- Что такое PDR технология
- Базовые сведения и принципы технологии безпокрасочного удаления вмятин
- Принципы PDR
- Освещение
- Инструменты PDR
- Стенд (стол) для работы со снятыми элементами
- Обучение PDR
- Доступ к обратной стороне панели
- Процесс ремонта по технологии PDR
- Обзор инструментов для беспокрасочного ремонта вмятин
- Инструменты PDR
- PDR крючки ( PDR rods)
- Плоские инструмент, рессоры (Flat Bar)
- Инструменты со сменными наконечниками
- Молотки, гладилки и поддержки (контропоры) для ремонта вмятин
- Пробойники (керны, битки)
- Клеевая система
- Пневматическая присоска для вытягивания (suction cup puller)
- Вспомогательные аксессуары
- Освещение PDR
- Комплекты инструментов PDR
- Какой инструмент выбрать для ремонта конкретной вмятины?
- Бренды PDR инструментов
- В завершение
Что такое PDR технология
Что такое PDR технологии?
Как работает оборудование для удаления вмятин без покраски?
К сожалению, каждый обладатель авто, даже самый аккуратный, рано или поздно сталкивается с такой очевидной проблемой как вмятина. Это может быть вмятина от летящего мусора на дороге, от неаккуратной парковки, падение снега с крыши, либо от таких стихийных бедствий как град. Не важно! Факт остается фактом, мелкая вмятина есть, а красить ее не хочется никак. Да и денег за это просят не мало, да и красить всю деталь… В общем одни расстройства.
Но технологии развиваются, в том числе и кузовной ремонт. Итак, представьте на секунду, что вмятину можно не красить, а попросту выдавить. Не верите? Давайте я Вам расскажу историю такой увлекательной технологии по удалению вмятин без покраски под названием Paintless Dent Repair (PDR или по-русски ПДР).
История возникновения PDR технологии
Родоначальником технологии принято считать владельца одной из самых известных фирм по изготовлению инструмента для удаления вмятин без покраски Nussle Spezialwerkzeuge.
Эта история началась еще в 60-х годах. Оскар Флайг и Энрихх Нюссле были сотрудниками завода «Мерседес». В период очередной выставки они ремонтировали автомобили. которые были повреждены посетителями в ходе выставки. Оскар Флайг выдавливал небольшие вмятины рукояткой молотка, готовя автомобиль к покраске, но это ему удалось сделать настолько ювелирно, что дальнейшая покраска не потребовалась (до этого момента все дефекты кузова требовали покраски). Это был один из первых случаев применения данной технологии на окрашенных элементах и стало отправной точкой в его развитии.
Разумеется, на данный момент технология не стоит на месте и то, как выглядели инструменты раньше и из чего состоит технология сейчас две разные вещи. Итак, как выглядит технология сейчас и какие системы в нее входят:
Первая система, которая нам встречается – это (самое очевидное) система крючков. При работе крючками выпрямление вмятины происходит методом воздействия на дефект с внутренней стороны детали (выдавливание вмятины).
Следующая, самая популярная среди начинающих самостоятельное обучение удалению вмятин без покраски – это клеевая система, одна из самых простых. В клеевую систему входят такие составляющие, как клей, клеевой адаптер, обратный молоток, минилифтер, обратный молоток и много других вспомогательных инструментов. В данном случае выпрямление вмятины происходит методом воздействия на деталь с внешней стороны, иными словами вклеивание во вмятину. Одним из топовых инструментов в этой системе – холодный клей, очень популярен среди опытных мастеров.
Разумеется, при выдавливании и вытягивании вмятины можно столкнуться с тем, что появляются шишечки, пик плюсы. Система осаживания предназначена для удаления этих лишних выпуклостей. При осаживании активно используются керны, стеммеры, молотки для блендинга. Система осаживания работает методом простукивания наколов, то есть воздействие с внешней стороны.
Блендинг – это подсистема осаживания, воздействие на вмятину с внешней стороны методом осаживания наколов на расстоянии, за счет чего происходит подъем вмятины.
Следующая система – это система перенапряжения. В нее входят гладилки и контропоры, или подушки для подъема. Работает методом ударов гладилкой по касательной поверхности металла с созданием упора с внутренней стороны вмятины.
Для комфортной работы безусловно не обойтись без самой широкой составляющей – это аксессуары. Сюда входит такое важное и незаменимое оборудование, как различные раскрепления, скотч-подмотка, упоры, затяжки, экраны, насадки, заглушки и многое-многое другое.
Прибор для удаления вмятин без покраски
Инновационным решением при работе с автомобилями с большой зоной мелких повреждений, например, как после града, стал прибор индукционного воздействия на вмятину. Индукционный прибор THOT Box Швейцарского производства зарекомендовал себя как самый надежный и удобный в работе. Принцип работы индуктора заключается в магнитной головке и точечном нагреве металла, за счет чего осуществляется вытягивание вмятины. Главным преимуществом при удалении вмятины с помощью индуктора является отсутствие арматурных работ, так как воздействие на дефект идет только с внешней стороны детали.
Освещение для удаления вмятин по технологии PDR
Ну и последнее, но одно из самых важных составляющих набора для удаления вмятин без покраски – это, конечно же, освещение. Почему? Тут все очень просто, если Вы не видите дефект, то Вы его не чините. В настоящее время прорывом в световом направлении стал немецкий производитель фирмы Nussle, а именно шестиполосная лампа с инновационным рассеивателем и продуманным до мелочей штативом и системой управления. С надежным и профессиональным светом Вы увидите и устраните даже самый незначительный дефект.
Главным преимуществом технологии является тот факт, что вмятина удаляется без покраски детали, а значит при перепродаже никто не сможет увидеть, что у Вас была вмятина, авто не переходит в статус битой.
Нет рисков несовпадения цвета, подтеков и толстого слоя шпаклевки.
Не требуется специальных боксов и большого места. Достаточно одного бокса и для всего инструмента, и для ремонта.
Технология удаления вмятин без покраски – это новые возможности в кузовном ремонте с огромным количеством преимуществ как для клиентов, так и для мастеров.
Даже мастера традиционного кузовного ремонта смогут найти для себя много интересного для облегчения своего труда и ускорения работы при малярных работах.
В нашем центре мы готовы предложить Вам полный спектр услуг в области удаления вмятин без покраски.
Здесь Вы сможете подобрать достойный инструмент с самой продолжительной гарантией качества, конечно же, отремонтировать свое авто и обучится инновационной технологии. К нам едут мастера со всей России и таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону…и со всего мира: страны СНГ, Израиль, Англия, США, Канада, Эстония и многие-многие другие. А на срок всего обучения мы предоставим Вам проживание;)
Источник
Базовые сведения и принципы технологии безпокрасочного удаления вмятин
PDR технология (Paintless dent repair / paintless dent removal) – беспокрасочный ремонт вмятины/беспокрасочное удаление вмятины, представляет собой метод выправления незначительных вмятин с кузова автомобиля. По-немецки эта технология называется DOL — (Dellen Entfernung ohne Lackierung). При помощи PDR может быть отремонтировано множество разновидностей повреждений, при условии, что краска не повреждена. PDR может применяться как на стальных, так и на алюминиевых панелях кузова. Самое часто устраняемое повреждение при PDR – это вмятины от града, дверные вмятины, мелкие складки на металле, обширные вмятины и повреждённые рёбра жёсткости на панелях кузова. Американские профессионалы безпокрасочного ремонта повреждений иногда называют эту технологию PCR (Paintless Collision Repair — безпокрасочный ремонт аварийных повреждений), так как речь иногда идёт не о простых вмятинах и приходится без покраски выправлять достаточно сложные повреждения, которые, на первый взгляд, невозможно отремонтировать без перекрашивания детали.
Этот метод может использоваться и при выправлении панелей кузова перед покраской, минимизируя применение шпаклёвки. Иногда может быть достаточно слоя грунта для окончательного выравнивания.
Преимущества технологии беспокрасочного ремонта вмятин:
Принципы PDR
Для применения технологии PDR металл должен быть не растянут и лакокрасочное покрытие должно быть не повреждённым. Однако есть техники, позволяющие решить проблему даже некоторой растянутости металла.
Большинство автомобилей 1990‑х годов изготовления и более современные имеют эластичную краску, которая не трескается при многих деформациях металла.
Желательно, чтобы время, от возникновения вмятины до её выправления, было минимальным. Старые вмятины выдавливаются труднее. Это связано с характеристикой механической памяти металла.
Отштампованный металл имеет механическую память (особенно выпуклые места), а напряжения, созданные внутри и вокруг вмятины мешают его возврату в первоначальное состояние. Можете прочитать статью о выравнивании кузова, там описана теория упругой и пластической деформации металла. Задача специалиста — убирать напряжения и помогать металлу выправляться. Визуальный контроль помогает определить место нажатия или простукивания.
PDR использует серию несильных нажатий с обратной стороны повреждения, чтобы вернуть первоначальную форму. Не все повреждения можно убрать полностью, но опытный специалист может сделать даже достаточно сложные повреждения незаметными.
При ремонте по технологии PDR :
Нужно пробовать выдавливать вмятину в нескольких местах. Если плохо выправляется в одном месте, то нужно сменить зону нажима. Главное, чтобы не оставалось следов от передавливания. Контролировать процесс помогает отражение полос от отражающей панели.
При удалении вмятины PDR-инструментом, металл вокруг её краёв медленно массируется и происходит медленное постепенное возвращение металла в его первоначальное состояние. При воздействии с краёв, вмятина становится меньше и постепенно исчезает.
Освещение
Одним из самых важных аспектов при удалении вмятины методом PDR является освещение. Существует множество различных типов ламп и отражающих панелей. Влияют правильное расположение и яркость и даже цвет освещения.
Задача визуального контроля – наблюдая за процессом, полностью выправить вмятину, чтобы её не было видно под любыми углами.
Освещение и отражающие панели показывают структуру вмятины, позволяя мастеру хорошо видеть углублённые места и возвышенности, а также движение металла при надавливании кончиком инструмента на панель. Визуальный контроль позволяет более точно воздействовать на вмятину.
Для освещения желательно использовать большую лампу, особенно, если повреждение обширное. Для освещения используются флуоресцентные или светодиодные лампы, а также отражающие панели, для лучшего контроля над деформированным металлом в процессе ремонта. Важна каждая мельчайшая деталь.
Бывают, также, отражающие панели со встроенным освещением.
Пример визуализации неровностей при помощи отражающей панели
Можно, также, работать при солнечном освещении, используя дополнительно отражающую панель.
Поднимая свет выше, или отодвигая дальше, Вы можете лучше увидеть структуру вмятины.
В процессе правки более сложного повреждения, при необходимости, освещение можно настраивать несколько раз, чтобы было удобно визуально контролировать процесс выправления.
Некоторые мастера дорабатывают лампы, чтобы учесть свои предпочтения. К примеру, тёмный свет или отражатели разных цветов могут улучшить видимость при ремонте автомобилей светлых оттенков. Некоторые мастера даже надевают солнечные очки при выправлении вмятины на белых машинах. Так им лучше видно конфигурацию вмятины.
Нужно установить отражающий экран под нужным углом (обычно 90 градусов к поверхности), чтобы полосы от него отражались в зоне ремонта.
Мастер находится сбоку и смотрит на отражение полос от отражающего экрана в зоне повреждения.
Инструменты PDR
Инструмент с нужным кончиком выбирается в зависимости от конфигурации вмятины и панели. Для начальной практики нужно применять острую насадку. Так будет легче определить место расположение кончика инструмента на обратной стороне панели.
Инструменты отличаются размером, конфигурацией изгиба, толщиной и формой наконечника. Бывают инструменты со сменными наконечниками. Инструмент с острым кончиком предназначен для точечного воздействия. Им удобно поднимать маленькие ямки, особенно на завершающей стадии ремонта. Инструмент с круглым кончиком воздействует на более обширные области и наиболее часто используется. То есть, чем больше наконечник, тем на большую зону он воздействует. Изгиб инструмента влияет на силу создаваемого давления.
Для более удобного и быстрого доступа можно использовать разные инструменты, разных размеров и форм. Как правило, у опытного мастера всегда есть наиболее любимые инструменты, которые он часто использует в работе. Понимание, какой инструмент для какой панели и вмятины выбрать, приходит с опытом. Инструмент PDR требует упора при работе, нужно учитывать конфигурацию панели для обеспечения упора и выбирать нужные места доступа.
Пробойники с разными кончиками для осаживания возвышенностей металла
Новичкам не следует акцентировать внимание на покупке и изучении множетсва инструментов. Нужно научиться владеть базовым набором и, при необходимости, докупать новые.
Иногда, при необходимости, можно изготовить инструмент нужной конфигурации или доработать имеющийся.
Нужно уметь помещать инструмент внутрь панели, чтобы добраться до обратной стороны вмятины и расположить кончик инструмента в нужном месте, не видя обратной стороны.
Специальным пробойником убираются наколы (выступы) и ослабляются края вмятины.
Пробойники должны иметь разные наконечники, для простукивания разных возвышенностей. Фторопластовые пробойники способны скользить по поверхности, не повреждая ЛКП.
Для клеевой системы существуют разные «грибки», которые применяются в разных местах. Какими-то лучше вытягивать центр вмятины, другими края и рёбра жёсткости.
Стенд (стол) для работы со снятыми элементами
Стенд представляет собой простую конструкцию и может быть изготовлен самостоятельно. Его можно изготовить как из металла, так и из дерева. Опорные места стенда, которые будут контактировать с панелью, должны быть покрыты резиной, чтобы ремонтируемые детали не царапались. Капот или другую панель на стенде нужно закрепить.
Стенд для капота или других панелей особенно удобен на начальном этапе обучения, чтобы научиться определять расположение кончика применяемого PDR-инструмента. В любой момент можно заглянуть под ремонтируемую панель и сориентироваться.
Преимущество работы с панелью на стенде в том, что так легче настроить освещение и улучшается визуальный контроль.
Обучение PDR
Будущему специалисту PDR-технологии желательно не иметь серьёзных проблем со зрением. Всё опирается на зрительный контроль над происходящим процессом. Один из самых важных аспектов при изучении PDR – это умение «читать свет», уметь определять границы вмятины. Это ключ к контролю над выправлением вмятин. Важно научиться интерпретировать, что отражается в лакокрасочном покрытии. По началу это непросто делать. Игнорирывание мельчайших деталей в отражении отразится на результате ремонта. Далее нужно развить мышечно-зрительную координацию с хорошей моторикой. Нужно учитывать каждый миллиметр изменений в отражении при правке вмятины.
Нужно научиться применять разный инструмент, соответствующий обстоятельствам ремонта.
Процесс обучения PDR-технологии требует терпения, внимательности к деталям и не прощает спешки. PDR-технология понравится перфекцианистам, которые готовы доводить всё до идеала, не бросая дело на половине.
Важным моментом обучения является общение с профессионалом PDR и наблюдение за его работой. Важно получить хорошую правильную базу, что делается под руководством хорошего специалиста. Если изначальная база знаний и навыков не правильная, то, много практикуясь, новичок будет получать неправильные навыки.
При обучении нужно сосредоточиться на понимании процесса и не торопиться, скорость придёт с опытом.
Один из навыков, необходимых для выправления вмятины при помощи технологии PDR – это умение добраться до повреждения с обратной стороны.
Первое чему нужно научиться при изучении безпокрасочному удалению вмятин – это постоянно понимать, где находится кончик PDR-инструмента. Нужно постараться приблизить кончик инструмента к вмятине и немного надавить кончиком на металл. Так будет понятно, где находится кончик в текущий момент. Для более точного приближения к центру вмятины, нужно, продолжая надавливать кончиком на панель с обратной стороны, двигать инструмент к месту, где расположена вмятина. Таким образом, кончик как бы скользит к нужному месту и это визуально отражается на отражении лакокрасочного покрытия. Этот приём поможет на начальном этапе обучения, когда нет опыта точно располагать кончик инструмента. Следующее, что нужно уметь – определить зоны, куда нужно надавливать кончиком инструмента и определить оптимальный метод надавливания. Нужно также научиться осаживать возвышенности металла до уровня общей плоскости. Нужно рассчитывать порядок действий в зависимости от характеристик и местоположения повреждения. В работе над повреждением необходимо разделять выправление вмятины на этапы.
Каждая отдельная вмятина требует индивидуального подхода.
Как было написано выше, наиболее удобный метод обучения – положить ненужный капот на стенд для ремонтируемых панелей и пробовать передвигать кончик PDR-инструмента и надавливать на металл, наблюдая за процессом с обеих сторон. Можно сделать плавную вмятину на капоте тупым предметом и тренироваться её выправлять.
При работе по технологии PDR используются группы мышц, которые в повседневной жизни редко задействованы. Требуется координация движения рук и зрения. PDR для успешного понимания процесса требует множества самостоятельных проб и ошибок. Тренируясь на ненужных панелях кузова, нужно пробовать надавливать и осаживать металл с разным усилием, чтобы понять «поведение» металла.
Хорошим подспорьем для новичка PDR-технологии являются знания устройства кузова, а также понимание характеристик листового металла автомобилей.
PDR требует длительного освоения. Процесс обучения продолжается во время практики, так как все повреждения требуют индивидуального подхода.
Ещё раз следует отметить, что терпение является важной составляющей обучения и успешного применения PDR-технологии.
В обучении и практике нужно продвигаться медленно, не делать лишних усилий при работе с металлом панелей кузова. Новички пытаются имитировать движения жестянщиков и передавливают или перестукивают металл, что абсолютно неправильно и ведёт к посредственному результату. Нужно все действия делать постепенно, делая множество лёгких повторений. Не нужно стараться выправить вмятину или её часть за один раз.
На начальном этапе обучения достаточно сложно полностью завершить выправление, когда основная часть вмятины выправлена. Небольшое углубление может быть заметно, только при использовании «отражающего экрана», по неровности полосы, отражающейся на лакокрасочном покрытии в месте повреждения.
Доступ к обратной стороне панели
Для доступа к обратной стороне вмятины может потребоваться снять некоторые детали автомобиля, к примеру, задние стоп-сигналы, детали интерьера.
Иногда необходимо просверлить отверстие с боку панели, для доступа к нужному месту обратной стороны. Отверстие желательно делать как можно меньшего размера и в местах, где его будет не видно или оно будет нормально смотреться, закрытое заглушкой, как технологическое отверстие. К примеру, просверлив отверстие под уплотнительной резинкой двери, его не будет видно.
Иногда, когда другого варианта нет, необходимо просверлить отверстие с боку панели для доступа к обратной стороне вмятины. Такой вариант могут применять и для быстрого устранения вмятины, чтобы не делать лишних разборок. Отверстие потом закрывают специальной заглушкой.
С появлением новых разнообразных инструментов и приспособлений сверление отверстий, в большинстве случаев, можно избежать.
Процесс ремонта по технологии PDR
Читайте также по теме:
Источник
Обзор инструментов для беспокрасочного ремонта вмятин
Беспокрасочный ремонт вмятин (Paintless Dent Repair — PDR ) — это технология ремонта вмятин кузова при сохранении оригинального лакокрасочного покрытия автомобиля. Специалисты беспокрасочного ремонта используют различные PDR инструменты для воздействия на вмятину с обратной стороны панели кузова, либо вытягивают её с лицевой стороны клеевой системой, либо комбинируют оба способа. Дополнительно применяются специальные пробойники и молотки для простукивания и опускания возвышенностей металла.
В этой статье мы рассмотрим, какие инструменты используются для беспокрасочного ремонта вмятин автомобилей, их характеристики и способы применения.
Содержание статьи:
Инструменты PDR
Первые команды мастеров PDR начали формироваться в отделах контроля качества автогигантов. Им нужно было создать необходимые инструменты для успешного выправления мелких вмятин, которые иногда образовывались при производстве и сборке автомобилей. Первоначально эти инструменты были самодельными. Их переделывали из существующих инструментов “жестянщиков”, а также изобретали новые уникальные приспособления и со временем усовершенствовали их. Можете более подробно прочитать про возникновение технологии беспокрасочного ремонта вмятин в статье “история возникновения технологии PDR ”.
Технология PDR была значительно улучшена за последние 15 лет. Сейчас квалифицированные мастера PDR могут выправлять без покраски достаточно сложные вмятины. Это возможно благодаря ассортименту современных инструментов, а также эластичности современных лакокрасочных покрытий.
В настоящее время существует множество производителей, которые обеспечивают большой ассортимент инструментов и аксессуаров для беспокрасочного ремонта вмятин.
Инструменты PDR можно классифицировать по дизайну и по применению (предназначению).
По дизайну инструменты могут отличаться изгибом (одинарный, двойной, тройной изгиб, либо более сложные формы), формой кончика, длиной, диаметром инструмента, формой и конфигурацией ручки.
По применению инструменты можно классифицировать, в зависимости от того, на каких панелях кузова они используются или какое действие выполняют. К примеру, классические крючки (или стержни, от англ. rod) предназначены для работы в открытых, достаточно доступных местах, таких как крылья, крыши, багажники, капоты. Они работают, выполняя нажим с обратной стороны вмятины. Другой пример — это инструменты с наконечником «китовый хвост». Такой инструмент, в противоположность классическим крючкам используется в труднодоступных узких местах и работает за счёт скручивающего действия. Кроме того, мастера PDR используют специальные отражающие панели для точного «считывания» вмятин, светодиодные лампы и клеевую систему для вытягивания вмятин. Для выправления разных вмятин может потребоваться использование нескольких инструментов. Чем больше инструментов в вашем распоряжении, тем больше свободы действий и гибкости Вы будете иметь для ремонта конкретной вмятины.
Далее мы по порядку рассмотрим различные инструменты, которые применяются для беспокрасочного ремонта вмятин, а также необходимые аксессуары.
PDR крючки ( PDR rods)
Крючки PDR — являются основными инструментами, которые заполняют ящик с инструментами мастера. Различные по форме и размерам, они используются на каждой панели автомобиля. Большинство мастеров используют жёсткий крючок (или стержень – англ. rod) длиной 120 см для всех открытых, достаточно доступных мест, таких как крыши, капоты, крышки багажника, крылья. Более короткие версии таких же крючков используются для дверей. Крючки могут обеспечить стабильный и очень контролируемый нажим для подъёма металла.
Крючки отличаются длиной (от 40 см до 2 м), изгибами, диаметром и формой наконечника. Лучше иметь набор разных крючков, из которого со временем можно выбрать для себя наиболее предпочтительные для работы.
Некоторые компании по производству инструментов PDR создают крючки с поворотными ручками (ratchet handle pdr tools). Это отличное дополнение, потому что мастер может использовать один инструмент для разных позиций и прилагать разную силу на рычаг. Бывают крючки со сменными наконечниками, что делает один инструмент более универсальным и экономит место в ящике или сумке с инструментами.
Дверные крючки PDR ( PDR door hooks)
Дверные крючки используются для работы с дверными повреждениями сквозь зазор между стеклом двери и панелью, позволяют выправлять вмятины без необходимости снимать обшивку. Дверные крючки имеют разные углы изгиба (от 90 до 180 градусов) и разную длину, узкий кончик для лучшей проходимости. Для удобства работы и увеличения функционала дверные крючки могут иметь поворотную ручку.
Данные крючки в основном используются в верхней части дверей.
Брасовый инструмент (англ. brace — скоба, распорка)
Инструменты для использования под усилителями панелей. Бывают версии под левую и правую руку. Сделаны так, чтобы максимизировать досягаемость и минимизировать появление возвышенностей от использования инструмента. Данный инструмент часто применяется для ремонта вмятин от града.
Крючки в виде серпа/косы (Dent Reaper)
Этот тип крючков достаточно новый. Инструменты в виде серпа/косы (Dent Reaper) обеспечивают сильный нажим, не сгибаются и имеют острые наконечники для финишной обработки.
Крючки в виде серпа/косы хорошо подходят для работы в дверях, а также могут использоваться на других панелях. Они «мощные» и точные в применении. Увеличивают эффективность в работе. Отлично подходят для работы с алюминиевыми панелями.
Ножевидные/ножевые «бритые» крючки ( SHAVED TOOLS )
Ножевые/ножевидные или «бритые» (от англ. shaved) крючки предназначены для работы в зонах сложного доступа, в узких полостях, под усилителями.
Из-за тонкого ствола «бритые» крючки не применяются на жёстких местах, закруглениях, плотном металле.
Китовый хвост (Whale tail)
Инструменты «китовый хвост» (whale tail) названы так по форме их кончика. Они дают рычаг по краям наконечника. «Китовые хвосты» бывают разной длины от 10 см до 150 см с наконечниками разной ширины (от 1 см до 10 см — ультратонкий, тонкий, стандартный, широкий и очень широкий). Наконечники полностью закруглены в верхней части.
Они используются для работы под усилителями панелей. Инструменты «китовий хвост» не самые простые в освоении. Они действуют за счёт скручивания, а не толкания/нажима, как обычные крючки.
Плоские инструмент, рессоры (Flat Bar)
Эти инструменты используются в основном на крыльях и дверях. К обратной стороне передних крыльев можно получить хороший доступ и можно работать рессорой любого размера и длины. Они обеспечивают значительный рычаг, и это делает их уникальными, когда дело доходит до ремонта большой вмятины на передних крыльях. При меньшем давлении дают больше эффективности.
Существуют также вариации рессор со сменными насадками.
Инструменты со сменными наконечниками
Cменные наконечники позволяют использовать один инструмент в разных ситуациях, заменяя собой несколько инструментов, что увеличивает его гибкость применения и экономит место в сумке или ящике мастера.
Сменные насадки предназначены для использования с крючками, пробойниками и молотками, имеющими резьбу под них. Насадки или наконечники бывают разных форм и размеров, а также изготавливаются из разных материалов, что даёт им отличие в свойствах (в частности, разную жёсткость). К наиболее распространённым относятся наконечники с покрытием, пластиковые, стальные без покрытия, заострённые, закруглённые, грибовидной формы. Каждый наконечник играет разную роль. Как правило, чем больше вмятина, тем больше кончик инструмента. Однако нужно рассматривать каждую вмятину, учитывать её структуру и выбирать наиболее подходящие наконечники и методы воздействия. Обычно правка начинается с больших наконечников для уменьшения общего размера вмятины, а затем постепенно размер наконечника уменьшается по мере уменьшения вмятин.
Рассмотрим типы сменных наконечников, устанавливаемых на крючки, и когда они применяются.
Молотки, гладилки и поддержки (контропоры) для ремонта вмятин
Молотки, гладилки и поддержки используются в кузовном ремонте для выправления вмятин уже давно. Для беспокрасочного выправления вмятин они также применяются, однако отличаются от обычных инструментов для кузовного ремонта. Поддержки и гладилки для беспокрасочного ремонта вмятин имеют идеально гладкую, отполированную поверхность, либо содержат смягчающее покрытие, чтобы не оставлять на ЛКП никаких следов и повреждений при воздействии на панель.
Пробойники (керны, битки)
При беспокрасочном ремонте вмятины не просто резко выправляются от воздействия на них, они медленно и методично выдавливаются сотнями крошечных нажимов. Иногда нажатие на металл происходит мимо того места, где оно должно быть. Это может быть случайно, а иногда даже специально. Таким образом, создаются возвышенности, которые нужно убрать пробойником. Кончик пробойника располагается непосредственно на высокой точке и опускает её вниз, ударом по пробойнику PDR молотком или другим не тяжёлым предметом.
На некоторых вмятинах требуется простучать возвышенности по их периметру для снятия напряжения и смягчения металла ещё до того, как начнётся выправление металла.
Пробойники могут быть изготовлены из разных материалов, а также отличаются формой наконечника. Они бывают затуплённые, острые, закруглённые, грибовидные. Острота наконечника зависит от величины и формы возвышенностей. Простукивание более тяжёлым пробойником (к примеру, стальным) с мягким закруглённым наконечником займет намного меньше времени, чтобы переместить то же количество металла, чем простукивание более лёгким нейлоновым пробойником. Легкий пробойник требует гораздо больше ударов молотком или силы ударов, чтобы создать то же самое воздействие, что делает более тяжёлый пробойник.
Тип и материал молотка, которым осуществляются удары по пробойнику, не имеют большого значения, важен его вес, который будет влиять на силу удара. Кроме молотка можно использовать и другие предметы, если это будет удобнее для мастера.
Можно рекомендовать приобрести один пробойник со сменными наконечниками.
Вообще для простукивания возвышенностей в процессе ремонта вмятин может использоваться как пробойник, так и специальный молоток без использования пробойника. Так называемые молотки для блендинга лучше всего использовать для больших, более мягких высоких точек. Пробойники, как правило, лучше всего подходят для более острых возвышенностей.
Клеевая система
Клеевая система PDR предназначена для вытягивания вмятин с лицевой части панели и включает в себя клеевой пистолет со специальными клеевыми стержнями, специальные клипсы для вытягивания, вытягивающие устройства и средство для снятия клея с панелей и клипсов.
Для профессионального использования чаще всего используются более жесткие типы клипсов, в то время как более мягкие клипсы дают менее точный контроль над натяжением.
“ Glue Pull Repair” ( GPR ), используемый без инструментов PDR или в комбинации с ними стал очень мощной системой благодаря большому ассортименту различных типов клея, клипсов (или вытягивающих планок) и многим вытягивающим устройствам. Современная клеевая система со всеми аксессуарами и дополнительными инструментами позволяет заменить использование споттера и многих других рихтовочных инструментов.
Пневматическая присоска для вытягивания (suction cup puller)
Пневматическая вытягивающая присоска продаётся в наборе с несколькими всасывающими присосками разных размеров (обычно тремя). В зависимости от размера может создавать разное вытягивающее усилие.
Она крепится на стержни скользящего молотка обратного действия. Присоска изготовлена из резины и пластика. Присоска может работать как с металлическими панелями, так и с пластиковыми бамперами.
Этот инструмент может очень быстро удалять большие вмятины. Используется на начальном этапе ремонта, для устранения основного объёма вмятин.
Вспомогательные аксессуары
Аксессуары для работы с дверьми через оконный проём (оконный протектор PDR и клин)
Для ремонта вмятин на дверях инструменты PDR обычно располагаются между панелью двери и её стеклом. Чтобы предотвратить повреждение стекла, используется оконный протектор со специальным клином. Всё, что Вам нужно сделать, это опустить стекло вниз, вставить клин и защитный протектор, создав пространство для работы инструмента. Также, вместо клина используется воздушная подушка, которая легко увеличивает зазор между стеклом и панелью, обеспечивая лучший доступ для инструмента.
Существуют различные типы протекторов на рынке, но наиболее распространенным является пластиковый или металлический лист с прямым углом на краю.
Перед началом работы с дверьми нужно учитывать тип установленных в них стёкол. Обычно боковые стёкла сделаны из сталинита (закалённого стекла), но сейчас на некоторых современных автомобилях могут быть ламинированные боковые стёкла. Для этого типа стёкол критично давление, которое может воздействовать на них во время ремонта (даже через пластиковый протектор).
Перед ремонтом лучше всегда проверять стекло двери, на которой будет выправляться вмятина. Ламинированное стекло можно распознать по 2‑х слойной структуре, которую можно увидеть в верхней части стекла. Если стекло выглядит как 2 слоя, склеенных вместе, это признак ламинированного стекла. Напротив, слойность не будет видна по краю куска закаленного стекла. Оно будет выглядеть как абсолютно гладкий, цельный кусок. Также в уголке стекла может быть обозначение «laminated» или «tempered».
Если стекло ламинированное, то лучше следовать следующим рекомендациям, чтобы минимизировать вероятность повреждения стекла.
Снятие молдинга с верхней части двери даёт больший зазор, чтобы вставить инструмент между стеклом и панелью двери. Это даст достаточно места для инструмента. Оставляя 7–8 см стекла поднятым, Вы можете приложить более равномерное давление к центру стекла надувной подушкой, вместо того, чтобы концентрировать всё давление на верхнем краю. Металлический протектор также помогает рассеять давление, которое Вы будете оказывать на стекло с помощью инструмента.
Так как ламинированное стекло легче повредить, чем закалённое, при PDR ремонте вмятин на дверях, то иногда, если машина дорогая, самый безопасный способ — это снять внутреннюю обшивку двери и стекло.
Стенд для капота (hoodstand)
Стенд обычно используется для ремонта вмятин на капоте, когда они не могут быть отремонтированы на машине. Стенд упрощает работу. На стенде панель жёстко закрепляется и мастер может легко получить доступ к обратной стороне в любой точке.
Современные стенды имеют регулировки, что позволяет их использовать для капотов разных размеров, а также для крышек багажника. Стенд легко складывается для компактного хранения.
Упоры, фиксаторы, подвесы
Для ремонта вмятин на кузове авто кроме специального инструмента требуются упоры и фиксаторы. Важно зафиксировать подвижную ремонтируемую панель (капот, крышку багажника или дверь) в удобном положении. Для этого используются специальные упоры и фиксаторы.
Подвесы предназначены для создания опоры и правильного рычага для крюков при правке вмятин. Обычно крепятся за технологические отверстия кузова. Они бывают разных форм и размеров. Также для этих целей используются карабины. Они удерживают более массивные инструменты во время удаления обширных повреждений.
Ножи для резки герметика
Освещение PDR
Освещение и отражение является одним из важнейших компонентов PDR ремонта. Лампы PDR используются внутри помещения и позволяют специалисту более детально разглядеть вмятины на панелях кузовов автомобилей. В настоящее время используются два типа освещения: флуоресцентное и светодиодное. С внедрением светодиодного освещения всё определенно изменилось. Светодиоды позволяют иметь более компактные, лёгкие и очень прочные светильники. Светодиодные панели могут менять интенсивность освещения, и даже цвет. Это нужно для автомобилей разных цветов. К примеру, светлые панели может быть трудно ремонтировать без покраски при использовании стандартной лампы PDR с белым светом.
Лампы для PDR ремонта могут содержать специальный рассеиватель света. Обычно, это параллельные линии или, так называемый туманный экран (fog board). Цвет и рисунок, используемые на лицевой стороне лампы является личным предпочтением мастера. Подобные рассеиватели или экраны можно приобрести отдельно и поставить на лампу или заменить имеющийся рассеиватель. Они помогают добиться высокой детализации дефектов.
Отражательные экраны (рефлекторные экраны/панели) представляют собой панель с определённым рисунком (обычно с параллельными линиями). Они, в отличие от специальной лампы с линиями, не дают собственного света, а отражают имеющийся свет (к примеру, солнечный) и отбрасывают линии на ремонтируемую панель, помогая лучше видеть повреждение.
Лампы PDR бывают разных размеров и вариаций. В целом их можно разделить на стационарные лампы для мастерских и на портативные.
При выборе лампы PDR стоит учитывать следующие факторы:
Комплекты инструментов PDR
Инструменты для беспокрасочного ремонта вмятин можно покупать как отдельно, так и в комплектах. Размеры комплектов варьируются от простых стартовых до сложных профессиональных. Перед покупкой лучше изучить разные инструменты, чтобы иметь представление, что Вам предлагают.
Лучше покупать инструменты не комплектами, а по отдельности. В комплекте могут быть не ходовые крючки, но может не быть нужных Вам инструментов. В любом случае, перед покупкой нужно изучать ассортимент.
Какой инструмент выбрать для ремонта конкретной вмятины?
Инструменты бывают разных длин, форм и размеров. Каждый инструмент уникально разработан для конкретной цели, и мастер PDR имеет множество инструментов, чтобы получить доступ даже к самым труднодоступным областям автомобиля.
Как узнать, какой инструмент выбрать для определённой вмятины? Необходимо учитывать два основных момента, один из которых — “досягаемость”, а другой — “рычаг”. То есть, сможете ли Вы дотянуться до обратной стороны вмятины и сможете ли оказать на неё воздействие. Это поможет сузить выбор среди имеющихся инструментов.
На самом деле не имеет значения, какой инструмент Вы используете, главное — получить результат. Может быть несколько способов ремонта одного и того же повреждения. Кроме классических ручных инструментов PDR не нужно забывать о возможностях клеевой системы. С её совершенствованием, возможности беспокрасочного ремонта вмятин значительно расширились.
Бренды PDR инструментов
Сейчас существует много разных фирм, производящих PDR инструменты и аксессуары. Лучше не покупать дешёвые аналоги неизвестных фирм или даже комплекты без названия. Инструменты известных, зарекомендовавших себя брендов проходят тщательное тестирование, испытания с опытными мастерами беспокрасочного ремонта. Сециалисты фирм-производителей PDR инструментов поддерживают обратную связь с мастерами, а также учитывают запросы на необходимую модификацию некоторых инструментов.
В завершение
Читайте также по теме:
Источник