болтового соединения ГЗШ желательно использовать гроверную шайбу (смотри фото). Все соединения на ГЗШ должны быть осуществлены болтовыми креплениями. Каждый кабель, подключаемый к ГЗШ должен иметь отдельное соединение.
Примечание: Болтовые соединения нужны для того чтобы в любой момент можно было отключить отдельно любой защитный кабель и произвести необходимые контрольные замеры (сопротивления изоляции, сопротивления растеканию тока и т.д.)
При установке внутри вводно-распределительного устройства (ВРУ) главная заземляющая шина (ГЗШ) устанавливается непосредственно на корпус ВРУ, и имеет с ним электропроводящий контакт. (Читайте подробно о комплектации ВРУ).
Рядом с ГЗШ устанавливается шина рабочего нуля(N).Шина N соединяется с главной заземляющей шиной (ГЗШ) на которой происходит разделение PEN проводника.
DIN-рейки ИЭК
Предназначены для крепления низковольтного модульного оборудования распределения и управления электроэнергией: автоматические выключатели, элементы системы заземления, реле, розетки, УЗО, дифавтоматы, клеммные колодки и др. со стандартным размером дин в электрощитах.
Дин рейку разработали немецкие специалисты для унификации электротехнического оборудования.
Стандартная ширина изделия составляет 35мм. Длина зависит от производителя и нужд потребителя. Видов профилей бывает три:
Дин-рейку ИЭК изготавливают из холоднокатаной полосы углеродистой стали. Далее материал проходит оцинковывание и хромирование для соответствия общепринятым стандартам. Также есть вариант облегченный – из алюминия. Применяется для шкафов с малым количеством подключаемой аппаратуры.
Изготавливают модели литые и с перфорацией внутри (для облегчения процесса монтажа). Зазоры выполняют через каждые 10-15 мм. Литые предназначены для закрепления более тяжелого модульного оборудования. Они не прогибаются и имеют больший срок эксплуатации.
Преимущества:
Существуют отдельные варианты – усиленные и упрочненные. Необходимы для установки оборудования, которое будут часто включать. Такая конструкция позволяет эксплуатировать шкаф дольше.
Особенности подключения
Поскольку шина является частью заземления, она помогает обеспечивать стекание заряда и выравнивание потенциала на всех электрических приборах. К ней присоединяют выводы внешнего заземляющего контура. Корпус каждого прибора и другие проводящие детали оказываются соединенными с шиной проводами.
Рассмотрим подробнее, как подсоединяется главная заземляющая шина к другим частям системы.
Проводящие электрический ток элементы представляют особую опасность. Их разделяют на открытые и сторонние. К открытым элементам относятся детали электрооборудования и электроаппаратов, которые проводят ток, а также конструктивно участвующие в силовых коммутациях. К сторонним относятся проводящие части металлических сооружений, которые не принимают участия коммутировании тока.
Открытые детали-проводники имеют электрическое соединение с главной заземляющей шиной, чтобы обеспечить электробезопасность.
Для повышения надежности защиты от косвенного прикосновения, соединения выполняют отдельным проводом. А не жилой кабеля, выполняющего роль нулевого защитного проводника.
Соединение 2, 3 и более шин от различных входных распределителей возможно, если применяются металлические конструкции, имеющие непрерывное электрическое соединение. Применение в качестве совмещенного рабочего и защитного нулевого проводника не допускается с использованием следующих конструкций:
Запрещено делать прямое соединение в разных щитах, применяя вышеперечисленные конструкции. Повысить надежность можно с помощью использования цельной токопроводящей конструкции, проложив медный многожильный провод. В таком случае будет обеспечено распределение потенциала растекания.
Монтаж и маркировка
Эклектическое соединение корпуса щита главной заземляющей шины, и самой объединяющей полосы осуществляется с помощью болтов на изолированных опорах. Конструкция размещается горизонтально внизу щитка. Изолирующие подставки на болтах образуют зазор между главной заземляющей шиной и шкафом.
Это представляет возможным надежно зафиксировать наконечники кабелей с внутренней стороны шины с помощью гаечного ключа. Маркировку обязательно следует выполнить перед опрессовкой наконечников.
На проводниках наносят маркировку «РЕ» и делают их цветными (желто-зелеными). Кабель с однотонной изоляцией маркируется путем насаживания в месте контакта термической трубки желтого цвета с зелеными полосами. Щит обязательно должен комплектоваться схемой. Ее прикрепляют изнутри на дверцу, чтобы электрик смог ознакомиться с особенностями электрозащитной системы.
Модульные устройства на дин-рейку
В модельный ряд входит множество устройств различного назначения, которые применяются для управления электросетью в бытовых и административных зданиях, объектах промышленности. По характеру применения делятся на аппараты:
Модульный автоматический выключатель производства ИЭК
Подключение проводников осуществляется в двух точках: снизу и сверху. Новые устройства разработаны таким образом, что объединение их в группы осуществляется без применения соединительных проводов, а только защелкиванием оборудования между собой. Это позволяет удешевить систему и сэкономить время на монтаже приборов. Еще одним преимуществом использования модульного оборудования является высокая защищенность от поражения электрическим током.
Сборка щита. Видео
Каким образом осуществляется сборка трехфазного щита учета, можно узнать, просмотрев это видео.
Устройство распределительного щита с модульным оборудованием – лучшее решение для организации внутридомовой электросети. Применение ГЗШ с креплением на дин рейку позволяет не только обезопасить себя от аварийных ситуаций при обслуживании сети, но сэкономить расходы, т.к. на дин рейку в такие электрощиты всегда можно доставлять аналогичное оборудование.
Следует выбирать оборудование проверенных торговых марок, таких как ABB, ИЭК и другие. Главная заземляющая шина и другое модульное оборудование этих марок более качественное и имеет долгий срок эксплуатации.
Источник