- Что такое гребенка для автоматических выключателей
- Конструкция
- Виды отводов
- Алгоритм подключения автоматических шин
- Алгоритм подключения УЗО (устройство защитного отключения) и дифавтоматов с помощью соединительных шин
- Монтаж
- Достоинства и недостатки
- Видео по теме
- Разновидности сантехнических деталей и соединений
- Что такое фитинг
- Разъемное соединение «американка»
- Соединение с накидной гайкой
- Виды резьбовых соединений
- Обозначения типа присоединительной резьбы
- Основные виды и типы электротехнических шин
Что такое гребенка для автоматических выключателей
Гребенка(шина) для автоматических выключателей — устройство для сборки и монтажа распределительных щитов. Оно состоит из цельной медной пластины, которая помещена в пластиковый изолятор.
Гребенки в соответствии от типа подключаемых устройств делятся на:
Число полюсов ровно числу пластинок, которые находятся в гребенчатой шине.
Тип соединительных шин подбирается в зависимости от поставленной задачи. Самыми редкими в использовании являются трехполюсные гребенки. Для подключения однофазовых автоматов чаще всего используются однополюсные, а для трехфазных — четырёхполюсные.
Размерный ряд шагов гребёнок колеблется от 18 мм до 27 мм. Возможное число модулей (зубьев): двенадцать, двадцать четыре, тридцать шесть, сорок восемь, шестьдесят.
Конструкция
Гребенки (шины) состоят из пластины, помещенной в пластмассовый корпус, и штырей, которые называют зубьями. Корпус является цельным. Штыри оголенные, то есть они не имеют никакой предохранительной пластмассовой оболочки, так как вводятся в контакты с целью подсоединения защитной модульной конструкции.
Могут иметь Г-образную или V-образную форму, но чаще всего встречается первый вариант.
Стандартная однополюсная гребенка представлена в виде прямоугольной красновато-желтой пластинки, находящейся в корпусе, сделанном из тугоплавкого пластмассы.
В двухполюсном типе находится две шины. Дистанция между штырями у него больше, чем у однополюсного. Причиной является то, что к данному типу гребенок с целью подсоединения ведутся несколько питающих кабелей: фаза-нуль (L+N) или фаза-фаза (L1+ L2). Штыри в этом случае идут через один.
Виды отводов
Имеется два вида отвода соединительных гребёнок:
Алгоритм подключения автоматических шин
Для подключения автоматических шин нужно:
Алгоритм подключения УЗО (устройство защитного отключения) и дифавтоматов с помощью соединительных шин
Для подключения УЗО или дифавтомата с помощью соединительных шин нужно (рассматривается случай подключения двух устройств защитного подключения):
Монтаж
Монтаж обычной гребенчатой шины происходит в границах вводного или распределительного щитков. Обычно этот процесс не вызывает вопросов.
Особенности подключения шины под гребенку:
Достоинства и недостатки
К недостаткам соединительных гребенок на основе меди можно причислить:
Одними из самых популярных гребенок на российском рынке являются гребёнки фирмы ABB (абб или abb). Это шведско-швейцарская фирма, расположена в Цюрихе.
К достоинствам соединительных гребенок на основе меди можно причислить:
Использование гребенки для автоматов делает монтаж в распределительном щите в разы проще и быстрее, и этот факт является главным плюсом.
Видео по теме
Источник
Разновидности сантехнических деталей и соединений
В настоящее время существует великое множество сантехнических деталей и соединений. Предлагаю ознакомиться с основными их представителями. Хочу заметить, что описать все существующие соединения считаю нереальной задачей. Поэтому как вышло — так вышло!
Что такое фитинг
Фитинг — это деталь соединения трубопровода. Название это «забугорное», там любят все укороченное, чтобы было легко выговорить на бегу жующим ртом. Вот наше определение фитинга из ГОСТ 15763-2005:
«Детали соединений трубопроводов: Корпусные детали (штуцера, угольники, тройники, крестовины, заглушки, пробки), соединительные детали (накидные и установочные гайки, контргайки, болты, фланцы) и уплотнительные детали (врезающееся кольцо, зажимное кольцо, приварные и паяные ниппели, прокладки и т.п.), обеспечивающие в сборе соединение трубопроводов.»
Малоинформативное название, не правда ли? Собственно эта статья написана для того, чтобы рассмотреть эти самые детали более подробно.
Более конкретное значение имеет термин «муфта», однако и он имеет довольно широкий перечень деталей. Муфта (сантехническая) — это деталь соединения двух труб между собой. Соединяемые трубы могут быть как одинаковых, так и разных типов (и диаметров).
Муфты бывают обычные резьбовые (чугунные, латунные или бронзовые); комбинированные, для соединения металла с полипропиленом (разборные и неразборные); под пайку (полипропилен или медь); компрессионные, для соединения металла с различными пластиками (сшитый полиэтилен или металлопластик), которые чаще называют цангами.
На практике, муфты для металлопластиковых труб и труб сшитого полиэтилена (PEX-AL и PEX) чаще называют фитингами, хотя термин «муфта» к ним также применим.
Разъемное соединение «американка»
В отношении этого термина нет однозначного, научного ответа. Поэтому воздержусь от претензий на истину — думаю со мной согласятся многие сантехники. Хотя некоторые умники называют американкой любое разъемное соединение с накидной гайкой (см. ниже) — уверяю, что это не так!
Американка — это разъемное трубное соединение, состоящее из конусного ниппеля (он же полусгон) и накидной гайки с одной стороны, и седла для конуса с другой. Седельная часть имеет резьбу для накидной гайки, которая удерживает ниппель в седле. В разных вариациях, ниппель может содержать резиновую прокладку или не обладать оной.
Это соединение обладает довольно высокой надежностью и широко используется в инженерной сантехнике. Один из самых частых примеров использования — подключение радиаторов отопления. Здесь американка обычно является частью конструкции запорного крана, вентиля или клапана. Именно поэтому у некоторых новичков складывается впечатление, что американка встречается только вместе с запорно-регулирующей арматурой.
На самом деле этот узел встречается в отдельном исполнении, хоть и не так часто.
Ниппельная часть соединения чаще называется полусгон — именно это название можно встретить в каталогах инженерной сантехники. Однако термин «полусгон» не ограничивается одними лишь американками, поэтому это название требует уточнения в некоторых случаях.
Для монтажа полусгона в систему требуются специальные ключи: шестигранник или сгонный ключ — зависит от конструкции конкретного полусгона.
Соединение с накидной гайкой
Соединение с накидной гайкой — это разъемное сантехническое соединение, где соединяющим элементом является накидная гайка. Данное соединение обязательно содержит уплотнительную прокладку, поэтому не требует герметизации льном, герметиком и иными паковочными материалами для резьбовых соединений. Накидная гайка может соединять как металлические узлы, так и пластиковые или комбинированные (металл и пластик).
Вышеописанная американка также является элементом с накидной гайкой, однако далеко не каждый узел с накидной гайкой является американкой. Многие разъемные соединения не обладают конусом.
Таких примеров масса: соединение водосчетчика; соединение настенного смесителя с эксцентриками; гибкая подводка с гайкой; большинство хромированных соединителей для полотенцесушителя; разборная муфта для металла и полипропилена; соединение шланга подачи воды на стиральную машину и прочие.
В большинстве случаев, этот узел представляет собой только одну часть соединения с гайкой, второй же частью может являться любая деталь с наружней резьбой. Этот тип соединения считается менее надежным, нежели американка, а в некоторых случаях крайне ненадежным (например в хромированных соединителях для полотенцесушителя). Особенно ненадежным узел получается тогда, когда накидная гайка крепится на наружную резьбу со рваным (неровным) торцом или торец имеет малую площадь поверхности, которая контактирует с прокладкой.
Требовательность к ровной плоскости наружной резьбы повышается с диаметром трубы: если гибкая подводка 1/2″ обычно не вызывает проблем при установке на любую резьбу, то установка декоративного удлинителя полотенцесушителя диаметром 1″ (дюйм), при монтаже на обычную резьбу, часто вызывает проблемы и требует тщательного подбора прокладки.
Виды резьбовых соединений
Футорка — это деталь с наружной резьбой большего диаметра и внутренней резьбой меньшего диаметра. По-большому счету, футорка представляет собой гайку, на внешней стороне которой также имеется резьба. Встречаются детали с шестигранным внешним краем под монтажный ключ или со сплошной внешней резьбой, но с шестигранной структурой внутри.
Радиаторные футорки различаются направлением наружной резьбы — левой или правой. Внутренняя резьба обычная, правая.
Ниппель или бочонок — короткая деталь, на обоих концах которой наружная резьба. Обычно длинны ниппеля хватает лишь для соединения двух деталей с внутренней резьбой между собой. Диаметр резьбы на концах может различаться — тогда бочонок считается переходным. В большинстве случаев посередине детали имеется наружная шестигранная структура, хотя в некоторых случаях снаружи только резьба, а внутри имеются выемки под сгонный или шестигранный ключ.
Сгон — это отрезок трубы с наружной резьбой на обоих концах. По сути это тот же ниппель, только длиннее. Сгон не имеет шестигранной структуры снаружи и обычно монтируется при помощи газового ключа.
Полусгоном называют деталь, у которой наружная резьба располагается только с одной стороны. С противоположной стороны у полусгона или вовсе не предусмотрено крепления, или имеется конус для американки (или накидная гайка).
Муфта — деталь с внутренней резьбой с обоих концов. Если диаметр резьбы на концах различается, то муфта называется переходной. Иногда муфта комплектуется контргайкой, которая защищает ее от разбалтывания и раскручивания. Контргайка необходима тогда, когда в смонтированном узле с обеих сторон имеется запас наружной резьбы и поэтому имеется риск прокручивания в результате механических воздействий.
Муфта используется для соединения двух деталей с наружной резьбой. Другими словами — когда для монтажа какой-либо детали необходима внутренняя резьба, а мы имеем наружную.
Эксцентрик — деталь с любой резьбой на двух концах (внутренней или наружной, разного диаметра), при несоосности этих концов. Другими словами — центр одной стороны намерено не совпадает с центром другой.
Используется в тех случаях, когда в процессе монтажа не представляется возможным расположить выводы труб точно по заданным размерам или заданный размер может иметь погрешность. Пример использования — подключение настенного смесителя, позволяет исправить кривой монтаж водорозеток или в небольших пределах изменять положение смесителя.
Штуцер — деталь, на одном конце которой накидная гайка, а с противоположной стороны наружная резьба. Как можно заметить, под это определение также попадает полусгон, поэтому можно использовать одно из этих названий. Вообще, штуцер в широком понимании — это патрубок для соединения чего-либо, поэтому термин может использоваться и в иных деталях.
Пример использования — штуцер счетчика воды, он же полусгон. Может быть оборудован внутренним обратным клапаном.
Переходник — деталь, позволяющая изменить монтажный диаметр с одного размера на другой. Многие вышеописанные детали могут являться переходниками. Однако термин обычно используют тогда, когда нет более подходящего определения. Например: футорку можно назвать переходником, однако термин «футорка» более точно отражает тип детали.
Я не стал тут описывать тройники, крестовины и угольники, ибо не вижу смысла, там все понятно.
Обозначения типа присоединительной резьбы
Зачастую в интернет-каталогах сложно разобраться, какая резьба имеется у той или иной детали — внутренняя или наружная. Особенно это актуально, когда нет подробного рисунка или фотографии с нужного ракурса. В большинстве случаев, в описаниях деталей употребляется аббревиатура НР (наружная резьба) и ВР (внутренняя резьба). Например «тройник 1/2′ ВР-НР-ВР».
Также, для обозначения типа резьбы могут использоваться буквы Г (гайка — внутренняя резьба, на английском буква F) и Ш (штуцер — наружная резьба, на английском буква M). Например «Подключение для полотенечника прямое 1′-3/4′ Г-Ш».
Правая резьба не имеет никаких дополнительных обозначений, если же имеется левая резьба, то в аббревиатуру добавляется буква Л (L).
Источник
Основные виды и типы электротехнических шин
В данной статье будут рассмотрены основные виды и типы электротехнических шин и регламентирующих их производство документов.
Электротехническая шина — это проводник с низким сопротивлением (активным и реактивным), к которому могут подсоединяться отдельные электрические цепи (в низковольтных установках и сетях) или высоковольтные устройства (электрические подстанции, высоковольтные РУ и т.д.). Использование шин обеспечивает экономию площади установки, материало- и трудозатрат.
В качестве основного материала для изготовления электротехнических шин как правило используют алюминий и медь.
Производство шин регламентируется рядом ГОСТов и технических условий:
ГОСТ 15176-89 Шины прессованные электротехнического назначения из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. В ГОСТе регламентируются параметры, в соответствии с которыми должны изготовляться алюминиевые шины — толщина, ширина, длина, площадь поперечного сечения, диаметр окружности и соответствующая им масса на 1 метр для готовых шин. Указываются допустимые предельные отклонения от указанных величин, марки алюминия, требования к качеству, внешнему виду, механическим и электрическим параметрам. Приводятся правила маркировки, упаковки и приема шин данного типа.
ГОСТ 434-78 Проволока прямоугольного сечения и шины медные для электрических целей. Технические условия. В стандарте указаны номинальные размеры и расчетные сечения медных шин, марки меди, удельное электрическое сопротивление и предельные отклонения размеров. Приводятся допустимые длины шин и массы бухт, а также возможные отклонения от данных величин. Предъявляются требования к материалу изготовления шин, внешнему виду готовых изделий (допустимые дефекты, цвета). Изложены правила упаковки, транспортировки и хранения, приемки и испытаний.
ГОСТ 10434-82 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования. Приведена классификация контактных соединений по таким параметрам как: область применения, климатическое исполнение и категории размещения электротехнических устройств, конструктивное исполнение. Указаны требования к конструкции, электрическим и механическим параметрам, надежности и безопасности в зависимости от классификации. Даны ссылки на ряд сопутствующих ГОСТов.
ГОСТ 8617-81 Профили прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. Приведена классификация профилей данного типа (по типу, по состоянию материала и типу прочности). Даны ссылки на ГОСТы с номинальными размерами, указаны величины предельных отклонений. Описаны технические требования к маркам алюминиевых сплавов для изготовления профилей, к механическим свойствам, допустимым дефектам, качеству поверхности и внешнему виду готовых изделий. Описаны условия транспортировки и хранения, правила приемки, методы испытаний.
ТУ 1-5-009-80 Шины электротехнические из алюминиевых сплавов.
ТУ 16.705.002-77. Шины алюминиевые прямоугольные. Описаны технические условия для изготовления алюминиевых шин прямоугольным сечением. Указаны номинальные и допустимые размеры, марки сплавов, электрические характеристики.
Согласно классификации, существует несколько типов шин.
Сборная шина — это шина, к которой могут подключаться распределительные шины и блоки ввода/вывода.
Силовая шина (шина электропитания) — шина, которая служит для передачи энергии внутри силовых блоков и между элементами мощных преобразовательных устройств и характеризуется высокими значениями токов и напряжений. Силовая шина может являть собой твердую неизолированную шину, твердую шину в изоляции или конструкцию из набора чередующихся проводящих и изолирующих слоёв. Твердая неизолированная медная шина поставляется производителями с изолирующими шинодержателями различных типов и изолирующими экранами, исключающими непосредственный доступ к клеммам силовых шин. Данные шины характеризуют большая допустимая плотность тока и высокое напряжение изоляции. В качестве материала шин зачастую используется медь и медные сплавы, а также алюминий. По способу крепления силовые шины могут быть вертикальные, горизонтальные, изолированные, задние/ступенчатые и универсальные (мультистандартные).
Шина заземления — главная деталь заземляющей системы электроустановок и электросетей. Её также называют главная заземляющая шина ГЗШ. С шиной заземления соединяется рабочий ноль, защитные нулевые проводники и провода внешних заземлений. Обычно ГЗШ являет собой медную пластину с перфорированными отверстиями. Хотя иногда встречаются и стальные ГЗШ.
Перфорированная медная шина заземления
Перед подключением к ГЗШ, провода заземления должны быть опрессованы наконечником для кабелей или соединительной гильзой, а затем уже подключены на болт с гайкой (например М5). Шина также комплектуется опорными изоляторами с крепежом.
Шина заземления на опорных изоляторах с проводами заземления
Шины для крепления на DIN-рейке — шины, применяемые для крепления на монтажных рейках в электрических щитах или шкафах управления. Данный тип шин зачастую производят из латуни или луженой меди, а диэлектрическое основание, которым осуществляется крепление к монтажным рейкам, из полиамида. Шинами на din-рейку являются нулевые шины, коммутирующие в щитах нулевые провода и провода заземления, или же распределительные шины. Встречаются также шины на din-рейку в корпусе. Такие шины называются распределительными шинами в блоке или распределительными блоками.
Шина нулевая в изоляторе на DIN-рейку
Распределительная шина в блоке
Распределительная шина — это шина, подключенная к сборной шине и питающая устройство вывода. Данная шина входит в состав одной секции НКУ (низковольтного устройства распределения и управления). Одним из видов распределительных шин являются соединительные или гребенчатые шины. Они предназначены для параллельного включения модульных автоматов, УЗО, дифференциальных автоматов, контакторов и т.д. Гребенчатые шины исполняются из медной пластины прямоугольного сечения и помещаются в пластиковый корпус.
Частным случаем распределительных шин являются ступенчатые распределительные блоки. Блоки состоят из ступенчатых изоляционных опор, с помощью которых осуществляется крепление, и как правило 4-х медных шин. На шинках находятся отверстия: резьбовые (М6) для отходящих цепей и без резьбы для питания распределительного блока. Блок может устанавливаться как горизонтально (в зоне коммутационного оборудования), так и вертикально (в кабельном канале шкафа). К лицевой части блока крепится изолирующий экран.
Ступенчатый распределительный блок
Схема горизонтальной и вертикальной установки распределительного блока
Номинальные значения параметров шин указаны в приведенных в начале статьи ГОСТах. Поэтому далее в статье будут приведены лишь ключевые характеристики различных типов шин.
Шины являют собой токоведущие части электрических установок, соединяя между собой оборудование различного типа: генераторы, трансформаторы, синхронные компенсаторы, выключатели, разъединители, контакторы и т.д. Током нагрузки определяется сечение шин, также учитывается устойчивость к току к.з.
Шинный мост из жестких неизолированных шин применяется: на выводах генераторов, на входах главных распределительных устройств, в соединениях трансформатора с РУ и КРУ на 6 — 10 кВ, ГРУ и трансформатора связи.
Шинный мост от силового трансформатора
Соединения из жестких неизолированных шин прямоугольным или коробчатым сечением выполняются в закрытых РУ 6 — 10 кВ (в том числе сборные шины), в качестве соединений между ГРУ и трансформатором собственных нужд, между шкафами распределительных щитов. Шины коробчатого сечения рекомендуют использовать при больших токах, они обеспечивают меньшие потери и лучшее охлаждение. Крепление жестких шин осуществляется с помощью опорных изоляторов. Гибкие шины применяются в РУ на 35 кВ и выше, в соединениях блочных трансформаторов с ОРУ.
ГРЩ с медной ошиновкой
Во всех типах соединений в низковольтных установках и сетях промышленного назначения для передачи, распределения электроэнергии и подключения управляющих устройств используются медные изолированные шины (как жесткие, так и гибкие). Конструктивно данные шины являют собой одну или несколько медных тонких пластин иногда луженых с концов, покрытых изолирующей оболочкой как правило из ПВХ или другого диэлектрика с высоким сопротивлением. Данные шины являются альтернативой как кабелям, так и жесткой ошиновке и могут служить соединением между: главной силовой машиной и распределительным оборудованием (контакторами, прерывателями цепи, переключателями и т.д.), выводом трансформатора и шинопроводом, шинопроводом и электрическим шкафом.
Коммутация гибкой изолированной шиной отходящих автоматов
Применение изолированных шин позволяет экономить место, так как шины можно располагать гораздо ближе друг к другу, чем в случае неизолированной ошиновки. Преимущества изолированных шин — устойчивость к коррозии и простота монтажа. Крепежные отверстия контактных площадок делаются пробивкой непосредственно в материале контакта, что лишает потребности в кабельных наконечниках и устраняет проблемы плохого присоединения контактов. Большим спросом пользуются именно гибкие изолированные медные шины. Их главное преимущество в сравнении с жесткими — более легкий монтаж, так как нет необходимости в специнструментах и резке шины, если нужен поворот в плоскости. Гибкая шина легко меняет форму в зависимости от потребностей монтажа. Однако ряд производителей выпускают твердые изолированные шины, в том числе и по запросу. Крепление изолированных шин осуществляется с использованием болта и контактных шайб. Затягивать необходимо ключом, имеющим ограничения по моменту затяжки. Крепеж не должен быть в смазке.
Крепление медной изолированной шины
Еще одной разновидностью гибких шин являются медные плетённые шины. Такая шина сплетена из медных полос и является очень гибкой. Она используется в местах, подверженных сверхсильной вибрации, таких например, как трансформаторные шинные мосты. Данные шины также применяются для подключения различного оборудования к шинопроводам и линиям шин. Контактные площадки плетённых шин бывают как со сверлением, так и без. Выпускаются также плетённые шины, изготовленные особым методом — диффузионной сварки под давлением. Тонкослойные материалы свариваются путем пропускания через них постоянного тока под давлением. Такие шины также называют пластинчатые шинные компенсаторы или гибкие пластинчатые шины. Они имеют большую токопроводимость и меньшее тепловыделение.
Их применяют там, где необходимы компенсация теплового расширения, вибро- или сейсмоустойчивость, а также где происходит регулярный изгиб в одной оси. Например это могут быть: гибкие токопроводы для сварочных аппаратов, автоматических выключателей, шины питания для индукционных печей и печей сопротивления и т.д.
Жесткая медная шина более всего подходит для замены кабеля, используется в распределительных устройствах, а также для изготовления шинных сборок и шинопроводов. Производителями выпускаются как перфорированные так и гладкие шины различных размеров, в соответствии с ГОСТ. Производителями шин в настоящее время выпускается множество зажимов, соединителей и шинодержателей, облегчающих монтаж и обеспечивающих надёжный контакт. Зажимы предназначены для соединения жестких и гибких шин различного типа, биметаллические пластины — для алюминиевых и медных шин.
Шинодержатели выпускаются плоские, регулируемые плоские, компактные и усиленные, ступенчатые, а также универсальные.
Производителями предлагается широкий выбор изоляторов: опорные, проходные, изоляторы типа «лесенка». Все они используются для фиксации шин внутри шкафов и корпусов. Изоляторы одной стороной крепятся с помощью болтов к монтажному корпусу, с другой к ним крепится шина.
Шинный изолятор типа «лесенка»
Производителей меди и алюминия на рынке РФ можно пересчитать «по пальцам», точнее объединяющих их холдинги. Брендов электротехнических шин огромное количество, одних только марок мы насчитали более сотни (по всем типам шин) в виду этого нами принято решение развить эту тему и создать отдельный сайт полностью посвященный электротехническим шинам.
В этой связи приглашаем всех участников рынка электротехнических шин разместить информацию о своих продуктах на новом сайте.
Источник