Что такое ширина беговой дорожки шины

СЛЕДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

image411

СЛЕДЫ-ОТОБРАЖЕНИЯ
Следы ходовой части § следы качения § следы скольжения § поверхностные § объемные Следы выступающих частей § статические § динамические § поверхностные § объемные

v Колея – расстояние между средними линиями беговых дорожек одинарных колес или средними линиями промежутков спаренных колес, расположенных на одной оси.

v Ширина колеи – это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес.

v База автомобиля – это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между первой и третьей осью) и базу тележки (расстояние между второй и третьей осью).

v Протектор – утолщенный слой резины, покрывающий беговую часть шины и частичную боковину. Часть протектора, непосредственно соприкасающаяся с поверхностью дороги, составляет беговую дорожку. Она, как правило, имеет рельефный рисунок, обеспечивающий сцепление шины с дорогой.

v Ширина беговой части протектора – это расстояние на участке с четким отображением рисунка от одного его края до другого.

v СХЕМА ОПИСАНИЯ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

§ вид и состояние поверхности (мокрый асфальт, снег, грунт – глинистый, песчаный, чернозем);

§ вид следа (объемный, поверхностный, позитивный, негативный, статический, динамический, след торможения, разлившаяся жидкость и т. д.)

§ месторасположение следа (по отношению к двум неподвижным ориентирам), его протяженность;

§ размеры: – ширины отображения беговой части протектора колес,

– базы транспортного средства,

– ширины и длины следа пролившейся жидкости и т. п.;

§ расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефект покрышки, застрявший камень);

§ количество дорожек следов и их относительное размещение;

§ ширина каждой дорожки;

§ ширина колеи передних и задних колес;

§ рельефный рисунок протектора в следах пневматических шин – ромбы, квадраты, прямоугольники, их сочетание – «елочка», шахматное расположение и т. д.;

§ местоположение, форма и размеры особенностей поверхностей колеса или шины (дефекты), результаты ремонта;

§ длина следа торможения;

§ признаки, указывающие на направление движения;

§ производилось ли фотографирование, составлялись ли планы, схемы;

§ способ изъятия следов;

§ во что упакован, какие сделаны надписи, подписи на упаковке и какой печатью она опечатана.

Примерная запись в протоколе: «…На левой стороне обочины дороги в сыром глинистом грунте обнаружен объемный след протекторов сдвоенных шин автомобильных колес. След начинается в 0,8 м от километрового столба (с отметкой справа «80», слева «104») и заканчивается в 4 м от одиночного дерева. Длина следа – 8 м, общая ширина – 0,65 м. След имеет форму дуги. Максимальное расстояние от внутреннего края следа до асфальтированного покрытия дороги – 0,9 м.

Беговые дорожки обеих шин, отображенные в следе, имеют одинаковый рисунок протекторов, состоящий из двух рядов поперечных прямоугольных грунтозацепов. Грунтозацепы смещены один по отношению к другому вдоль осевой линии беговой дорожки и соединяются посередине.

Ширина беговой дорожки каждого протектора шины – 0,26 м. Ширина отпечатков грунтозацепов, отображенных в следе в виде углублений, и промежутков между ними, отображенных в следе в виде выступов, в среднем 0,5 м.

Максимальная глубина следа – 0,8 м. Отображение каких-либо особенностей в следах не обнаружено.

След протектора шины на участке 2,5 м сфотографирован панорамным методом. С наиболее отчетливой части следа каждого протектора шины изготовлены гипсовые слепки длиной по 0,45 м….».

Источник

Что такое ширина беговой дорожки шины

Совокупность признаков, характеризующих виды (типы), марки, модели и конкретные экземпляры транспортных средств, отображается в следах и может быть использована для установления групповой принадлежности и идентификации конкретного экземпляра транспортного средства.

В следах отображаются следующие признаки модели шины:
— беговая дорожка протектора;
— наружный диаметр;
— количество шагов;
— форма, размеры, взаимное расположение элементов рисунка протектора.

Колёса транспортных средств образуют следы качения и следы скольжения. Следы качения-результат поступательно-вращательного движения колеса по дорожной поверхности, следы скольжения-блокировки колёс при торможении, а также заноса или буксования. Следы скольжения для идентификационных исследований не пригодны и используются лишь для обоснования суждений о модели самого транспортного средства.

Следы могут образоваться во время стоянки или остановки транспортного средства и в процессе его движения. На стоянке могут быть обнаружены следы всех колёс. Они остаются, когда при стоянке транспортного средства грязь стекает из углублений протектора, негативно отображая его рисунок, зимой-вследствие таяния снега или льда под нагретыми от движения шинами. Несмотря на то, что при движении после остановки следы передних колёс частично разрушаются задними колёсами, они всё же пригодны для решения вопросов о количестве осей и колёс, размерах колеи и базы транспортного средства. В отличие от следов прямолинейного движения при поворотах или разворотах следы передних колёс не уничтожаются задними колёсами, что даёт возможность выявить признаки всех шин и определить обе колеи.

Большинству моделей шин свойственно оригинальное строение рисунка протектора, что позволяет отличить одну модель от другой.

Рисунок протектора состоит из шагов-участков протектора, содержащих все элементы, которые характеризуют определённый рисунок. Шаги бывают переменные и постоянные. При постоянном шаге на беговой дорожке имеется определённое количество равных по длине участков, в которых размеры всех аналогичных элементов рисунка, составляющих шаг, одинаковы. Элементы рисунка протектора, составляющие переменный шаг, аналогичны по форме, но различны по длине.

На грузовых автомобилях, автобусах, мотоциклах, мотороллерах устанавливаются шины с постоянным шагом, на легковых автомобилях-шины с переменным шагом. Для получения полной информации о строении рисунка протектора при исследовании его следов необходимо определить и изучить такой участок следа, который соответствовал бы длине постоянного шага или части окружности шины, содержащей все варианты переменных шагов. Для следов шин легковых автомобилей длина такого участка составляет не менее 450 мм, мотоциклов и мотороллеров-70 мм, грузовых автомобилей-350-600 мм.

Строение рисунка протектора характеризуется формой и размерами его элементов, их взаиморасположением и количеством. Крупные элементы рисунка протектора, как правило, имеются на шинах с более широкой беговой дорожкой. Однако следует учитывать, что беговая дорожка может отобразиться не по всей ширине. Судить об этом в объёмных следах шин можно по отображению элементов рисунка боковой поверхности протектора на стенках следа. В поверхностных следах в таких случаях необходимо учитывать симметричность рисунка протектора, т.е. расположение на каждой половине беговой дорожки шины равного количества аналогичных по форме и размерам составляющих элементов. Полнота отображения ширины беговой дорожки протектора в поверхностных следах зависит от того, достаточно ли было красящего вещества для её отображения по всей ширине. Следует также учитывать величину следовоспринимающего объекта (одежда, дорожное полотно) и положение следа на нём (в центре, у края и т.д.).

Читайте также:  Сложнее всего менять грм на

Наружный диаметр шины может быть установлен по выявленным в следе двум последовательным отображениям одной и той же особенности (трещины, заплаты и т.п.) или двух окрашенных чем-либо отпечатков одного и того же участка протектора. Для этого необходимо измерить расстояние между этими участками и, установив длину окружности шины по формуле:
D=L*1,1/п
где D-наружный диаметр; L-расстояние в следе между двумя отображениями одной и той же особенности; п-постоянная величина, равная 3,14; 1,1-величина, на которую диаметр нагруженной шины больше диаметра той же шины под нагрузкой.

Количество колёс и осей устанавливается по количеству оставляемых ими следов при тех же условиях, при которых определяется база транспортного средства. Суждение о типе и марке транспортного средства по количеству колёс и осей возможно, как, правило, в совокупности с размерными данными, характеризующими либо колею, либо базу.

Для определения типа, марки и модели транспортного средства недостаточно отображения какого-либо одного признака-колеи, базы, количества колёс, наружного диаметра, ширины беговой дорожки или рисунка протектора. Чем большей совокупностью отобразившихся в следах признаков располагает специалист при проведении предварительного исследования, тем с большей точностью и достоверностью можно говорить о типе, марке и модели транспортного средства.

Транспортные средства характеризуют также некоторые признаки, появляющиеся во время эксплуатации транспорта. Так, обнаружение извилистого следа одного из колёс может свидетельствовать об изгибе диска колеса или слабой затяжке гаек его крепления к ступице. Извилистые следы типичны и для колёс прицепов. При этом извилистость в отображении протекторов шин возникает при одновременном отклонении правых и левых колёс прицепа в ту или иную сторону от линии направления движения основного транспортного средства.

Для сужения группы транспортных средств, следы от которых могли остаться на месте происшествия, необходимо учитывать, что на одном транспортном средстве могут устанавливаться шины различных моделей или рисунок протектора шин одной модели может иметь неодинаковую направленность.

Источник

Криминалистическое исследование следов транспортных средств

Материал из CrimLib.info

share save 171 16

220px Reshenie lyuboy probke

Классификация транспортных средств

Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:

1) наземный транспорт;

2) подземный транспорт;

3) водный транспорт;

4) воздушный транспорт.

Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.

Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:

по способу передвижения

Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.

Это тачки, тележки, велосипеды.

по устройству ходовой части

Классификация следов транспортных средств

Значение следов транспортных средств

Следы транспортных средств дают возможность:

1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);

2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;

3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).

Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация. Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

Признаки следов транспортного средства

400px %D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE2

400px 7izYGS99dWc

Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).

Беговая дорожка

Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).

Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.

В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.

Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле

где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины; π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.

Следы ходовой части

В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).

Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

Колея

Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.

База автомобиля

Признаки определения направления движения автомобиля

а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;

ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;

Читайте также:  Что если перемешать масло в акпп

з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.

Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д

Фиксация и изъятие следов транспортных средств

Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:

Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.

При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.

Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:

С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.

Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.

На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

Источник

Классификация шин, их маркировка.

Следы, встречающиеся на местах дорожно-транспортных происшествий классифицируются по следующим основаниям:

По местоположению (локализации) следы могут быть:

 на дорожном покрытии (асфальт, бетон, щебенка, грунт, снег);

 на придорожных объектах (столбы, бордюрные панели, ограждения и т. д.);

 на транспортных средствах, участвовавших в происшествии (на внешних и внутренних поверхностях кабин и кузовов, на шасси, колесах, дверцах, приборах управления, зеркале заднего вида, бортах, подножках и т. д.);

 на одежде и теле потерпевших;

 на предметах, находившихся в руках потерпевших (на саквояжах, портфелях, чемоданах, свертках, книгах и пр.) или случайно оказавшихся на месте происшествия;

 вне проезжей части дороги (откосы, кюветы, полоса отвода).

Возможное местоположение следов определяет направления их поиска. Направления поиска следов и его территория уточняются в зависимости от ситуации дорожно-транспортного происшествия. При этом обнаружение следов в одном пункте не исключает усилий по обнаружению следов в другом пункте. Важно выявить комплекс следов, сопоставление которых между собой и со сложившейся обстановкой на месте происшествия дает основание к пониманию расследуемого дорожно-транспортного происшествия.

По механизму формирования следы могут быть:

 объемными (следовоспринимающая поверхность деформируется и возникающие изменения объемно передают признаки внешнего строения контактной поверхности следообразующего объекта);

 поверхностными (следовоспринимающая поверхность не деформируется, но на нее наслаивается или с нее отслаивается вещество, передающее признаки внешнего строения образующего объекта);

 комбинированными (наблюдаются одновременно признаки объемных и поверхностных следов).

В свою очередь объемные следы принято подразделять на следы давления (следообразующее усилие действует преимущественно по нормали к воспринимающей поверхности) и следы скольжения (следообразующее усилие действует в основном под углом к воспринимающей поверхности), а поверхностные, если следообразующее усилие действует преимущественно по нормали, – на следы наслоения и следы отслоения, а также на следы-мазки, когда следообразующее усилие действует в основном под углом. Все названные следы относительно адекватно передают признаки внешнего строения воздействовавшего объекта и оказываются, как правило, пригодными для его отождествления. Исключение представляют следы-мазки. Они не содержат отображений признаков внешнего строения воздействующей поверхности следообразующего объекта и для отождествления не пригодны.

По источнику происхождения. Источник происхождения следов определяется перечисленными ниже следообразующими объектами:

 ходовыми частями транспортных средств – протекторами шин (автомобилей, тракторов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов и т. д.); траками гусениц (тракторов, снегоходов); колесами и полозьями гужевого транспорта (повозок, телег, бричек, саней и т. д.);

 выступающими деталями различных частей транспортных средств: передних (бамперами, крыльями, фарами, подфарниками, капотами, молдингами, облицовкой радиаторов); задних (бамперами, номерными знаками, крышками и запирающими устройствами багажников, запорами грузовых платформ, светосигнальными приборами, крыльями, буксирными крюками и т. д.); боковых (бортами, брызговиками, ручками дверей, подножками и т. д.); нижних (передними и задними мостами, картерами, деталями подвески, выступающими болтами и гайками, дисками и колпаками колес, ступицами колес и т. д.);

 одеждой пострадавшего: частями одежды (карманов, хлястиков, застежек, пуговиц и т. д.); предметами одежды (обувью, перчатками, головными уборами, шарфами и т. д.); тканью одежды (следы представляют оттиски или отпечатки, передающие структуру ткани — переплетение нитей, рельефные выработки);

 телом потерпевшего: ладонными поверхностями кистей рук; кожными покровами лица и других участков тела;

 предметами, находившимися в руках потерпевших: тростями, зонтами, инструментами, чемоданами, портфелями, саквояжами, сумками и любыми другими предметами, которые, были при потерпевших.

Указанные следообразующие объекты, вступая в результате давления, скольжения и комбинированного воздействия в контакт с воспринимающими объектами, оставляют на последних соответствующие объемные, поверхностные или комбинированные следы.

В большинстве случаев в следах отображаются признаки воздействовавших частей и деталей транспортных средств. Это позволяет отождествить образующие объекты либо установить их групповую принадлежность.

Основание «источник происхождения» охватывает также и следы, не являющиеся отображением одного объекта на другом и понимаемые в широком смысле как материально-фиксированные изменения, вызванные дорожно-транспортным происшествием. К ним относятся: осколки стекла (чаще всего фарного); отслоившиеся частицы лакокрасочного покрытия транспортных средств; детали или их части, отделившиеся от транспортных средств (ганки, болты, головки болтов и т. д.); отщепы древесины кузова, повозок, телег, саней, перевозимых контейнеров и пиломатериалов; капли и пятна применяемых на транспортных средствах горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей; загрязнения, осыпавшиеся с транспортных средств в момент происшествия; вмятины и царапины на корпусах транспортных средств; частицы перевозимого груза (муки, извести, песка, цемента, других сыпучих материалов, жидких растворов, кирпича и т. д.); капли (мазки) крови человека и животных; частицы волос, мозгового вещества и других выделений человеческого организма; шерсть и волосы животных, пострадавших от происшествия.

Следы приведенной группы могут быть обнаружены на дорожном покрытии, на транспортных средствах и на других объектах вещной обстановки места происшествия. Трасологическое исследование некоторых из них влечет установление доказательственных фактов, свидетельствующих, например, о том, что осколки стекла или частицы краски, изъятые с места происшествия, ранее составляли единое целое соответственно с осколками стекла и частицами краски, обнаруженными на транспортном средстве. Трасологическое исследование другой части следов может дать ориентирующую информацию, а именно: на какие особенности механизма дорожно-транспортного происшествия указывает положение и взаимное расположение этих следов.

Читайте также:  Централизованная подкачка шин принцип работы

По передаче функциональных признаков следы ходовых частей транспортных средств делятся на следы самоходного транспорта (автомашины, мотоциклы, мотороллеры, тракторы): несамоходного транспорта (повозки, телеги, сани); свободного качения; качения с торможением; торможения «юзом»; бокового заноса; буксирования; поворота; разворота; остановки; буксируемого прицепа; груженого транспортного средства и следы направления движения транспортных средств.

Выявление отображений функциональных признаков в следах ходовых частей транспортных средств можно осуществить с помощью трасологических методов. Отображаясь в следах, эти признаки служат основой для суждения о виде и модели транспортного средства, ширине его колеи, базе, количестве осей и колес, состоянии тормозной системы и направлении движения. Определение названных параметров облегчает розыск и установление транспортных средств, скрывшихся с мест дорожных происшествий.

По отображению эксплуатационных признаков следы ходовых частей транспортных средств делятся на следы мало изношенных протекторов шин; сильно изношенных протекторов шин; средне из-ношенных протекторов шин; следы шин, подвергавшихся ремонту (на беговой дорожке имеются заплаты, нарушения симметрии рисунка и т. д.); шин, имеющих дефекты в виде разрезов, выхватов, трещин и т. д.; шин, имеющих дефекты протектора, обусловленные неправильной установкой углов передней подвески, дисбалансом колес, частым обращением к резкому торможению; траков, не имеющих каких-либо повреждений; траков, имеющих повреждения в виде изогнутостей, выщербленностей, дополнительно приваренных полос и т. д.; следы колес телег, повозок, которые имеют дефекты (отверстия, наплывы металла, неровные участки сварки) на металлических ободах; полозьев, имеющих сколы и выщербленности.

Эксплуатационные признаки малоустойчивы, постоянно изменяются. Поэтому их отображения представляют интерес в относительно короткие промежутки времени. Будучи выявленными трасологическими методами, отображения названных признаков сохраняют свое значение при незамедлительном их сравнении с соответствующими признаками деталей ходовой части искомого транспортного средства. Если до момента сравнения транспортное средство находилось в интенсивной эксплуатации, то возникает опасность изменения или утраты соответствующих признаков на деталях его ходовой части. Наличие в следах отображений эксплуатационных признаков способствует розыску и установлению конкретного транспортного средства, ходовой частью которого оставлены эти следы.

В особую группу надо выделить прочие следы, которые не обязательно причинно связаны с расследуемым дорожно-транспортным происшествием. Это могут быть следы рук водителя на приборах управления, руле и рулевой колонке, зеркале заднего вида, следы обуви на полу кабины или салона, следы крови внутри автомашины, микрочастицы, волокна, загрязнения в кабине или салоне транспортного средства. Подвергая трасологическому исследованию обнаруженные следы-отображения, можно отождествить скрывшегося с места происшествия водителя либо лицо, которому принадлежат следы и которое могло управлять транспортным средством в момент происшествия.

Рисунок протектора, ширина беговой дорожки, наружный диаметр шины.

Большинство моделей шин имеет оригинальное строение рисунка протектора, что позволяет отличать одну модель от другой. Рисунки некоторых моделей (в основном, с ромбовидной формой выступов) по своему строению очень похожи. В таких случаях следует определить размеры от­дельных элементов рисунка: ширину и длину выступов, ширину промежутков, величину углов, радиусы закруглений и т.д.

Рисунок протектора состоит из шагов – участков протектора, содержащих все элементы, характеризующие определенный рису­нок. Шаги бывают переменные и постоянные.

При постоянном шаге на беговой дорожке имеется определен­ное количество равных по длине участков, в которых размеры всех аналогичных элементов рисунка, составляющих шаг, одинаковы. Шинами с постоянным шагом комплектуются грузовые автомо­били, мотоциклы, мотороллеры, автобусы (за исключением микроавтобусов). Все шипы повышенной проходимости имеют постоян­ный шаг. Длина шага рисунка протектора шин грузовых автомо­билей – от 42 до 510 мм.

Шины легковых автомобилей изготавливают с переменными шагами, имеющими различную длину. Элементы рисунка протек­тора, составляющие переменный шаг, аналогичны по форме, но различны по длине (ромбовидные элементы рисунка – и по ши­рине). При фиксации и изъятии следов протектора это необходи­мо иметь в виду, так как для получения полной информации о строении рисунка протектора шины необходимо сфотографировать, изготовить слепок, скопировать такой участок следа, который соответствовал бы длине постоянного шага или части окружности шины, содержащей все варианты переменных шагов. Для следов шин легковых автомобилей длина такого участка составляет не менее 450 мм, следов шин мотороллеров и мотоциклов – не менее. 70 мм. При ширине следа беговой дорожки шин грузовых автомо­билей до 300 мм длина участка, который следует изъять или ско­пировать, не превышает 350 мм, при большей ширине беговой до­рожки длина такого участка достигает 510–600 мм.

Выступающие элементы рисунка протектора имеют площадь основания больше площади контактирующей поверхности. Поэто­му по мере износа длина и ширина выступов несколько увеличи­ваются и могут не соответствовать данным, указанным в спра­вочниках, или размерам элементов исследуемой шины. При 50% износа протектора такое увеличение может достигать 1,5 мм для шин легковых автомобилей и 3 мм – для грузовых.

Установить групповую принадлежность шины – это значит оп­ределить ее модель или размерную группу (обозначение) на осно­ве изучения отобразившихся в следах – рисунка протектора, ши­рины беговой дорожки, наружного диаметра.

Строение рисунка протектора характеризуется формой и раз­мерами его элементов, их взаиморасположением и количеством.

Ширина беговых дорожек легковых автомобилей, отобража­ющаяся в следах шин, колеблется от 92 до 160 мм, а шин грузо­вых автомобилей — от 140 до 590 мм. Более крупные элементы рисунка протектора, как правило, имеются на шинах с более ши­рокой беговой дорожкой. Однако следует учитывать, что беговая дорожка может отобразиться не по всей ширине, а только частич­но. Судить об этом в объемных следах шин можно по отображе­нию элементов рисунка боковой поверхности протектора на стен­ках следа. В поверхностных следах в таких случаях необходимо учитывать симметричность рисунка протектора.

Симметричность рисунка протектора означает, что на каждой половине беговой дорожки шины расположено равное количество аналогичных по форме и размерам составляющих элементов. Поэтому судить о полноте следа можно, лишь определив коли­чество отобразившихся в нем продольных рядов выступов и кана­вок рисунка протектора. На беговых дорожках шин с универсаль­ным и дорожным рисунком протектора обычно бывает от двух до восьми рядов выступов и от трех до девяти продольных кана­вок. Вдоль боковых границ протектора шин большинства моделей с универсальным рисунком расположены изолированные выступы. Поэтому их отображения по краям следа свидетельствуют о том, что ширина беговой дорожки шины отобразилась в следе пол­ностью.

Полнота отображения ширины беговой дорожки протектора в поверхностных следах зависит от того, достаточно ли было крася­щего вещества для ее отображения по всей ширине; следует также учитывать величину следовоспринимающего объекта (одежда, до­рожное полотно) и положение следа на нем (в центре, у края и т. д.).

Наружный диаметр шины может быть установлен по выявлен­ным в следе двум последовательным отображениям одной и той же особенности (трещины, заплаты, выкрошенности и т. п.) или двух окрашенных чем-либо отпечатков одного и того же участка протектора. Для этого необходимо измерить расстояние между этими участками, и, установив длину окружности шины, по формуле вычислить ее наружный диаметр:

где: D – наружный диаметр;

l – расстояние в следе между двумя отображениями одной и той же особенности;

Источник

Оцените статью
Adblock
detector