- Какой кран выбрать, шаровый или вентиль
- Шаровые краны
- Шаровые краны
- Вентили
- Вентиль
- Основные отличия:
- Какой выбрать кран: шаровый, задвижка, вентиль или пластиковый
- Показатели популярности использования водозапорных устройств
- Кран-задвижка
- Вентиль или запорный клапан
- Шаровый кран
- Пластиковый или металлический кран
- Выводы и полезное видео
- А что же надёжнее и долговечнее, вентиль или шаровый кран
- Что лучше задвижки и шаровые краны?
- Задвижки
- Виды задвижек
- Особенности маркировки, упаковки
- Монтаж задвижек
- Техническое обслуживание
- Плюсы и минусы задвижек
- Шаровые краны
- Классификация шаровых кранов
- Достоинства и недостатки
- Как подбирают кран?
- Особенности хранения
- Особенности монтажа
- Техническое обслуживание
- Что лучше: шаровый кран или задвижка
Какой кран выбрать, шаровый или вентиль
Шаровые карны, как и вентили, имеют ряд индивидуальных как преимущетв, так и недостатков, в практическом применении они во многом схожи. Шаровые краны, как и вентили, служат 30 лет и более, ремонтопригодны.
Вентили появились задолго до возникновения СССР и до сих пор очень широко используются в мировой практике.
Шаровые краны получили широкое распространение только после появления достаточно высокотехнологичных материалов и производственных процессов, до этого их применение было достаточно скромным из-за невозможности обеспечить необходимую герметичность уплотнения шаровой пробки традиционными материалами и методами обработки поверхностей.
Шаровые краны
Шаровые краны
К преимуществам обычно относят:
— просты в изготовлении;
— быстры в использовании: не нужно раскручивать на полную, чтобы дать полный напор воды, достаточно одного движения руки;
— протно закрывает, не допускает протечек.
Недостатки:
— при резком открытии или закрытии происходит скачок давления на кран (при закрытии) и на трубопровод (при открытии);
— при длительном простое шар залипает
— поток воды сложно регулировать;
— сложно отремонтировать в бытовых условиях.
Возникновение гидроудара при резком закрытии шарового крана не существенно на малых диаметрах кранов, применяемых в быту.
Обычно шаровые краны используют в качестве запорной, а не регулирующей арматуры. Но есть и специальные шаровые регулирующие краны. Но это в основном промышленные краны, если в быту нужна функция регулирования, лучше использовать вентиль.
Вентили
Вентиль
Преимущества:
— выдерживает более высокое давление, чем шаровый кран;
— легко управлять потоком воды, именно поэтому применяются в смесителях;
— прост в ремонте.
Недостатки:
— больше времени тратится на открытие-закрытие крана;
— резиновые прокладки достаточно быстро стираются и подлежат замене.
Вентили достаточно просто отремонтировать в бытовых условиях без использования фирменных запасных частей. Поэтому их ремонт еще и дешевле по сравнению с шаровыми кранами.
Существуют вентили с керамическим запорным механизмом (широко используются в кран-буксах смесителей и водоразборных кранов). Вентиль с таким запорным механизмом открывается так же быстро, как и шаровый кран.
Основные отличия:
Вентиль из-за своих конструктивных особенностей создает большие потери давления в системе, нежели шаровый кран.
Диаметр отверстия для прохода среды в шаровом кране чаще всего соответствует внутреннему диаметру трубопровода, на котором кран установлен ( такой шаровый кран называется полнопроходным). В открытом положении шаровый кран не создаёт сопротивления потоку транспортируемой среды, а следовательно, и не «пожирает» давление в системе.
Это особенно важно для систем отопления и гравитационного водоснабжения загородных домов с лимитированным давлением в системе.
Источник
Какой выбрать кран: шаровый, задвижка, вентиль или пластиковый
Водозапорная арматура, используемая в быту, имеет широкое понятие. К этому виду относятся даже водозапорные устройства в смесителях и в клапанах бачка унитаза, но все-таки принцип работы следует изучить на водозапорной арматуре бытового водопровода. В этом материале поговорим о том, какой кран лучше: задвижной, вентильный или шаровый.
Показатели популярности использования водозапорных устройств
Применение такой арматуры в быту очень распространено, но ответить на вопрос, какое устройство (задвижка, вентиль, шаровый кран) лучше, практически нельзя. Это зависит от системы, в какой оно устанавливается и способа эксплуатации. Каждое устройство имеет свои плюсы и минусы. Они обязательно должны учитываться при установке в конкретную монтажную схему. Одно устройство может подходить идеально, а другие не оправдают ожидания.
До появления шарового крана в водопроводе применялись задвижки и вентильные клапаны.
Кран-задвижка
Устройство работает таким образом. При повороте маховика проход жидкости перекрывается перпендикулярно располагаемым затвором. Этот вид широко используется в водопроводном хозяйстве до сих пор там, где есть необходимость перекрывать большие потоки воды в трубах с большим диаметром, а в быту реже. Срок службы задвижки зависит от конкретной конструкции и составляет 10-20 лет, а эксплуатационный срок (до выхода из строя) может составлять 2-3 тысячи циклов.
Споры о способах эксплуатации задвижки ведутся и сегодня. Одни утверждают, что она должна служить запорно-регулирующим целям, а другие, что ее следует держать либо закрытой, либо открытой, так как износ при постоянной работе неминуем. Даже наполовину открытая (закрытая) задвижка поддается действию абразивных веществ (взвешенных в воде материалов) песка и других твердых частиц, которые приводят к образованию царапин, выемок и других мелких повреждений. Появившиеся изъяны уменьшают сопряжение запорного узла. Исключение составляют задвижки с обрезиненным клином, но их выпуск ограничен использованием в трубах большого диаметра, а используемые в быту (1/2-1 дюйм) имеют затворку из латуни.
При продаже в характеристике таких изделий значится, как запорно-регулирующая арматура. Поэтому можно говорить о том, что задвижной кран можно держать в полуоткрытом состоянии.
Такой вид запорного устройства жидкости имеет свои плюсы и минусы. Плюсы представлены следующими качествами:
Минусы, ощутимые при эксплуатации, таковы:
Рассматривая задвижку, как элемент применения в быту, можно говорить о ней, как о гиганте среди лилипутов. А применение такого устройства в коммунальном хозяйстве и промышленности, где используются трубы большого диаметра, оправдано.
Вентиль или запорный клапан
Вентиль можно назвать братом задвижки. В действие приводится устройство поворотом моховика, что передает импульс шпинделю, который приходит в поступательное движение и на другом конце закрывается золотник, оборудованный прокладкой. Если вентиль закрывается, то доходя до нижнего положения, упирается в седло, в результате чего перекрывается (запирается) жидкость. Отсюда и происходит название — запорный клапан. Запорные клапана широко применяются в водных и топливных системах. Они являются запорно-регулирующими и представлены широко внешним видом и конструкцией. Срок службы варьирует от 20 до 30 лет из-за качества материалов и особенностей эксплуатации. Износ наступает тогда, когда будет пройдено 8 тысяч циклов закрыто-открыто.
Устройства тоже имеют свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются его эксплуатационными характеристиками:
Недостатки характеризуются уменьшением эксплуатационных свойств из-за:
Исключением из правил служит здесь прямоточный вентиль с наклонным шпинделем, где создается меньшее сопротивление в гидравлике. Этому служит развернутое расположение седла к потоку жидкости.
Шаровый кран
Пальма первенства в применении среди запорных устройств принадлежит шаровому крану. Многие мастерах их считают по праву лучшими. Несмотря на его существование более ста лет, он вырвался в передовики благодаря использованию новейших уплотнителей. Запорный элемент в форме шара. Шар через шток соединен с рычагом и при действии на рычаг движение шара устанавливает запорное устройство (выемка в самом шаре) в нужное положение «закрыто или открыто».
Шаровые краны бывают:
Применяются шаровые устройства в водо, тепло, газоснабжении. Особенно он потеснил своим применением в водоснабжении своих собратьев – задвижку и вентиль. Использование крана имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества выражены следующими качествами:
Шаровые краны имеют такие недостатки :
Пластиковый или металлический кран
С приходом полипропиленовых труб на рынок, стали активно продвигаться полипропиленовые краны. Они предлагаются, как дешевая альтернатива латунным. Любой пластик при постоянном температурном воздействии способен в короткие сроки прийти в негодность. Это важно учитывать при покупке пластиковых кранов.
Зачастую полипропиленовые краны соединяются с трубой методом сварки. После того, как кран выйдет из строя, понадобится отрезать трубу и вварить туда новый кран. С металлическими кранами все иначе. Нужно выкрутить один и поставить другой.
В вопросе выборе лучшего крана помните, что латунный кран всегда надежнее любого пластика.
Выводы и полезное видео
Учитывая, что все запорные устройства, хоть и однотипны, все-таки они имеют между собой различия. Каждое из них обладает своими преимуществами и недостатками, которые могут отсутствовать у других. При проектировании водоснабжающих и теплообеспечивающих систем в быту целесообразно применять виды запорных устройств, способных решить поставленные задачи. В быту лучшим краном будет шаровый, в других задачах возможно выиграют задвижной и вентильный.
Источник
А что же надёжнее и долговечнее, вентиль или шаровый кран
Интересно, и что же на самом деле надёжнее и долговечнее, шаровый кран или вентиль
Китайские шаровые краны из силумина и прочую поддельную продукцию учитывать небудем
чугунные и стальные вентиля, я думаю, тоже не стоит учитывать.
Предлагаю поделится мнением о сравнении надёжности и долговечности хорошего щарового крана и латунного вентиля.
P.S Данная тема не является вопросом, а создана только с целью увидеть мнение разных людей.
конусные краны рулят! их ещё на древних самоварах ставили! и сносу им нет! всего две детали, а какой успех!
тема чисто для флуда, поскольку для каждой задачи есть свой оптимальный кран.
..конусные (самоварные, бочковые) давления не держат. конусные трубопроводные закисают. в вентиле кроме вращательного движения штока присутствует возвратно-поступательное, что заведомо делает неконкурентоспособными с шаровыми кранами по долговечности..
petrkirov написал :
«как стояли 20 лет так ещё столько простоят»
Только воду не перекрывают.
.. а вот по красоте- конечно лидируют старинные конусные.
ГАЛЛОП написал :
Мы не обсуждаем что и где правильней установить и какие плюсы минусы.
Basil79 написал :
Тут никто, насколько я знаю, шаровых кранов не делает. Уж больно хочется посмотреть. )
а Я говорю задвижка.
что надежней!
Basil79 написал :
а Я говорю задвижка.
. шланговая.
2Basil79
Краны он делает (залетали и в наши края-ручки у них очень оригинальные). Неплохие. На сайте фотки есть.
.. ну, Вам там на месте виднее..
зачэм шланговая, дарагой! Вах! кллыновыдная! (и указательный палец вверх)
э не! Погодите! Что по кранам никифоровским, раз уж они залетали? Кроме ручки? какие впечатления?
Мож он на экспорт уже гонит, а умыжики-то и не знают?
Байпасс написал :
Краны он делает (залетали и в наши края-ручки у них очень оригинальные). Неплохие. На сайте фотки есть.
и латунные муфтовые такие есть тоже. Неплохие изделия, мне кажется. ))
ОК. Спасибо! Очень интересно. А я завтра на одной фирме буду как раз. Сфотаю изделия Никифорова в ящиках прямо и поштучно. Разница в культуре производства расставит все на свои места.
Конечно вентиль надежнее и долговечнее. И ремонтопригоден. Но шаровый проще в использовании!
Источник
Что лучше задвижки и шаровые краны?
Задвижки
Задвижка – простое и надежное запорное устройство, рассчитанное на работу в энергетических магистралях с различными рабочими средами. По конструктивному исполнению и примененному материалу, этот элемент выдерживает давление в системе до 25 МПа.
Конструктивно задвижка состоит из следующих частей:
Виды задвижек
В клиновой арматуре рабочий поток перекрывает клин, плотно прилегающий к наклонным поверхностям седел, с герметичностью срабатывания. Конструкция клина может быть:
У параллельных задвижек затворные элементы расположены параллельно, в виде двух дисков, прижимаемых клином к зеркалам седел.
Шиберные задвижки перекрывают поток рабочей среды перпендикулярно расположенной пластиной. Еще одно название такой арматуры – ножевая, поскольку движение затвора напоминает разрезание, с перекрытием потока.
Шланговые задвижки применяют реже других. Их конструкция в корне отлична от остальных. Поток рабочей среды проходит через шланг, пережимаемый запорным элементом, с перекрытием условного прохода. Эту арматуру устанавливают на магистралях небольшого диаметра, шламовых трубопроводах и прочих сетях, транспортирующих жидкости с примесями.
В запорном элементе с выдвижной конструкцией шпинделя, гайка расположена снаружи крышки корпуса, внутри маховика. При вращении, шток выдвигается, перемещая затвор. Ходовой узел не подвержен воздействию рабочей среды, что увеличивает ресурс арматуры.
Рис. 3. Задвижка с выдвижным шпинделем (30с41нж, 30с64нж, 30ч6бр)
Это устройство проще и надежнее в работе. Свободный доступ к сальниковому узлу упрощает обслуживание. Недостатки – большая масса, с необходимостью свободного пространства вверху элемента, для выхода штока.
В арматуре с невыдвижным шпинделем, резьбовое соединение помещено внутрь корпуса. При вращении маховика, затворный элемент передвигается по шпинделю вместе с гайкой.
Расположение ходового узла в рабочей среде усложняет эксплуатацию. Но такая конструкция выигрывает в весе и габаритах.
Рис. 4. Задвижка с невыдвижным шпинделем
В таблице приведены сравнительные характеристики задвижек с выдвижным и невыдвижным устройством шпинделя:
Диаметр условного прохода, мм
Предельное давление, МПа
Температура рабочей среды, °С
Для каких составов применяют
Чистой холодной и горячей воды, неагрессивных сред
Компонентов любой степени агрессивности
Особенности маркировки, упаковки
К задвижке крепят табличку с указанием:
Изделие упаковывают, согласно государственным стандартам и техническим условиям изготовителя. Отверстия входа и выхода закрывают транспортными заглушками. Контактные поверхности фланцев предохраняют от возможных повреждений при перевозке. Затворные элементы устанавливают в закрытое положение.
Монтаж задвижек
К монтажу задвижек допускают обученный персонал, обладающий необходимыми навыками, после ознакомления с содержанием паспорта и руководства по эксплуатации изделия.
Монтаж выполняют при условии закрытой подачи рабочей среды на участок, где устанавливают запорную арматуру.
При большой массе задвижки, применяют грузоподъемное устройство. Запорный элемент захватывают ленточным стропом, за корпус. Нельзя выполнять подцепку за маховик.
Перед монтажом проверяют правильность установки фланцев на магистрали, с параллельным расположением плоскостей, без перекосов и отклонений.
После установки, запорный элемент не должен испытывать дополнительные нагрузки от трубопровода.
До начала установки необходимо:
Монтаж фланцевой задвижки выполняют в таком порядке:
1) затворный элемент перемещают в место установки;
2) приемные фланцы с патрубками предварительно прикрепляют к задвижке;
3) грузоподъемным механизмом размещают арматуру на трубопроводе, в монтажном проеме;
4) прихватывают электрической или газовой сваркой патрубки внешних фланцев;
5) убирают задвижку, сняв болты с фланцев;
6) выполняют сварку соединений, обеспечив герметичность;
7) устанавливают задвижку, размещая уплотнения и затягивая болты.
При затяжке нельзя применять удлинители для ключей, чтобы увеличить момент. Болты затягивают равномерно, сначала с одной, затем – с другой стороны, в перекрестном порядке.
Рис. 5. Внешний вид установленной задвижки
По окончании монтажа, проверяют работу устройства. Постепенно подают давление на магистраль.
Важно проверить герметичность соединений. После установки систему подвергают опрессовке, с подачей давления на 25 процентов превышающего номинальное.
Давление выдерживают в течение двух минут, проверяя герметичность визуальным методом. При наличии утечек рабочей среды, принимают дополнительные меры, чтобы устранить проблему.
Техническое обслуживание
Чтобы исключить неисправности и опасность аварийного выхода из строя, проводят периодические осмотры арматуры, с проверкой работы устройства. Периодичность осмотров, с проведением технического обслуживания, определяется системой, принятой на предприятии, и условиями изготовителя, приведенными в паспорте.
Обслуживание включает следующие операции, выполняемые, с учетом технического состояния элемента:
При подтяжке и замене сальника отключают подачу рабочей среды, снимая давление с арматуры.
Минимальная периодичность технического обслуживания – каждые полгода.
Рис. 6. Обслуживание задвижки
Для соблюдения мер безопасности, запрещено:
Персонал выполняет техническое обслуживание запорных элементов, используя спецодежду и средства защиты, предусмотренные нормами по охране труда.
Плюсы и минусы задвижек
Задвижки характеризуются положительными качествами:
Задвижки чаще применяют в условиях промышленного производства, устанавливая на энергетических магистралях большого диаметра.
Шаровые краны
Шаровым краном называют запорный элемент с затворным устройством в виде шара со сквозным отверстием, заключенным в корпус, при плотном прилегании к поверхностям седла.
Шаровой кран состоит из следующих узлов:
Принцип работы основан на развороте отверстия затворного элемента, с изменением расположения сквозного отверстия в шаре относительно потока рабочей среды.
Классификация шаровых кранов
Корпус шаровых кранов изготавливают из следующих материалов:
Затворный элемент изготавливают из стального сплава или латуни с напылением из антикоррозийного состава (никеля, хрома). Производят изделия с шарами из пластика, для применения на соответствующих водопроводах. Но такие краны недолговечны и не подойдут для работы на горячей воде.
По способу установки, краны могут быть:
Изделия с муфтовым способом крепежа выполняют с наружной или внутренней резьбой для различных условий установки.
Корпус шаровых кранов может быть:
Расчетная продолжительность эксплуатации – от 15 до 20 лет. Учитывая данное обстоятельство, использование изделий с цельносварными корпусами экономически более оправдано.
Производят краны с такими способами управления:
Рис. 10. Шаровой кран с электроприводом
По исполнению корпуса, с учетом типа прохода, выделяют такие виды кранов:
Последний из кранов проще в изготовлении, при низкой цене, снижает опасность гидроудара.
Достоинства и недостатки
Плюсы шаровых кранов в таких качествах:
Недостатки этой арматуры в необходимости контроля состояния рабочей поверхности, приложении высокого крутящего момента для поворота затвора, опасности гидроудара при быстром включении устройства.
Этот элемент необходимо периодически проверять в работе, чтобы избежать отложений на поверхности шарового элемента. В противном случае затвор может залипнуть, со сложностями при срабатывании.
Как подбирают кран?
При покупке крана, учитывают ряд нюансов:
Изделие подбирают по следующим критериям:
Покупаемый кран внимательно осматривают, чтобы исключить внешние дефекты и повреждения – сколы, зазубрины, трещины на корпусе, деформацию элементов. Проверяют комплектность товара.
Покупая долговечный и дорогой латунный кран, важно исключить подделку – дешевое силуминовое устройство. Настоящее изделие определяют по весу. Необходимо потребовать от продавца сертификаты и паспортную документацию, подтверждающие качество продукции.
Ошибки при покупке приведут к тому, что изделие придется экстренно менять, когда владелец не будет готов к данной ситуации.
Особенности хранения
Устройства хранят в заводской упаковке, размещая в сухих, закрытых помещениях. При наличии на патрубках крана заглушек, их не снимают до момента установки, чтобы исключить попадание внутрь посторонних предметов.
Особенности монтажа
Важно выдержать правила монтажа крана, согласно условиям, предусмотренным изготовителем. При неправильной установке владелец лишается возможности гарантийного обслуживания в отношении изделия.
Кран устанавливают, выдерживая следующие условия:
При установке нельзя применять ключи, не подходящие по размерам, с вставкой дополнительных элементов.
Рис. 12. Установленный шаровой кран с резьбовыми соединениями, «американками»
Перед монтажом арматуру внимательно осматривают, с проверкой:
Элемент осматривают визуально. При выявлении недопустимых дефектов, товар возвращают продавцу, для замены на исправное устройство.
При обращении с изделием не допускают ударов. Такое обращение приводит к повреждению арматуры.
Монтаж крана, на примере латунных кранов LD PRIDE (пример указан для установки элемента на резьбовых соединениях) выполняют в таком порядке:
1) вваривают штуцера, с учетом монтажного расстояния запорного элемента, проверяют качество сварки, отсутствие утечек рабочей среды;
2) изделие извлекают из упаковки, проверяют комплектность, исправность, поворачивают затвор в открытое положение;
3) кран фиксируют гайками, с уплотнением, учитывающим конструкцию элемента – фум-лентой, подмоткой, резиновыми или паронитовыми уплотнениями;
4) затягивают резьбовые соединения, с усилием, не превышающим указанное в паспорте;
5) оценивают герметичность соединений.
При установке проверяют направление потока рабочей среды, согласно стрелке, указанной на корпусе. При отсутствии такого обозначения, кран можно монтировать с любым расположением.
Техническое обслуживание
Учитывая, что краны устанавливают на входе и выходе оборудования, периодичность обслуживания привязывают к срокам проверки этих устройств.
В ходе указанных работ, проверяют функционирование затворного элемента, с проворачиванием в обе стороны. Кран должен полностью перекрывать магистраль, при свободном ходе штока. Арматуру осматривают визуально, на предмет наличия дефектов и повреждений – сколов, трещин, деформаций, утечек рабочей среды.
Проверяют крепление рукояти. При необходимости, поджимают гайку, фиксирующую рычаг или бабочку. Если использовать кран с ослабленным креплением органа управления, это может вызвать разрушение шейки штока.
Если устройство эксплуатируют в уличных условиях, на зиму перекрывают давление на запорный элемент, затвор переводят в открытое положение, чтобы исключить промерзание жидкости внутри корпуса.
Рис. 13. Кран осматривают, на предмет отсутствия внешних утечек
При наличии приводного механизма, редуктор обслуживают, с заменой (добавлением) смазки, обтяжкой крепежных элементов. Периодичность обслуживания привода – не реже, чем через каждые 100 – 120 рабочих циклов.
Арматура нуждается в замене при появлении следующих признаков:
Для замены подбирают аналогичный элемент, по характеристикам эксплуатации и размерам.
При поломке крана в пределах гарантийного срока, изделие подлежит замене на новое, если выход из строя не связан со следующими обстоятельствами:
Решение о замене товара в пределах гарантийного срока принимает изготовитель, при условии предоставления оригинальной паспортной документации.
Что лучше: шаровый кран или задвижка
Сравнивая характеристики шаровых кранов и задвижек, можно сделать следующие выводы, отраженные в таблице:
Поворот затвора, с периодичностью, в зависимости от характеристик рабочей среды
Техническое обслуживание, с заменой сальниковых элементов
Быстро закрывает поток в экстренной ситуации
Высокая, с плотным прилеганием шарового затвора к седельным элементам
Может быть нарушена, при износе деталей
Небольшая масса и габариты
Большой вес и размеры
По приведенным сравнительным характеристикам, шаровые краны предпочтительнее задвижек. Но важно учитывать характеристики магистрали и рабочей среды, при определении вида запорного элемента.
Шаровые краны проще и удобнее, при быстром включении. Они подойдут для установки в бытовых сетях холодного и горячего водоснабжения, системах отопления, на газовых магистралях, при небольшом диаметре условного прохода трубопровода.
Задвижки предпочтительнее в условиях промышленных систем, при большом диаметре труб и давлении рабочей среды.
Запорную арматуру подбирают, с учетом характеристик и условий применения, паспортных параметров и назначения устройства.
В некоторых ситуациях не важны скорость открытия магистрали и массивность изделия. На трубопроводе больших диаметров проблема такого выбора не стоит – в этих условиях устанавливают задвижки с конструктивным устройством, учитывающим характер и параметры рабочей среды.
Но для бытовых сетей подойдет обычный шаровой кран с материалом корпуса, подходящим по характеристикам системы.
При подборе устройства учитывают требования изготовителя, отраженные в паспорте изделия. Этот вопрос должны решать профессионалы, владеющие достаточными знаниями и опытом.
Источник