- Статьи – «И в гору, и с горы»
- Обмануть… механику
- Тормозить или не тормозить?
- Высокий «полет»
- Тренируем спуски
- Биомеханика тела бегуна
- Какие мышцы задействованы при беге с горы
- Какие мышцы задействованы при беге в гору
- В чем отличие бега с горы и в гору?
- Зачем тренировать отдельно спуски с горы?
- Как часто стоит применять тренировки по спуску и могут ли они сочетаться с другими видами тренировок?
- Использование тренировочных беговых стартов или периодических тяжелых тренировок. Для чего это необходимо при спусках с горы?
- Силовые тренировки — какие мышцы качать
- Техника бега с горы
- Как не уехать с горнолыжного склона в спасательной акье*?
- Шина для спуска с горы
- 10 самых страшных горнолыжных трасс
- Corbet’s Couloir
- La Chavanette
- Delirium Dive
- Grand Couloir
- Tortin
- Harakiri
- Le Tunnel
- Face de Bellevarde
- Ля-Грав
- Backside of the Valluga
Статьи –
«И в гору, и с горы»
Одно из самых сложных упражнений для новичков при сдаче практического экзамена в ГИБДД – старт с места на эстакаде. Помочь им могли бы современные электронно-механические системы
Но пока они запрещены на экзаменах: курсант-водитель должен уметь справляться с трудностью самостоятельно. И это правильно! Казалось бы, натренировать такой навык – не проблема, постепенно, с накатом часов за рулем, приходит нужный опыт, мы учимся «ловить» откатывающийся назад автомобиль педалью сцепления, а как только откат прекратится, добавлять «газ» и взбираться на подъем. Это становится легко даже на пандусах подземных парковок, где крутизна, согласно строительным нормам, составляет от 13 до 18% (11–16 градусов).
Обмануть… механику
Однако приобрести такой навык становится все труднее: сегодня даже бюджетные машины с механической коробкой передач оснащаются системами противоотката. Они уже есть и на вазовских моделях, только на Kalina и Granta сочетаются лишь с автоматизированными трансмиссиями, а вот на Vesta и XRAY – и с «механикой».
Эти системы именуются HHC (Hill Hold Control). Их работа завязана на тормозную систему автомобиля. В ней появляется дополнительный клапан, в буквальном смысле запирающий тормозную жидкость в магистрали при остановке на подъеме. Только для активации системы необходимо именно затормозить, а не просто остановиться по инерции. И затормозить при помощи основной системы, то есть не задействуя «ручник», иначе устройство не сработает.
А действует оно так. Запирающий механизм в дополнительном клапане реализован с помощью шарика, который перекрывает магистраль, когда автомобиль останавливается под углом к горизонтали. Давление в тормозной системе при этом фиксируется на 2–4 с, затем сбрасывается либо автоматически, либо через специальный механизм в момент добавления «газа». Именно эти секунды позволяют с удобством трогаться с места на уклоне, и именно их так не хватает новичкам на экзамене.
Казалось бы, система весьма полезная, тем не менее. некоторые водители не прочь ее отключать. И я в том числе! Почему? Дело в том, что, например, на «механическом» LADA XRAY она срабатывает просто-таки рьяно. Так фиксирует машину даже на небольшом подъеме, что при трогании немудрено заглохнуть. Требуется очень прилично поддать «газу», чтобы растормозиться и двинуться вверх. Впрочем, такое происходит не на всех моделях. На KIA Rio X-Line данный механизм значительно мягче.
Второй недостаток противоотката обнаруживается зимой. Представьте, что вы по необходимости затормозили на заснеженном уклоне, система сработала, для выключения ее и старта необходимо порезче добавить «газу», а ведущие колеса с легкостью срываются в пробуксовку, «шлифуют» поверхность до льда, но автомобиль остается на месте, а то и опасно сползает в сторону. То есть на чистом асфальте все в ажуре, но ведь в наших широтах случается зима.
В таком случае я прибегаю к обману: останавливаю машину на снежном склоне «ручником», затем отпускаю его и качусь вниз. Значит, клапан действительно не сработал. А вот теперь можно спокойно трогаться вверх, «поймав» автомобиль педалью сцепления, точно так же, как если бы полезного устройства на нем не было. Таким вот способом чересчур активный противооткат можно обойти (правда, при этом будет быстрее растягиваться трос ручного тормоза).
Тормозить или не тормозить?
Своеобразная противоположность данной системе – устройство помощи при спуске, или HDC (Hill Descent Control). В отличие от предыдущего оно имеет кнопку включения, а также зеленый символ-индикатор на панели приборов.
Чем нам поможет это устройство? Дело в том, что на снежном или влажном грунтовом спуске водитель может струхнуть и перетормозить, в результате чего машина начнет неконтролируемо скользить и даже разворачиваться. ABS в таких случаях уже не помощник: с какой силой ни дави педаль тормоза, со скольжением не справиться. Тем, кому такая система в новинку, могу сообщить, что в повседневной жизни она почти неприменима – разве что друзьям можно показать ее работу, «отпустив» автомобиль на том же пандусе паркинга. Дескать, смотрите, я не трогаю ни «газ», ни тормоз, машина едет сама, поддерживая постоянную скорость и лишь слегка поскрипывая и вибрируя.
Эта скорость обычно составляет 5–7 км/ч, и лишь на очень продвинутых моделях ее можно регулировать. Прежде всего речь о настоящих внедорожниках, поскольку основное применение HDC – тяжелые и очень тяжелые условия движения. На кроссоверах система тоже работает корректно, однако на скользкие глинистые склоны, изобилующие крупными камнями и мощными корнями деревьев, на них лучше не выезжать.
При движении по сложным спускам вмешиваться в работу HDC не следует – нажатие педали тормоза тут же деактивирует ее. Лучше просто довериться ей и сосредоточиться на работе рулевым колесом. Хотя на карьерном самосвале MAN TGS с колесной формулой 8х8, оборудованном подобной системой, при движении на спуск, особенно с нагрузкой, рекомендуется, напротив, дотормаживать. Такова особенность электронного ассистента.
Высокий «полет»
На некоторых внедорожниках встречается устройство, позволяющее, аналогично HDC, ползти вверх по склону. Назовем в качестве примера Toyota Land Cruiser 200 и Prado, а также соплатформенные им Lexus LX и GX. На этих моделях присутствует устройство под названием Crawl Control. В вашем распоряжении регулятор, с помощью которого можно выбрать одну из пяти «ползущих» передач (самые низкие применяются при наиболее сложных условиях движения).
Однако настоятельно рекомендую пользователям этих автомобилей предварительно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. На том же Prado существует ряд условий, при которых те или иные системы помощи на бездорожье либо отключаются при определенных действиях водителя, либо не работают в паре с другими системами. Это, кстати, еще и страхует автомобиль от поломок. Конечно, сбоев в работе, отказов и ошибок никто не отменял, но в общих случаях водитель должен иметь возможность отказаться от электронной помощи и полностью взять управление процессом на себя.
Источник
Тренируем спуски
За последние годы любительский и профессиональный спорт претерпел значительные изменения. То, что ранее считалось экстремальными видами спортивной деятельности, для многих на сегодняшний день — норма. Все больше набирают популярность такие виды спортивного бега, как горный бег, трейлраннинг, скайраннинг.
Спецификой такого вида спорта является один важный аспект: бег по пересеченной местности, с преодолением рельефа, перепады высот и разнородность покрытия при опоре на ступню дают дополнительную нагрузку на опорно-связочный аппарат. Чтобы уверенно достигать поставленных целей (например, освоить быстрые спуски) без проблем для мышц и связок, к изучению вопроса необходимо подходить ответственно. В нашей статье мы расскажем об основных вопросах, возникающих у любителей.
Биомеханика тела бегуна
Какие мышцы задействованы при беге с горы
Основная нагрузка при беге вниз по склону осуществляется на четырехглавую мышцу бедра, мышцы спины и пресса, связочный аппарат. Четырехглавая мышца бедра располагается на передней и боковой поверхности бедра и выполняет ряд важнейших функций: удерживает головку бедренной кости в ямке вертлужной впадины, осуществляет функцию движения в этом суставе, а также обеспечивает разгибание голени в коленном суставе. Грамотная «прокачка» данной мышцы поможет не только укрепить опорно-двигательные функции, но и повысить общую выносливость при беге на любых дистанциях и по любому рельефу. Мышцы корпуса же «работают» на обеспечение равновесия.
Какие мышцы задействованы при беге в гору
При беге в гору задействуются почти все мышцы тела, так как оно совершает определенное усилие для поднятия собственной массы на определенную высоту. Активнее всего при данном виде нагрузок функционируют толчковые мышцы икр и стоп, бедренные, спинные и ягодичные мышцы. Высокая нагрузка идет на связочный аппарат.
В чем отличие бега с горы и в гору?
Подъемы и спуски при определенных видах спортивных нагрузок не могут рассматриваться обособленно. Все это — элементы одной спортивной «стратегии». Но основное отличие все же есть. При беге с горы тренируется не только общая выносливость организма, но и чувство удержания равновесия на сложном рельефе (это поможет избежать падения и травм, что очень важно). Бег в гору повышает общий мышечный ресурс организма, позволяющий ему при необходимости улучшать спортивные результаты (увеличение скорости, длины дисстанции).
Зачем тренировать отдельно спуски с горы?
При своей кажущейся простоте, правильный спуск с горы — задача достаточно сложная. Все дело в повышенной травмоопасности спусков. И именно поэтому необходимы дополнительные тренировки конкретно по спускам. Это важно не только для профессиональных спортсменов (дабы не потерять показатели скорости), но и для обычных людей, следящих за своим здоровьем. В жизни иногда бывают ситуации, когда нужно быстро спуститься вниз с какой-то возвышенности.
Тренировки по бегу с горы помогут улучшить координацию движений, обеспечить их легкость, а также натренировать мышечно-связочный аппарат, освоить правильную технику спуска, что поможет, в случае необходимости, снизить компрессионную нагрузку на колени и позвоночник.
Как часто стоит применять тренировки по спуску и могут ли они сочетаться с другими видами тренировок?
Данный вид тренировок является максимально энергозатратным. Организму необходимо время для регенерации. Поэтому нагрузки подобного рода следует осуществлять не чаще двух раз в неделю.
Тренировка по спускам с горы отлично сочетается с другими беговыми тренировками и адекватными состоянию здоровья и поставленным спортивным задачам силовыми и кардио-нагрузками (в дни между основными тренировками).
Использование тренировочных беговых стартов или периодических тяжелых тренировок. Для чего это необходимо при спусках с горы?
Беговые тренировки и тяжелые нагрузки в профессиональном и полупрофессиональном спорте, связанном с преодолением рельефа, играют очень важную роль. От степени интенсивности нагрузок и соответственной отдачи организма напрямую зависят такие показатели, как скорость реакции, стартовый разгон, техника бега, выносливость. Наращивание профессиональных навыков — вопрос не трех-четырех занятий, а не менее двух лет упорных тренировок. И моменты спуска с горы, как возможный элемент — не исключение.
Силовые тренировки — какие мышцы качать
Силовые тренировки для бегунов требуют проработки определенных групп мышц, связанных непосредственно с бегом. Вот некоторые из них:
Техника бега с горы
При освоении правильной техники бега с горы прежде всего следует избавиться от определенной доли неуверенности при спуске. Возникает она из-за банальной боязни упасть, и порой вгоняет в ступор большинство бегунов. Следует усвоить следующие истины:
Источник
Как не уехать с горнолыжного склона в спасательной акье*?
Горнолыжный сезон набирает обороты по всей стране. Большинство любителей зимних видов спорта, и, в особенности, кто только начинает осваивать все премудрости и тонкости катания на горных лыжах и сноуборде, волнуют множество различных практических вопросов. Снаряжение, цены, погода, отзывы, туристические компании и т.д. Спрос рождает предложение и горнолыжная индустрия, руководствуясь маркетинговым принципом «Чти потребителя своего», предлагает широкий ассортимент спортивного инвентаря, одежду множества «модных» спортивных брендов и туры на любые курорты.
Туда, куда два десятилетия назад дни и ночи первооткрыватели, альпинисты и охотники с огромным физическим усилием тропили лыжню, ради достижения своей цели, теперь можно доехать простому туристу с комфортом в кабине гондольного подъёмника менее чем за час.
При таком приятном, лёгком и скоростном подъёме в горы, у многих складывается ошибочное мнение о безопасности горной местности, и туристы продолжают себя вести в горах как в супермаркете в «Black Friday».
Но, даже при всех достижениях цивилизации, горы не являются доступной ярмаркой для всех желающих: неправильное отношение к процессу обучения на горных лыжах и сноуборде, неадекватная оценка своих сил и возможностей, пренебрежение к элементарным правилам безопасности, суета и нервотрёпка приводят к серьёзным ошибкам, плохому настроению и последующим проблемам (иногда фатальным).
Именно поэтому определённая часть любителей горнолыжного спорта до сих пор занимается «Backcountry» и «Ski tour», желая быть подальше от техногенного шума, некорректного поведения туристов на склонах и очередей на подъёмник. Снегопад никогда не являлся и не будет являться акцией «небесной канцелярии» по производству снега!
Как всё-таки провести отпуск в горах незабываемо, интересно и, самое главное, безопасно?
Как показал опыт и личное наблюдение- всё дело в стереотипах и деталях.
Количество кубометров свежего «съеденного» пухляка и километры исполосованной кантами «вафельки» далеко не всегда прямо влияют на горнолыжное счастье (и сноубордическое, поговаривают, тоже). На горнолыжных курортах люди общаются, знакомятся, любят, помогают, созерцают, рисуют, фотографируют, узнают, думают. Пребывание в горах делает нас гармоничнее и целостное, а общение становится вдумчивым, ценным и более осмысленным.
О лавинах. Однажды мои друзья из противолавинной службы подобрали дикую лису, попавшую под лавину. У животного был сломан позвоночник и имелись еще множество серьёзных травм. Ребята принесли её буквально «на руках» из снежного плена (хотя та упорно ползла от них на передних лапах). Мы ввели противошоковые и обезболивающие препараты и соорудили жесткую переноску, при этом параллельно консультируясь по телефону с ветеринарами и ища клинику для последующего лечения. Думали так же и о приюте для диких животных, где лиса смогла бы жить после восстановления от травм (тогда речь шла именно о жизни, способность самостоятельно передвигаться животное, скорое всего, утратило бы).
К сожалению, лиса умерла на операционном столе, полученные от лавины травмы оказались сильнее этого умного и выносливого дикого животного. Хочется сказать, что будь у неё биппер и всё выше перечисленное снаряжение, то этого бы не произошло, но нет. Горы есть горы. Наличие опытного гида, биппера, рюкзака ABC, щупа и лопаты не гарантируют вам 100% безопасность.
Другими словами, если Вы НЕ планируете закончить отпуск спуском в спасательной акье, то будьте внимательны и соберите полную информацию о предстоящем дне (погода, лавинная обстановка, работа канатных дорог). Не будет и лишним заранее спланировать свой день и предстоящие маршруты, а также изучать информационные знаки, сложность и особенность трасс. Одним из необходимых условий для безопасного катание является знание правил FIS. Это свод международных правил поведения на горнолыжном склоне, своего рода ПДД для лыжников и сноубордистов. Именно эти правила, кстати, являются и основным правовым документом при урегулировании спорных моментов при столкновении на склоне и любых иных конфликтных ситуаций. Изучите их, всего 10 правил и они просты.
Всё же, если не дай снежный Бог, вы получили травму и не можете самостоятельно произвести спуск с горы, лыжный патруль поможет вам. Номер патруля (спасателей), как правило, указывается на скипассе. В акье рекомендуется лежать спокойно, наслаждаться спуском и думать про Англию (или маму).
Источник
Шина для спуска с горы
Однако погода не балует участников GrelkaFest (всего 3 градуса тепла)
Регистрация на спуск с горы пока продолжается, а потому точные данные о числе участников могут поменяться
Фото: Александр Ощепков
В спуске с горы в Шерегеше примет участие 77-летний мужчина
Сегодня, 17 апреля, в Шерегеше пройдет второй спуск в рамках фестиваля GrelkaFest. На этот раз участники будут в купальных костюмах.
Как отмечают организаторы фестиваля, всего регистрацию на сайте прошли 2872 человека. Это гораздо больше, чем в 2019 году — тогда зарегистрировались около 1600 участников. Впрочем, данные являются предварительными, и число спустившихся с горы участников может незначительно поменяться.
— Пандемия в этом году сыграла свою роль — география GrelkaFest представлена исключительно российскими регионами. Однако она как никогда разнообразна. На фестиваль приехали гости из Москвы, Новосибирска, Красноярска, Томска, Хабаровска, Омска, Санкт-Петербурга, Керчи, Благовещенска, Ярославля, Бийска, Сургута, Дудинки, Сочи, Казани и, конечно, из городов Кемеровской области, — сообщают организаторы.
Известно, что в спуске примет участие 77-летний мужчина — он уже получил бейджик участника. Есть и очень юный спортсмен: ему 4 года, однако, как уточняют организаторы GrelkaFest, пока точно неизвестно, будет ли он на спуске.
Как передает наш корреспондент с места фестиваля, погода не радует будущих участников. В Шерегеше сыро и всего три градуса тепла. Из-за мокрого снега с дождем организаторы вынуждены были перенести спуск на 13 часов дня по местному времени.
Погода подкачала — в таких условиях будут спускаться участники
Фото: Александр Ощепков
Самых ярких участников и красоток, отважившихся на экстремальный спуск, мы обязательно покажем в нашем фоторепортаже — следите за обновлениями на сайте.
Обновлено. Появилось видео со склона горы — на месте работала команда НГС. В прямом эфире участники GrelkaFest рассказывают, почему отважились на такое экстремальное развлечение и откуда приехали в Кемеровскую область (есть даже участники из Владивостока).
Напомним, первый спуск был в карнавальных костюмах — о нем мы рассказывали здесь. В нем приняли участие около 600 человек, самому маленькому спортсмену — 1 год и 4 месяца.
Источник
10 самых страшных горнолыжных трасс
Если катаясь на лыжах или сноуборде, вы предпочитаете не спокойные спуски с пологих гор, а крутые склоны и всевозможный экстрим, специально для вас сегодня мы расскажем о самых страшных горнолыжных трассах мира.
Corbet’s Couloir
Джексон Хоул, США
La Chavanette
Авориаз, Франция
Delirium Dive
На первый взгляд тех, кто стоит на вершине горы, это обычная заурядная трасса, одна из многих на канадском курорте в национальном парке Банф. Но вы не можете видеть, что ждет вас впереди, и потому, если вы не уверены в своих силах, не приближайтесь к этому маршруту, о котором даже очень опытные и квалифицированные спортсмены говорят с благоговением. Страха добавляет и требование лыжного патруля: по этому склону можно спускаться только с лавинными датчиками, хотя по всей зоне катания лавинная угроза постоянно проверяется, и особой опасности нет.
Grand Couloir
Куршевель, Франция
Это самый широкий и самый легкий из трех опаснейших и печально известных куршавельских маршрутов, единственный нанесенный ныне на карту трасс. Самая трудная часть начинается от станции канатной дороги La Saulire. Когда трасса сильно обледеневает, вы можете не заметить, как вас унесет на какой-то их двух более сложных спусков Sous Pylons или Emile Allais, которые сейчас не рекомендованы для катания. Но если этого не случится, вторая половина маршрута пройдет по широкому склону и будет более спокойной.
Tortin
Вербье, Швейцария
Трасса Тортин в Вербье вдохновляет лыжников больше или меньше в зависимости от снежного покрова: когда зима не жалеет снега, вы можете даже не понять, из-за чего этот маршрут считается сложным и головоломным. Но вернитесь сюда, когда осадков выпадет поменьше, и вы увидите, что ошибались: чем дальше, тем круче будет склон, и если при хорошем снеге вы просто красиво съедете по нему, то обледеневшая «голая» поверхность заставит ваши лыжи постоянно проскальзывать.
Harakiri
Майрхофен, Австрия
Le Tunnel
Альп-д’Юэз, Франция
На курорте Альп д’Юэз находится самая длинная европейская «черная» трасса Sarenne, однако Le Tunnel гораздо сложнее. Причем трудности связаны не с большим наклоном (формально угол невелик), а с тем, что она проходит через самый настоящий туннель в леднике. Конечно, когда вы приближаетесь к ней, светит теплое солнце, и под лыжами мягкая «пудра», все кажется прекрасным. Но стоит лишь попасть в туннель, как вам придется бороться со зловещим холодом и льдом, и любое неосторожное движение приведет к падению и серьезным травмам.
Face de Bellevarde
Валь д’Изер, Франция
Эта трасса была построена для соревнований по скоростному спуску среди мужчин на Олимпийских играх 1992 года. Она довольно ровная по наклону, ни один из ее участков не выделяется как слишком крутой, но чтобы спуститься по ней, нужно прекрасно владеть техникой и остро наточить канты лыж, чтобы не сорваться на обледеневших участках. А если выдается малоснежный год, то трассу часто разбивают до камней, из-за которых опасность увеличивается.
Ля-Грав
Франция
Крошечный курорт Ля-Грав во французских Альпах, до которого можно доехать с курорта Ле-дез-Альп, это настоящее убежище для экстремальных лыжников. На большинстве склонов нет никаких разметок, формально там не контролируют лавинную опасность, и большинство трасс можно отнести к одним из самых сложных в мире, поэтому лыжники катаются в этих местах на свой страх и риск. Поднявшись на ледник La Meije, вы можете выбрать свой собственный маршрут для спуска, только не забывайте о скалах, трещинах, лавинах и снежных бурях.
Backside of the Valluga
Санкт-Антон, Австрия
Если на других трассах просто устанавливают предупреждающие знаки и предоставляют вам самим определять свой уровень подготовки, то на эту трассу можно попасть только после того, как вы подтвердили свою квалификацию перед местными экспертами. Сначала трасса покажется хоть и крутой, но несложной, порадует отличным снежным покровом. Однако впереди вас ждет 700-метровая пропасть: стоит спортсмену чуть отвлечься, и после одного из левых поворотов он вылетит на скалы.
Источник