Что такое шинирование непрямое лабораторная шина

Вопрос 7. Временное шинирование при окклюзионной травме

Временное шинирование направлено на устранение травматической окклюзии, сопровождающей патологическую подвижность зубов как один из патогенетических механизмов, поддерживающий гемодинамические нарушения при заболеваниях периодонта. Шина обеспечивает равномерное распределение сил жевательного давления между периодонтом зубов, включенных в шину, создает покой пораженным тканям и способствует повышению эффективности патогенетически обоснованной и симптоматической терапии. При неравномерном течении процесса, деструкции опорных тканей и подвижности зубов различной степени временные шины позволяют уменьшить побочные явления, сопровождающие консервативное и хирургическое лечение. Шинирование зубов снижает повреждающее воздействие жевательной нагрузки и способствует репаративным изменениям в тканях периодонта.

Временные шины применяют на небольшой срок, необходимый для проведения консервативной терапии, при проведении избирательного пришлифовывания зубов, имеющих заметную патологическую подвижность т.е. от нескольких недель до нескольких месяцев.

Требования к временным шинам:

надежно фиксировать зубы, устраняя их патологическую подвижность;

легко накладываться на зубной ряд и сниматься с него;

равномерно перераспределять жевательное давление между шинируемыми зубами;

не препятствовать лекарственной терапии и хирургическому лечению периодонта зубов, объединенных шиной;

не травмировать краевой периодонт;

быть достаточно простыми в изготовлении;

не нарушать окклюзионных взаимоотношений;

не травмировать прилегающие мягкие ткани щек и языка;

отвечать гигиеническим требованиям и не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи;

отвечать требованиям эстетики;

быть биологически инертными.

Методы изготовления временных шин:

По конструкции различают временные шины:

Для мобилизации используют бронзово-алюминиевую проволоку диаметром 0,5 мм или мягкую стальную нержавеющую проволоку толщиной 0,3-0,4 мм. Шинирование начинают с более устойчивых зубов, обводя проволокой шейку зуба и скручивая оба конца в межзубных промежутках на столько оборотов, сколько необходимо для придания проволоке необходимой жесткости (рис.10). При этом необходимо следить за тем, чтобы лигатура не травмировала десну. Для этого ее накладывают попеременно выше и ниже межзубных контактных пунктов в соответствии с анатомической формой коронковой части зубов. К недостаткам шины следует отнести трудоемкость ее изготовления, опасность травмы наиболее подвижных зубов и краевого периодонта. Кроме того, шина может быть также причиной травмы слизистой оболочки языка, щек и губ.

Несколько более сложную конструкцию проволочной шины предложил Mamlok-Grunberg(рис.11). На крайние, ограничивающие шину зубы – премоляры или моляры, готовятся кольца, к которым припаивают проволоку, изогнутую касательно к вестибулярной поверхности передних шинируемых зубов. Кольца не должны касаться десневого края, чтобы не травмировать ткани краевого периодонта. Подвижные зубы фиксируют к проволочной дуге с помощью тонких проволочных лигатур.

img 2cy C

img TpAykg

Рис.10. Различные виды проволочных временных шин

img 3YTABE

img

а – вид с вестибулярной поверхности;

б – вид с язычной поверхности

img EXpC9C

img nj FBZ

Рис.14. Шина В.Ю. Курляднского

Рис.15. Шина А.Я. Вязьмина из быстротвердеющей пластмассы

Одним из важных преимуществ этой шины явилась возможность исправления положения отдельных сместившихся за пределы зубного ряда зубов посредством подтягивания их к шине с последующей фиксацией проволочной лигатурой. Для исправления положения сместившихся зубов используют не металлическую, а шелковую хлопчатобумажную или резиновую лигатуру. Недостатком же шины наряду с другими явилось большое количество металла проволочной дуги и лигатур, видимых при улыбке. Для устранения этого недостатка Glikmanпредложил проволоку, связывающую на всем протяжении шинируемые зубы, покрывать тонким слоем быстро полимеризующейся пластмассы, прочно закрепляющей витки проволоки и обеспечивающей тем самым шине необходимую жесткость (рис. 12).

Novotny. Эта шина в виде пластмассовой полоски толщиной примерно в 1-2 мм покрывает среднюю треть язычной поверхности передних зубов. проникая в межзубные промежутки и объединяя зубы, шина обеспечивает хороший стабилизирующий и эстетический эффект (рис. 13).

В.Ю. Курляднский предложил изготавливать шину из акрилата прозрачного или предварительно подобранного под цвет естественных зубов, Такая шина имеет превосходные эстетические свойства (рис. 14). Шину моделируют из пластинки воска толщиной 0,5-0,6 мм, покрывая все зубы на верхней и нижней челюсти со стороны режущих и жевательных поверхностей зубов до экватора. Окклюзионные поверхности восковых репродукций будущих шин моделируются так же тщательно, как и при изготовлении протезов зубов.

Наиболее удобными оказались круговые (вестибулооральные) шины из быстротвердеющих пластмасс. Широко применяется временное одномоментное шинирование подвижных зубов путем изготовления шины во рту больного из быстротвердеющей пластмассы с использованием разборного гипсового оттиска. Конструкция временной шины, изготовляемой на гипсовой модели, предложена А.Я. Вязьминым (1984). Шина фиксируется на оральные поверхности зубов при помощи медицинского клея (цианокрил МК-2), обеспечивая стабилизацию зубного ряда по дуге, одновременно восполняя дефекты зубных рядов (рис.15).

Рекомендовано применение шинн-капп из пластмассы (рис.16). Они имеют ряд преимуществ перед металлическими: надежно обеспечивают шинирование, снимая тем самым перегрузку, как от вертикальных, так и от горизонтальных сил жевательного давления и, что не менее важно на фоне снятия травматической ситуации, позволяют использовать хирургические, терапевтические и физиотерапевтические методы лечения. Каппы из пластмассы просты в изготовлении. Шины-каппы из металла не могут быть фиксированы даже временно, т.к. при их применении нельзя проводить физиотерапевтические процедуры, в частности такие эффективные, как лекарственный электрофорез.

img GtNiX1

img

Рис.16. Разновидности пластмассовых

Рис.17. Шины-каппы, изготавливаемые из

img NaXjVG

img u9fXcM

Рис.18. Шина со стекловолокном

Рис.19. Шина из композита, армированная тонкой проволокой

Наиболее эстетичными оказались шины-каппы, изготавливаемые по методике фирмы «Erkodent» и прессуемые из тонких прозрачных полиакрилатных пластинок толщиной 0,6 мм (рис. 17). Для изготовления временных капп и колпачков фирма разработала специальный пресс, в котором пластмассовая пластинка вместе с моделью помещается в специальную кювету, размягчается инфракрасными лучами и под повышенным давлением обжимается по модели.

Однако временные шины с применением акриловых пластмасс имеют ряд существенных недостатков:

небольшая механическая прочность;

недостаточная адгезия к твердым тканям зубов, что часто является причиной выраженной деминерализации их и развития кариеса.

В связи с этим в последние годы значительно большее распространение получили композитные материалы химического и светового отвердения (рис. 18,19), отличающиеся значительно более прочным соединением с зубами, обладающие высокой эстетикой, механической прочностью и имеющие в связи с этим значительно меньший объем.

J.Carito(1983) использовал в качестве каркаса металлическую сетку из коррозионно-стойкого сплава, шириной в 5-7 мм. Снаружи шина покрыта слоем композиционного материала.

В настоящее время современные арматуры, используемые для шинирования зубов, по своему химическому составу делятся на две большие группы:

1 – материалы на основе неорганической матрицы – керамики и стекловолокна («GlassSpan», «Splint-it», США; «FiberSplint», Швейцария);

2 – материалы на основе органической матрицы – полиэтилена («Ribbond», «Connect», «Kerr», США).

В зависимости от способа пропитки волокна в неорганических арматурах делятся на:

«пренаполненные», когда пропитка осуществляется в заводских условиях;

«наполняемые», т.е. пропитываемые непосредственно перед применением.

Особой прочностью, близкой к прочности сплавов неблагородных металлов, обладают стекловолокна, предварительно пропитанные смолой, которые после полимеризации за счет однородности превращаются в монолит (рис.18).

Читайте также:  Сравнить шины для нивы кама

Шина со стекловолокном – «Glass Span»(на основе неорганической матрицы) применяется для шинирования передних зубов в виде накоронковой адгезивной шины, накладываемой на язычную поверхность зубов. Для шинирования боковых зубов используется толстый внутрикоронковый стекловолоконный жгут, диаметром 2 мм, и внекоронковая вестибулярная шина, армированная полиэтиленовой лентой, выпускающейся в виде полого жгутика.

Шина с полиэтиленовым волокном – «Ribbond»(на основе органической матрицы) обладает лучшей адгезией за счет специальной плазменной обработки, лучше пропитывается композитом, создавая с лентой прочный блок.

Шинирование с помощью системы «SplintIt».Система представлена пренаполненными стекловолоконными нитями двух видов: 1 – переплетенные (0,2 мм) и 2 – прямые (0,3 мм), изготовленных по патентованной технологии «FibreKor», позволяющей материалу достигать высоких прочностных характеристик (до 1000 Мпа) (сила сцепления эмали и дентина – 18-20 Мпа). К преимуществам системы «Splint-It» относятся высокие прочностные характеристики материала, низкая влагосорбция, биосовместимость и высокие адгезивные свойства.

При применении этой системы используется текучий композиционный материал «Flow-It», однокомпонентная бондинговая система пятого поколения «Bond-1».

Материалы для шинирования последнего поколения представлены фирмой «KraftwayCorporation»: «Fiber-Splint» и «Fiber-SplintML». Изготовлены в виде ленты, состоящей из сверхтонкого, прошедшего специальную обработку стекловолокна. При пропитке светоотвердевшим бондинговым агентом микростекловолоконной ленты и последующей фотополимеризации (с длиной волны 420 нм) образуется сверхпрочная структура.

«Фибер-Сплинт»– это очень тонкая микростекловолоконная лента, позволяющая создавать шину путем послойного изготовления.«Фибер-Сплинт МЛ»изготовлена в виде 6-слойной ленты из «Фибер-Сплинта», наложенных одна на другую и прошитых также стекловолоконной нитью. Применяется в тех случаях, когда необходимо создать особенно прочную конструкцию на непродолжительный период.

Источник

Эстетическое адгезивное шинирование в терапевтической стоматологии

И. К. Луцкая

д. м. н., профессор БелМАПО (Минск)

Н. В. Новак

к. м. н., доцент БелМАПО (Минск)

В комплексном лечении пародонта важным этапом является иммобилизация подвижных зубов с применением различных методов шинирования. В настоящее время в качестве арматур широко используются материалы, различные по своему химическому составу: стекловолокна, керамические волокна, полиэтиленовые волокна.

Прямой способ осуществляется непосредственно в полости рта; непрямой способ — на модели в лабораторных условиях. Экстракоронковое шинирование — это метод без препарирования твердых тканей зуба (поверхность эмали только слегка обрабатывается абразивным инструментом для удаления беспризменного слоя эмали и протравливается кислотой для создания микрошероховатости). Интракоронковое шинирование предусматривает препарирование твердых тканей зуба (на оральной, вестибулярной или жевательной поверхности формируют углубления, в которые укладывают арматуру и закрывают ее композиционным материалом).

Шинирование зубов с 1-й степенью подвижности не требует формирования специальной бороздки, а при 2—3-й степени подвижности формируется борозда глубиной 1—1,5 мм. При шинировании боковых зубов всегда создается углубление на жевательной поверхности. Для иммобилизации верхних центральных зубов предпочтительнее интракоронковый метод. Не рекомендуется проводить шинирование пациентам с низким уровнем гигиены полости рта.

Независимо от выбранного способа изготовления реставрации перед шинированием необходимо провести полный комплекс мероприятий профессиональной гигиены полости рта. В конструкцию шины должны быть включены достаточно устойчивые зубы, чтобы они могли поддерживать функционально и морфологически ослабленный пародонт подвижных зубов. Шинирование премоляров и моляров должно устранять подвижность в мезиодистальном направлении и частично уменьшать в щечно-язычном направлении. Шинирование резцов должно обеспечивать уменьшение подвижности в вестибуло-оральном направлении.

Преимущество адгезивных шин заключается в отсутствии необходимости значительного иссечения зубных тканей. Процедура шинирования укладывается в одно посещение. Обеспечивается надежная стабилизация зубов в течение длительного времени. Приемлемая прочность обусловлена хорошей связью волокон ленты с композитом. Цвет конструкций отвечает эстетическим запросам пациентов. Малый объем не создает дискомфорта. Межзубные промежутки остаются открытыми, что важно для поддержания хорошей гигиены и для доступа к пародонтальным карманам. При наличии дефекта в зубном ряду адгезивные шины способны нести искусственный зуб.

В процессе планирования шинирующей конструкции необходимо учитывать возможности армирующих волокон и технологий изготовления. Материалы различают по составу: металл; полиэтилен (Ribbond, Connect, Construct); керамика (GlasSpan, Cerec), прессованная керамика; стекловолокно (Fabre-splint, Splint-it, Fibre-Kor, Vectris, EverStick, TENDER FIBER); высокопрочные нити (GrandTEC, Kevlar, Армрс). Волоконные системы, в свою очередь, бывают наполненные (Fibre-Kor, Splint-it, EverStick, Construct, GrandTEC, TENDER FIBER) и ненаполненные (Ribbond, Connect, Fabre-splint, GlasSpan).

Прочность фиксации адгезивной конструкции существенно зависит от способа наложения ленты. В свою очередь, эстетичность реставрации требует оптимального выбора композиционного материала, в том числе для имитации оптических свойств «белой» эмали и «розовой» десны. Приводим конкретные клинические примеры изготовления эстетических адгезивных протезов при различной степени подвижности зубов.

Клинический случай 1

Эстетический дефект в области резцов верхней челюсти вследствие смещения 21 зуба, незначительная подвижность зубов. План лечения предусматривает избирательное сошлифовывание резцов, изготовление шинирующей волоконной адгезивной конструкции с опорой на 22, 21, 11, 12 зубах. Поскольку шина будет располагаться на нёбной поверхности, выбор оттенков композита не осуществляется.

Одонтометрия заключается в измерении высоты центральных резцов (рис. 1).

Рис. 1. Измерение высоты центральных резцов.

Опорные зубы очищаются от зубного налета бесфтористой пастой Klint (VOCO), промываются водой, просушиваются.

Препарирование осуществляется шаровидным бором средней зернистости с использованием водяного охлаждения: создаются борозды на язычных поверхностях резцов верхней челюсти шириной около 2,0 мм и глубиной до 1,0 мм.

Протяженность будущего протеза измеряется с помощью полоски фольги, которая укладывается в борозду вдоль опорных зубов и продавливается инструментом в межзубные промежутки. В соответствии с полученной длиной подготавливается отрезок полимерной ленты Ribbond.

В течение 30 секунд осуществляется травление кислотным гелем отпрепарированных участков внутрикоронкового ложа шины (рис. 2). Гель тщательно смывается дистиллированной водой в течение 30 секунд с каждого зуба, которые затем просушиваются воздухом.

Специальной кисточкой наносится адгезивная система, втирается в течение 30 секунд, распределяется равномерно струей воздуха, а затем полимеризуется светом галогеновой лампы на каждом зубе отдельно в течение 20 секунд (рис. 3).

Подготовленный отрезок ленты на всем протяжении пропитывается адгезивом, а затем быстро, чтобы не успел затвердеть композит, укладывается в борозды на нёбных поверхностях опорных зубов начиная с 22 зуба, последовательно продавливается в межзубные промежутки, прижимается к дентину (рис. 4). Излишки композита удаляются из межзубных промежутков. Каждый участок полимеризуется отдельно. Проводится тщательное пришлифовывание и полирование нёбных поверхностей опорных зубов при различных окклюзионных движениях.

Режущий край 11 зуба сошлифовывается от центра к мезиальной поверхности на 0,1 мм, а режущий край 21 — на 0,2—0,5 мм в направлении от дистального к мезиальному углу. Осуществляется тщательное полирование отпрепарированных участков. Затем все свободные поверхности зубов, включенных в конструкцию, покрываются фторлаком, которым обрабатываются также режущие края центральных резцов (рис. 5).

Читайте также:  Установка подземного шарового крана ду 100

Клинический случай 2

Смещение верхних центральных резцов привело к образованию диастемы, потере контакта между зубами, асимметрии, оголению корней. Отмечается неравномерное стирание эмали, дентина (рис. 6). Требуется шинирование фронтальной группы зубов. Кроме того, предполагается реставрация резцов, поэтому важное значение имеет планирование размеров, формы, рельефа, включающее одонтометрию и одонтоскопию.

Одонтометрия выявила асимметрию вертикальных и поперечных размеров центральных резцов. Форма коронок приближается к треугольной. Выражен обратный признак принадлежности к стороне: дистальный угол острее мезиального.

На основании исходного состояния фронтальных зубов планирование реставрации включает увеличение вертикального размера 11, закрытие диастемы, реконструкцию признаков принадлежности и симметрии расположения элементов морфологии зубов.

После механического очищения зубов бесфтористой пастой на нейтральном фоне подбираются оттенки эмалевого и опакового композита в соответствии с цветом центральной области зуба, придесневых и мезиальных отделов.

Отсутствие опака сделало бы конструкцию «прозрачной». Эмалевый и прозрачный тона необходимы для покрытия основной площади реставрации, режущего края и проксимальных поверхностей.

Путем сошлифовывания выступающих участков корундовыми головками сглаживаются режущие края 11, 21 зубов. Цилиндрическими алмазными борами препарируются мезиальные поверхности резцов с целью коррекции признаков угла коронки и реконструкции контакта между зубами. Мелкозернистым алмазным бором сглаживаются заинтересованные отделы вестибулярной поверхности 11 и 21 зубов для последующего моделирования реставрации.

На нёбной поверхности резцов и клыков немного ниже экватора формируется борозда шириной 2,0 мм и глубиной 1,0 мм.

Отрезается полоска фольги необходимого размера, а затем подготавливается отрезок Ribbond такой же длины, как получилась полоска фольги.

Осуществляется кислотное травление отпрепарированных зубов гелем Vococid в течение 30 секунд, затем поверхность обрабатывается адгезивом (полимеризуется светом). Вносится текучий композит (без отверждения) порциями на каждый зуб отдельно.

Лента, пропитанная адгезивом на участке, соответствующем 13 зубу, укладывается в борозду. Чтобы избежать смещения, Ribbond прижимается инструментом к зубу и продавливается в межзубном промежутке, повторяя контуры зубов. Часть шины, покрытая композитом, полимеризуется. Порция текучего композита вносится в борозду 12 зуба. К этому участку припасовывается пропитанная адгезивом лента, фотополимеризуется данный участок отдельно таким же образом. Последовательно продвигаются от одного зуба к другому. Затем наносится немного композита на края шины, материал разглаживается в направлении десны и резцового края. Полимеризуется шина с двух сторон (язычной и вестибулярной), каждый зуб 30—40 секунд (рис. 7).

Далее проводится поэтапная реконструкция фронтального отдела зубного ряда. Отпрепарированные поверхности резцов обрабатываются адгезив-бондом. Последний отверждается светом галогеновой лампы. Поочередно тонкий слой опака накладывается на центральную поверхность восстанавливаемых резцов, тщательно разглаживается. Опаковым фотополимером воспроизводится признак угла коронки. Учитывая тип прозрачности эмали, опак не доводится до контакта между зубами на 0,5 мм. В результате треугольная геометрическая форма зубов переводится в квадратную (рис. 8).

Основным эмалевым тоном, а затем прозрачным слоем покрывается вся поверхность реставраций, моделируется ровный режущий край. Восстанавливается центральный контакт между резцами. Эмалевым полимером закрывается придесневой межзубный промежуток (рис. 9).

Обработка осуществляется алмазными инструментами. Полирование выполняется с использованием дисков, войлочных головок. Зубы покрываются фторлаком.

Клинический случай 3

Эстетический дефект обусловлен смещением зубов и оголением корней. При осмотре определяется рецессия десны в области 11 и 12 зубов, наличие тремы, некачественная пломба в придесневой области латерального резца справа. Зубные отложения устраняются путем профессиональной, индивидуальной гигиены.

Требуется шинирующая конструкция, вовлекающая группу зубов с опорой на устойчивые 13 и 23 зубы, реставрация 12 и десневого края 11 зуба.

После механической обработки поверхности зубов бесфтористой пастой определяется оттенок композита. Опаковый и эмалевый шприцы подбираются для придесневых и боковых участков зуба путем сопоставления эталонов с соответствующими отделами резцов.

Цвет десны оценивается при помощи эталонов розовых оттенков к материалу Amaris Gingiva (VOCO). Для этого опаковые эталоны вплотную подводят к десне и сравнивают с цветом слизистой оболочки.

Планирование предусматривает одонтометрию и одонтоскопию 11 зуба для выбора размеров и формы реставрации: оценку выраженности признака отклонения десневого купола на симметричном 21 зубе, рисунок придесневого контура зуба, а также рельеф десневого края, межзубных сосочков (рис. 10). Форма вестибулярной поверхности зубов планируется треугольная.

Дополнительно с помощью копировальной бумаги оцениваются окклюзионные контакты и контуры будущей реставрации для оптимального препарирования зубов и размещения ленты. Граница зуб — шина не должна попадать на точки окклюзии.

Производится препарирование 11 зуба, которое включает удаление оголенного цемента, истончение дентина корня на толщину будущей реставрации. Маленьким шаровидным бором формируется борозда вдоль анатомической шейки зуба, повторяющая форму последней (см. рис. 12).

Осуществляется также препарирование участков 12 зуба, требующих реставрации: алмазным бором средней зернистости обрабатываются боковые поверхности и кариозный дефект.

На язычной поверхности фронтальных зубов алмазным шаровидным бором диаметром 2,0 мм формируется борозда для шины. Отмеряется необходимый для шинирования отрезок ленты. Для определения длины Ribbond накладывается узкая полоска фольги на зубы в области предполагаемой шины. С использованием инструмента лента фольги вдавливается в межзубные промежутки так, чтобы она плотно прилегала к зубам, повторяя их контуры. Отрезается полоска фольги необходимого размера, а затем подготавливается отрезок Ribbond такой же длины, как получившаяся полоска фольги.

Гелем Vococid осуществляется воздействие в течение 30 секунд на всех отпрепарированных участках эмали и 15 секунд — на дентине. Кислота смывается струей воды в течение 30 секунд. Поверхность эмали тщательно высушивается, а поверхность дентина слегка просушивается в соответствии с требованиями влажного бондинга.

Внутренняя поверхность ложа для шинирующей конструкции также подвергается тотальному кислотному травлению. Гель удаляется, зубы промываются водой, высушиваются струей воздуха. На поверхности борозды каждого зуба наносится вначале адгезив-бонд (полимеризуется светом галогеновой лампы), а затем текучий композит (без отверждения).

Лента Ribbond, пропитанная адгезивом (без отверждения), укладывается в борозду. Чтобы избежать смещения, лента прижимается гладилкой последовательно к каждому зубу и продавливается в межзубные промежутки инструментом, повторяя контуры зубов. Немного композита наносится на края шины, разглаживается в направлении десны и резцового края. Шина полимеризуется с двух сторон (язычной и вестибулярной): на каждом зубе 30—40 секунд. Полирование конструкции проводится в соответствии с требованиями к обработке поверхности композита (рис. 11).

Следующим этапом является моделирование искусственной десны розовыми оттенками полимера. Тонким инструментом (файлом) ранее выбранный розовый опак аккуратно наносится вдоль планируемого придесневого контура (рис. 12).

Оголенная часть корня покрывается опаковым композитом Amaris Gingiva
(рис. 13). Розовый материал наносится равномерным слоем на дистальную поверхность корня 11 зуба и на мезиальную область 12, таким образом закрывается межзубный промежуток в придесневой области.

Читайте также:  Форд куга 2017 новая акпп

Одновременно моделируется форма десневого сосочка, соответствующая симметричной области. Естественный блеск в последующем обеспечивается наложением прозрачного розового фотополимера.

Закрытие тремы начинается с наложения слоя дентинного композита на боковые поверхности 11 и 12 зубов. Каждая порция отверждается галогеновым светом. Параллельно осуществляется пломбирование дефекта твердых тканей бокового резца. Опаковый слой не доводится до уровня вестибулярной дуги и до линии дистального межзубного контакта на 0,5 мм.

Оставшийся объем дефекта заполняется эмалевым композитом. Светопроницаемый слой, покрывающий все поверхности, толщиной 0,5 мм, придает конструкции естественный блеск и прозрачность (рис. 14).

Поверхности реставрации и шина шлифуются и полируются до естественного блеска. Зубы покрываются фторлаком.

Клинический случай 4

Имеется подвижность центральной и жевательной групп зубов на верхней челюсти. Корни резцов, клыков премоляров оголены до 1/3, имеют клиновидные дефекты (рис. 15). Показано шинирование, которое будет вовлекать весь зубной ряд.

С использованием щеточки и бесфтористой пасты (Klint, VOCO) тщательно очищаются все поверхности зубов, включаемых в шину.

Оголенная поверхность корней верхних резцов, клыков и премоляров маленьким шаровидным бором препарируется в виде борозды, по ширине соответствующей ленте, используемой для шинирования. При этом борозда огибает всю шейку каждого зуба.

Для определения необходимой длины Ribbond узкую полоску фольги накладывают на поверхность зубов в области будущей шины, начиная от премоляра, замыкающего зубной ряд, и полностью огибая шейку наиболее подвижных зубов, так что полоска плотно прилегает к зубам, повторяя их контуры. Таким образом определяется нужная длина. Затем отрезается Ribbond (шириной 2,0 мм) точно такой же длины, как полоска фольги. Лента помещается на чистую пластинку под крышку до использования. Дальнейшая работа производится в полости рта пациента.

Отпрепарированные участки зубов протравливаются кислотным гелем в течение 30 секунд, промываются струей воды и высушиваются, затем покрываются адгезивом. Последний полимеризуется галогеновым светом. На поверхность обработанной адгезивом эмали наносится тонкий слой текучего композита Amaris flow (VOCO) (без полимеризации). Последующие этапы выполняются без света от светильника, что предупреждает преждевременное отверждение материала.

Отмеренный для шины отрезок ленты Ribbond увлажняется адгезив-бондом. Гладилкой край ленты прижимается через композитный слой к отпрепарированным вестибулярным поверхностям премоляра и клыка. Инструментом Ribbond продавливается в межзубные промежутки, так чтобы лента огибала шейки зубов и переходила на язычную поверхность латерального и центрального резцов (рис. 16). Ленту продолжают плотно прижимать к зубу, проводя ее вдоль шеек 12 и 11 зубов с нёбной поверхности. Так как левый центральный резец имеет выраженную подвижность, его фиксируют петлей, адаптируя армирующую ленту сначала на нёбной поверхности, затем дистальной, вестибулярной, мезиальной и снова небной с перемещением через межзубный промежуток на нёбную область соседнего 22 зуба (рис. 17). Далее Ribbond снова переводят на вестибулярную поверхность клыка и премоляра, имеющих клиновидные дефекты, последовательно продвигаясь от одного зуба к другому, с завершением реставрации на жевательной поверхности моляра
(рис. 18). После адаптации ленты на всю поверхность шины наносится тонкий слой эмалевого композита и сглаживается шаровидным штопфером большого размера в направлении десны и резцового края шины. Материал полимеризуется с язычной и вестибулярной сторон, на каждом зубе 30—40 секунд. Затем пломбировочным материалом закрывают диастему и тремы, формируя контакты.

Обработка поверхности шины производится с использованием алмазных боров мелкой и ультрамелкой зернистости, полировочных дисков, головок. Левый центральный резец укорачивают, ориентируясь на симметричный зуб. С целью снижения краевой проницаемости поверхности корней и коронок зубов покрывают фторсодержащим лаком (рис. 19 а, б).

Клинический случай 5

Имеется подвижность центральных и боковых резцов на нижней челюсти. Зубы имеют клиновидные дефекты. Корни резцов, клыков премоляров оголены до 1/3, отсутствует 33. Показано шинирование, которое будет вовлекать центральную группу зубов и премоляры. Кроме того, планируется реставрирование 33 на адгезивной ленте.

С использованием щеточки и бесфтористой пасты Klint (VOCO) тщательно очищаются все поверхности зубов, включаемых в шину.

Оголенная поверхность корней нижних резцов, клыков и премоляров шаровидным бором препарируется в виде борозды, огибающей вестибулярно шейку каждого зуба, по ширине соответствующей ленте, которая используется для шинирования
(рис. 20). В качестве ложа для адгезивной конструкции используются также клиновидные дефекты.

При помощи специальных эталонов подбираются опаковые и эмалевые оттенки композита для формирования отсутствующего премоляра. Размеры, форма, рельеф планируются в соответствии с симметричным зубом.

Перед определением необходимой длины Ribbond узкая полоска фольги накладывается на поверхность зубов в области будущей шины (от 35 до 45), так чтобы полоска полностью огибала шейку каждого зуба, плотно прилегала к зубам, повторяя их контуры. Таким образом определяется нужная длина. Затем отрезается Ribbond (шириной 2,0 мм) точно такой же длины, как полоска фольги. Лента помещается на чистую пластинку под крышку до использования. Дальнейшая работа производится в полости рта пациента.

Отпрепарированные участки зубов протравливаются кислотным гелем в течение 30 секунд, промываются струей воды и высушиваются, затем покрываются адгезивом (рис. 21). Последний полимеризуется галогеновым светом. На поверхность обработанной адгезивом эмали наносится тонкий слой текучего композита (без полимеризации).

Отмеренный для шины отрезок ленты Ribbond увлажняется адгезив-бондом. Край ленты адаптируется гладилкой через композитный слой к отпрепарированной дистальной, затем вестибулярной поверхности премоляра, замыкающего шину (рис. 22). Инструментом Ribbond продавливается в межзубные промежутки таким образом, чтобы лента полностью огибала шейки зубов (рис. 23). Последовательно используют Ribbond для дальнейшего формирования шины, продвигаясь от одного зуба к другому (рис. 24). После адаптации ленты на всю поверхность шины наносятся слои опакового и эмалевого композита (рис. 25). Затем материал полимеризуется с язычной и вестибулярной сторон, на каждом зубе 30—40 секунд.

Последующая работа напоминает формирование винира, поэтому требует соблюдения основных этапов работы с композитом. В области отсутствующего 33 зуба на ленту наиболее глубоко (ближе к пришеечной области) наносится темный опаковый слой. Следующий дентинный слой, светлее, занимает большую площадь и восполняет объем дентина, имеющегося в зубе. Эмалевыми цветами завершается реставрация с воссозданием оптимальных размеров, формы и рельефа 33 зуба в соответствии с параметрами 43.

Обработка поверхности шины производится с использованием алмазных боров мелкой и ультрамелкой зернистости, полировочных дисков, головок. С целью снижения краевой проницаемости поверхности корней и коронок зубов покрывают фторсодержащим лаком (рис. 26).

Таким образом, дифференцированный подход к выбору средств и методов адгезивного шинирования зубов позволяет стабилизировать их в зубном ряду, при необходимости изменять форму зубов, восстанавливать контуры десневого края, осуществлять коррекцию зубного ряда, воссоздать индивидуальные особенности зубов, отвечающие требованиям современной эстетической стоматологии.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector