Что такое шаровой танк

Разработка шаротанка СССР и почему он не был реализован

406073160

После Первой мировой войны бронетехника в рядах военных инженеров обрела огромную популярность. Количество разработок по созданию танков не прекращалось.

Причем далеко не всегда они представлялись конструкторам в традиционном для нас виде. Вот и в межвоенный период умы гениев военной инженерии захватила мысль спроектировать бронемашину в форме шара. Однако, несмотря на огромное количество проектов, ни один из них так и не был воплощен в жизнь.

406079026

Для разработчиков того времени одним из возможных путей решения данных проблем стала разработка проектов по созданию шарообразных танков. Первопрохожцами в этом деле стали американцы. Так, один из запатентованных проектов самоходной круглой бронемашины оказался на обложке журнала Популярная наука. И хотя ту разработку так и не воплотили в жизнь, само по себе изображение танка-шара заинтересовало многих, в том числе и советских инженеров.

406074096

Обложка журнала Популярная наука, 1935 год. /Фото: Pinterest.com

Советские разработчики с энтузиазмом взялись за создание шаротанка, ведь его конструкция потенциально имела ряд преимуществ по сравнению с обычными модификациями. Так, бронемашина круглой формы имела большую проходимость и была способна преодолевать водные преграды благодаря своей плавучести. Кроме того, все те же круглые бока увеличивали рикошет от брони.

IMG 20191210 065332 988

Идея шаротанка приобрела большую популярность. /Фото: ponetecjnikamida.ru

Особенно остро проблема создания нового типа бронемашины встала в 1941 году, с началом Великой отечественной войны. Тогда было придумано буквально десятки проектов шаротанка, многие из которых были сложновыполнимыми, однако некоторые все же казались довольно перспективными. Так, одной из самых оригинальных идей была представлена инженерами Швалевым и Щербуком, которые разработали прыгающий танк-амфибию, который, согласно их задумке, должен был не только погружаться под воду, но и взлетать на короткий промежуток времени.

IMG 20191210 065331 241

Шарлтанк-амфибия. /Фото: static.diary.ru

Другим многообещающим проектом был Истребитель танков СИГ, автором которого выступил инженер Гальперин. Среди других разработок эта отличалась проработанностью конструкции и вооружения. Пожалуй, единственным недостатком его задумки было то, что экипаж предусматривался в количестве всего одного человека, который должен был одновременно выступать и водителем, и механиком, и артиллеристом.

IMG 20191210 065337 744

Истребитель танков СИГ инженера Гальперина. /Фото: worldoftanks.ru

Проектов было много, но из-за недостаточной проработанности или эффективности шарообразной бронемашины все они так и не были воплощены в жизнь, а войну успешно помощи выиграть танки традиционной конструкции. Однако окончательно сама идея создания такого типа бронетехники, что удивительно, все ещё живёт. Ведь в разработке сразу нескольких отечественных конструкторских бюро есть проекты, похожие на советские шаротанки. И, кто знает, может быть не так много времени осталось до того момента, когда круглобокие бронированные машины начнут бороздить просторы военных полигонов.

Материалы по теме

А вот ещё:

Загадки эпоса «Песнь о Беовульфе»

taz3lyj

Недавно учёные разгадали одну из тайн эпоса, доказав, что он написан одним автором. Тем не менее многие сюжеты поэмы остаются загадкой для читателей.

Эпос и история

Памятник англосаксонской литературы сохранился до наших дней в экземпляре, который датируется началом XI века. Но если говорить о создании поэмы, учёные говорят о периоде конца VII — начала VIII века.

Англия около VII века. Источник: cambridge.org

Раннесредневековая Англия представляла собой ряд христианских государств, в которых только зарождалась стройная общественная структура. Культурный климат до конца не был пропитан раннехристианскими традициями: влияние язычества всё ещё ощущалось.

Это доказывает одно важное открытие британских археологов. В 1939 году учёные обнаружили курганный некрополь Саттон-Ху на востоке Англии. Как известно, была найдена погребальная ладья с богатым кладом, который принадлежал королю Редвальду. Аналогичные захоронения известны лишь на территории Швеции.

Реконструкция погребения. Источник: curriculumvisions.com

Сюжет поэмы, конечно, переносил читателя в более древние времена на Скандинавский полуостров. Мир произведения наполнен битвами, подвигами и пирами. Германская архаика задает тон англосаксонской эпопее.

Энергичный и молодой воин по имени Беовульф (пчелиный волк, он же — медведь) из скандинавского племени гаутов узнает о горе, которое настигло короля данов Хигелака. Вот уже 12 лет болотное чудовище Грендель нападает на столицу королевства Хеорот и истребляет подданных короля лишь из-за того, что те пируют и поют песни.

После триумфальной победы и грандиозного чествования, Беовульф возвращается в родные земли и продолжает совершать подвиги. Он становится правителем гаутов и безмятежно правит 50 лет до тех пор, пока огнедышащий дракон не начинает опустошать территории королевства. Змей гневается на людей за то, что они разграбили его сокровищницу. Беовульф отправляется на бой с драконом и побеждает его, однако потеряв много сил, герой умирает. Тело прославленного воина сжигают в ладье и помещают его прах в курган, наполненный всевозможными ценностями.

Беовульф и дракон. Источник: wikipedia.org

Мифологический сюжет поэмы основан на исторической почве. Мир героя более чем реален: племена ютов, данов, готов («гаутов») действительно населяли Скандинавию первого тысячелетия нашей эры и, безусловно, их связывали разного рода отношения. Описание Англии в «Беовульфе» отсутствует.

Читайте также:  Труба глушителя газ 27527

Казалось бы, что для англосаксонского эпоса это довольно странно, но если мы посмотрим на памятники средневековой героической литературы, такие как «Песнь о Нибелунгах» или «Старшая Эдда», то заметим массу отсылок к Европе эпохи Великого переселения народов. Можно предположить, что действие «Беовульфа» относится ко времени, предшествующему переселению саксов, ютов и англов на Британские острова в V веке.

Завоевание Британии в V веке. Источник: pinterest.com

Поэма представляет некую цельную композицию германского мира, но с отдельными смысловыми особенностями, которые характерны для произведений христианских авторов.

Мотивы и традиции

В поэме обращают на себя внимание фольклорные мотивы и символические отсылки к христианству. Эпизод с найдёнышем Скильдом Скевангом, лодку которого прибивает к датским берегам, очень показателен. Местные жители оказались в незавидном положении: у них не было правителя.

Малыш вырос и стал королём Дании, даровав ей новую династию, которую справедливо отождествляют со Скьёльдунгами. В знак благодарности народ после смерти короля отправляет его тело в последнее плавание на ладье с сокровищами. Причём именно в ту сторону, откуда прибыл корабль с младенцем.

Саксонский дом в Англии. Источник: wikipedia.org

На битвах Беовульфа с драконом и великанами не следует акцентировать внимание — это классические приемы мифологии и сказок. Средневековые люди воспринимали подобные рассказы не как фантастику, а как нечто реальное и осязаемое.

Ленивый и безамбициозный герой обрёл силу тридцати человек только когда повзрослел — это опять же яркая эпическая фигура. Испытания доблести, нарушение запретов, словесные конфликты с противником тоже подчёркивают «народность» поэмы.

Украшение в виде дракона. Источник: pinterest.com

Христианская этика не обошла стороной содержание «Беовульфа». К примеру, часто упоминаемая Судьба является в то же время и автономной силой, и орудием Всевышнего. Есть и отсылки к библейским историям, но языческие добродетели органично вплетены в канву поэмы и не выглядят при этом «вставными зубами».

Англия VII-VIII столетий ещё не до конца оставила традиции германских предков. В людском сознании изменения происходят довольно долго. И в «Беовульфе» автор пытался донести понятным языком обывателю хотя бы малую толику христианских идеалов.

Грендель. Источник: wikipedia.org

Понимание добра и зла в поэме — хорошее поле для синтеза языческой и христианской традиций. Светлым залам Хеорота с медовыми пирами и веселыми песнями противопоставляются тёмные скалы, пещеры и мрачные болота. День — время празднеств и радости, ночь — коварства и зла. Грендель — изгой, маргинал, «потомок Каина», обреченный на вечные муки. Он подобен дьяволу.

Произведение изобилует упоминаниями «повелителя мира», «могучего бога». Доносить богословское учение до простого люда той эпохи было крайне сложно и во многом бесполезно. А вот ветхозаветные истории были неплохо адаптированы в тексте героического эпоса.

Рукопись поэмы «Беовульф». Источник: wikipedia.org

И тем не менее, удача в бою, добыча богатств, славы и доблести, проявление верности и принятие испытаний судьбы — темы, которые подчёркивают эпический характер произведения, сочетающего в себе раннехристианские и германские традиции.

А старина Толкин был прав…

Исследователи европейских раннесредневековых памятников литературы проделали огромную работу над поисками корней «Беовульфа» и трактовки основных сюжетов. Центральным вопросом, волновавшим специалистов, долгое время оставалась проблема целостности произведения.

Ещё с XIX века считалось, что «Беовульф» составлен из 4 частей и записан разными авторами. В пользу этой точки зрения говорила масса отсылок в тексте к более ранним событиям и труды монахов в скрипториях, которые исправляли друг за другом ошибки в рукописи.

Джон Рональд Руэл Толкин. Источник: weeklystandard.com

Но первым кто предположил, что поэма принадлежит авторству одного человека был знаменитый английский писатель и выдающийся учёный Джон Рональд Руэл Толкин.

В своём эссе «Беовульф: Чудовища и Критики», лингвист увидел стройное сплетение христианских и языческих традиций. Анализ этого текста во многом помог писателю в его литературной карьере. Мы можем найти огромное количество отсылок к англосаксонской эпопее в произведениях главного автора «высокого фэнтези». Шквал критики отбросил небезосновательное предположение Толкина, и жаркая дискуссия продолжилась.

Тем не менее, со временем учёные стали сопоставлять английские раннесредневековые тексты и продолжать поиски любопытных закономерностей. Многолетний спор довёл науку до новых путей нахождения истины.

Источник

Инженеры Китая на основе советских разработок создали сферический танк

sfericheskij tank 001 1

sfericheskij tank 002 1

2. Инженеры, разработавшие технику, утверждают, что воспользовались экспериментальными советскими военными наработками, чертежами и концептами. Им пришлось тщательно изучать техническую литературу, зато результат превзошел их ожидания.

sfericheskij tank 003 1

sfericheskij tank 004 1

Вид сверху
sfericheskij tank 005 1

5. В сентябре 1941 года в адрес наркома Берии поступило письмо, в котором народный комиссар Туркменской ССР Давыдовский сообщал о разработанном проекте шарообразного танка. Кроме расчетов, была продемонстрирована деревянная модель техники. Копию письма по письменному распоряжению Берии направили в адрес начальника ГАБТУ КА Федоренко, откуда вскоре пришла резолюция с требованием выслать материалы о шаротанке.

sfericheskij tank 006 1

7. При тепловозном депо Ашхабадской железной дороги создали инициативную группу, которая занялась изготовлением рабочей документации. В качестве силовой установке на шаротанке использовался двигатель от грузового автомобиля ЗИС-5, устанавливаемый вместе со штатной коробкой передач.

Читайте также:  Чем зачистить коллектор стартера

Мощность передавалась на центральную секцию сферы. Чтобы повысить сцепление с грунтом, на рабочую поверхность колёсного движителя предполагалось установить грунтозацепы.

sfericheskij tank 008 1

sfericheskij tank 009 1

9. На втором образце, который планировалось построить вскоре после первого, инженеры-конструкторы хотели «обкатать» тормоза и возможность поворачивать машину, для чего учеными были разработаны выдвижные шесты. Такая конструкция несколько отличалась от классической схемы сферического танка, где поворот осуществлялся за счет наклона машины.

Однако разработки пришлось приостановить из-за отсутствия финансирования. ВАММ (Военная академия механизации и моторизации), узнав об этой разработке, прислала представителя и запросила материалы по шаротанку, а также подняла вопрос о передаче действующей модели и ее пользование, хотя от самого ведомства шли исключительно отрицательные отзывы об этой машине.

sfericheskij tank 010 1

Предполагалось оснастить танк V-образным 12-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 200 л.с. при 1800 об/мин. Дополнительные колеса по бокам предохраняли машину от опрокидывания. Изобретатели этой техники не были самоучками: Новиков до заключения трудился инженером, в свое время он закончил ВАММ по специальности «Танкостроение». Его соратник занимался похожей деятельностью, по образованию он был инженер-технолог.
sfericheskij tank 011 1

Что касается вооружения, то по бортам корпуса сферического танка предполагалась разместить шаровые установки с пушками 45-мм, спаренными с пулемётами ДТ. Боекомплект состоял из 90 патронов калибра 45 мм, а также 20 000 патронов к ДТ.

Спереди и сзади машины предполагалось размещать дополнительное вооружение в виде курсовых пулемётов ДТ. Несмотря на наличие подробного проекта и детального расчета машин, в работу его не приняли и танк не был построен даже в виде опытного образца.

Быстроходный прыгающий танк-амфибия, предложенный в сентябре 1941 года И.О. Швалёвым и Н.Г. Щербуком.

sfericheskij tank 012 1

Кроме прочего, на таких аппаратах нет гусеницы, которая по мнению многих конструкторов является самым ненадежным элементом техники. Интроцикл прост в изготовлении, а еще его проще «научить» плавать, чем танк привычной формы.

Словом, китайские конструкторы, видимо, решили, что опыт советских инженеров не должен пропадать зря. Остается догадываться, какими будут следующие усовершенствованные образцы шаротанков. А что они будут, сомневаться не приходится.

Источник

Шаротанк. Советский дизельпанк в Китае

Энтузиасты из китайской провинции Хэнань соорудили необычную самоделку. Получившееся чудище обошлось в 200 тысяч юаней и вмещает трёх человек.

Китайские конструкторы, решили, что опыт советских инженеров не должен пропадать зря и воплотили в металле советский проект шаровидного танка времён Второй Мировой войны.

1604497275169569045

Инженеры, разработавшие технику, утверждают, что воспользовались экспериментальными советскими военными наработками, чертежами и концептами. Им пришлось тщательно изучать техническую литературу, зато результат превзошел их ожидания.

Машина имеет корпус из листовой стали и резиновые гусеницы. Умеет кататься по ровной поверхности, поворачивать и пугать встречных участников дорожного движения необычным внешним видом.

Теоретически вмещает экипаж из трёх человек, но на практике им там, кажется, будет малость тесновато. Затраты на постройку составили около 200 тысяч юаней (примерно 2,3 миллиона рублей).

1604497292181888891

Танки в форме шара в тридцатых-сороковых годах прошлого века были достаточно распространённой идеей. Проекты таких машин неоднократно появлялись тогда в разных странах, не исключая и СССР.

Модель, реконструированная китайцами, — это немного изменённый проект инженера Б. Микова, предложенный в июне 1942 года.

1604497317191634586

Долгие десятилетия пылившиеся в архивах проекты шаротанков обрели популярность после выхода в 2014 году книги Юрия Пашолока «Стальные шары Сталина», в которой он проанализировал историю развития идеи и собрал множество документов (в том числе и тот самый проект Микова).

Позже шаротанки появились в качестве героев юмористических акций в тематических онлайн-играх военной направленности, а оттуда окончательно «ушли в народ». Сейчас даже сборные модели выпускаются — одну из них можно видеть на заглавном фото (это машина проекта Н. П. Новикова и Б. В. Смирнова, предложенная в августе 1941 года).

В сентябре 1941 года в адрес наркома Берии поступило письмо, в котором народный комиссар Туркменской ССР Давыдовский сообщал о разработанном проекте шарообразного танка. Кроме расчетов, была продемонстрирована деревянная модель техники.

Копию письма по письменному распоряжению Берии направили в адрес начальника ГАБТУ КА Федоренко, откуда вскоре пришла резолюция с требованием выслать материалы о шаротанке.

1604497343172515403

При тепловозном депо Ашхабадской железной дороги создали инициативную группу, которая занялась изготовлением рабочей документации.

В качестве силовой установке на шаротанке использовался двигатель от грузового автомобиля ЗИС-5, устанавливаемый вместе со штатной коробкой передач. Мощность передавалась на центральную секцию сферы. Чтобы повысить сцепление с грунтом, на рабочую поверхность колёсного движителя предполагалось установить грунтозацепы.

1604497370170761488

К сожалению, не сохранились фотодокументы этого эпохального события, посмотреть на которые было бы очень интересно. На втором образце, который планировалось построить вскоре после первого, инженеры-конструкторы хотели «обкатать» тормоза и возможность поворачивать машину, для чего учеными были разработаны выдвижные шесты. Такая конструкция несколько отличалась от классической схемы сферического танка, где поворот осуществлялся за счет наклона машины.

В той или иной степени работы по шаротанку шли до 1944 года, но в результате детище инженеров-механиков Г.С. Рылеева, А.П. Зубкова, Ф.А. Андронова и А.Д. Иванова, техника-механика В.И. Преображенского, техника-электрика П.Н. Горбешко и автомеханика И.Н. Чуба, а также физиков В.А. Федосеева, Н.М. Ерофеева и М.З. Пашинской оказалось не у дел. Проект был остановлен.

Читайте также:  Срок службы грм для рено

1604497400175979534

Предполагалось оснастить танк V-образным 12-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 200 л.с. при 1800 об/мин. Дополнительные колеса по бокам предохраняли машину от опрокидывания. Изобретатели этой техники не были самоучками: Новиков до заключения трудился инженером, в свое время он закончил ВАММ по специальности «Танкостроение». Его соратник занимался похожей деятельностью, по образованию он был инженер-технолог.

Главным преимуществом танка, по мнению его изобретателей, была его подвижность и способность развивать высокую скорость (до 71 км/ч по полю и до 160 км/ч по шоссе). Машина, по прогнозам конструкторов, могла двигаться и вброд, преодолевая препятствия глубиной до 0,9 м. Также танк был способен плавать, погрузившись в воду на четверть своего объема.

Что касается вооружения, то по бортам корпуса сферического танка предполагалась разместить шаровые установки с пушками 45-мм, спаренными с пулемётами ДТ. Боекомплект состоял из 90 патронов калибра 45 мм, а также 20 000 патронов к ДТ. Спереди и сзади машины предполагалось размещать дополнительное вооружение в виде курсовых пулемётов ДТ.

Источник

Шаротанк. Советский дизельпанк в Китае

Энтузиасты из китайской провинции Хэнань соорудили необычную самоделку. Получившееся чудище обошлось в 200 тысяч юаней и вмещает трёх человек.

Китайские конструкторы, решили, что опыт советских инженеров не должен пропадать зря и воплотили в металле советский проект шаровидного танка времён Второй Мировой войны.

sharotank 1

Инженеры, разработавшие технику, утверждают, что воспользовались экспериментальными советскими военными наработками, чертежами и концептами. Им пришлось тщательно изучать техническую литературу, зато результат превзошел их ожидания.

Машина имеет корпус из листовой стали и резиновые гусеницы. Умеет кататься по ровной поверхности, поворачивать и пугать встречных участников дорожного движения необычным внешним видом. Теоретически вмещает экипаж из трёх человек, но на практике им там, кажется, будет малость тесновато. Затраты на постройку составили около 200 тысяч юаней (примерно 2,3 миллиона рублей).

sharotank 2

sharotank 3

Долгие десятилетия пылившиеся в архивах проекты шаротанков обрели популярность после выхода в 2014 году книги Юрия Пашолока «Стальные шары Сталина», в которой он проанализировал историю развития идеи и собрал множество документов (в том числе и тот самый проект Микова). Позже шаротанки появились в качестве героев юмористических акций в тематических онлайн-играх военной направленности, а оттуда окончательно «ушли в народ». Сейчас даже сборные модели выпускаются — одну из них можно видеть на заглавном фото (это машина проекта Н. П. Новикова и Б. В. Смирнова, предложенная в августе 1941 года).

В сентябре 1941 года в адрес наркома Берии поступило письмо, в котором народный комиссар Туркменской ССР Давыдовский сообщал о разработанном проекте шарообразного танка. Кроме расчетов, была продемонстрирована деревянная модель техники. Копию письма по письменному распоряжению Берии направили в адрес начальника ГАБТУ КА Федоренко, откуда вскоре пришла резолюция с требованием выслать материалы о шаротанке.

sharotank 4

При тепловозном депо Ашхабадской железной дороги создали инициативную группу, которая занялась изготовлением рабочей документации. В качестве силовой установке на шаротанке использовался двигатель от грузового автомобиля ЗИС-5, устанавливаемый вместе со штатной коробкой передач.

Мощность передавалась на центральную секцию сферы. Чтобы повысить сцепление с грунтом, на рабочую поверхность колёсного движителя предполагалось установить грунтозацепы.

sharotank 5

На втором образце, который планировалось построить вскоре после первого, инженеры-конструкторы хотели «обкатать» тормоза и возможность поворачивать машину, для чего учеными были разработаны выдвижные шесты. Такая конструкция несколько отличалась от классической схемы сферического танка, где поворот осуществлялся за счет наклона машины.

Однако разработки пришлось приостановить из-за отсутствия финансирования. ВАММ (Военная академия механизации и моторизации), узнав об этой разработке, прислала представителя и запросила материалы по шаротанку, а также подняла вопрос о передаче действующей модели и ее пользование, хотя от самого ведомства шли исключительно отрицательные отзывы об этой машине.

sharotank 7

Предполагалось оснастить танк V-образным 12-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 200 л.с. при 1800 об/мин. Дополнительные колеса по бокам предохраняли машину от опрокидывания. Изобретатели этой техники не были самоучками: Новиков до заключения трудился инженером, в свое время он закончил ВАММ по специальности «Танкостроение». Его соратник занимался похожей деятельностью, по образованию он был инженер-технолог.

Главным преимуществом танка, по мнению его изобретателей, была его подвижность и способность развивать высокую скорость (до 71 км/ч по полю и до 160 км/ч по шоссе). Машина, по прогнозам конструкторов, могла двигаться и вброд, преодолевая препятствия глубиной до 0,9 м.

Что касается вооружения, то по бортам корпуса сферического танка предполагалась разместить шаровые установки с пушками 45-мм, спаренными с пулемётами ДТ. Боекомплект состоял из 90 патронов калибра 45 мм, а также 20 000 патронов к ДТ.

Спереди и сзади машины предполагалось размещать дополнительное вооружение в виде курсовых пулемётов ДТ. Несмотря на наличие подробного проекта и детального расчета машин, в работу его не приняли и танк не был построен даже в виде опытного образца.

Кроме прочего, на таких аппаратах нет гусеницы, которая по мнению многих конструкторов является самым ненадежным элементом техники. Интроцикл прост в изготовлении, а еще его проще «научить» плавать, чем танк привычной формы.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector