Что такое башмак натяжителя цепи грм

Содержание
  1. Башмак натяжителя: надежная работа цепи привода ГРМ
  2. Что такое башмак натяжителя
  3. Типы, конструкция и особенности башмаков натяжителей
  4. Расположение и количество башмаков натяжителей в двигателях
  5. Вопросы подбора и замены башмаков натяжителей
  6. Башмак натяжителя ВАЗ
  7. Назначение башмака натяжителя цепи
  8. Типы и конструкция башмаков натяжителей
  9. Вопросы обслуживания и замены башмаков натяжителей автомобилей ВАЗ
  10. Другие статьи
  11. Замена башмака натяжителя цепи ГРМ ВАЗ 2106 своими руками
  12. Назначение башмака натяжителя цепи ГРМ ВАЗ 2106
  13. Устройство системы натяжения цепи ГРМ ВАЗ 2106
  14. Виды натяжительных систем
  15. Замена штуцера и башмака натяжения цепи ГРМ ВАЗ 2106
  16. Порядок выполнения работ
  17. Видео: замена натяжителя цепи ГРМ ВАЗ 2106
  18. Ремонт башмака натяжителя цепи ГРМ ВАЗ 2106
  19. Натяжение цепи ГРМ
  20. Порядок действий
  21. Видео: натяжение цепи ГРМ ВАЗ 2106
  22. Грм башмаки из чего сделаны
  23. Теория
  24. Змз 406 башмаки или звезды, практика
  25. Про датчик детонации
  26. Бесплатный Адвокат на сайте Advokat911.Ru
  27. вторник, 15 июня 2010 г.
  28. Работа над ошибками
  29. FakeHeader
  30. Comments 23

Башмак натяжителя: надежная работа цепи привода ГРМ

bashmak natyazhitelya 8

В поршневых двигателях с цепным приводом газораспределительного механизма обязательно присутствуют такие детали, как натяжитель цепи и башмак натяжителя. О том, что такое башмак натяжителя, зачем он нужен, каких типов бывает и как устроен, а также о верном выборе и замене башмаков — читайте в статье.

Что такое башмак натяжителя

Башмак натяжителя — компонент натяжного устройства цепи газораспределительного механизма поршневых двигателей внутреннего сгорания; металлическая или пластиковая деталь, передающая и распределяющая нагрузку от натяжного устройства на цепь ГРМ с целью обеспечения необходимой степени ее натяжения.

В двигателях внутреннего сгорания привод газораспределительного механизма (ГРМ) реализуется с помощью ременной или цепной передачи от коленчатого вала. Для нормальной работы привода ГРМ необходимо, чтобы ремень или цепь имели определенную степень натяжения, в противном случае возможно самопроизвольное изменение фаз газораспределения. В цепных приводах ГРМ эта задача решается натяжным устройством (или просто натяжителем), усилие от которого на цепь передается через специальную деталь — башмак.

На башмак натяжителя возлагается три основных функции:

Башмак натяжителя является критически важной деталью для работы всего привода ГРМ, поэтому при любых поломках и выработке ресурса он должен подвергаться замене. Но прежде чем покупать новую деталь, следует разобраться в существующих типах башмаков, их конструкциях и особенностях работы.

Типы, конструкция и особенности башмаков натяжителей

Используемые сегодня в цепных приводах ГРМ башмаки натяжных устройств делятся на две больших группы:

Скользящие башмаки наиболее просты по конструкции — это цельная или составная деталь в виде дуги с большим радиусом кривизны, на внешней (выпуклой) поверхности которого выполнена площадка для скольжения ветви цепи. На одном конце башмака располагается проушина или петля под крепежный болт, с помощью которого деталь шарнирно монтируется непосредственно на блок двигателя или специальный кронштейн. У противоположного края башмака, с внутренней стороны (вогнутой) предусмотрен подпятник для упора толкателя натяжного устройства.

Скользящие башмаки бывают нескольких конструктивных типов:

bashmak natyazhitelya 1
Металлический башмак натяжителя с резиновой накладкой

bashmak natyazhitelya 7
Пластиковый башмак натяжителя

bashmak natyazhitelya 2
Пластиковые башмаки натяжителя с металлическими подпятниками

Классическими являются металлические башмаки натяжителей, которые сегодня можно встретить на автомобилях ВАЗ «Классика» и многих других. Такой башмак состоит из стальной штампованной дуги, с одной стороны которой выполнена петля для шарнирного крепления, а в качестве подпятника используется приклепанный или приваренный уголок. Для повышения жесткости конструкции с вогнутой стороны башмака отогнуты два невысоких борта (ребра жесткости). На выпуклой стороне детали нанесено антифрикционное покрытие — слой резины или пластика толщиной несколько миллиметров.

Более современные металлические башмаки изготавливаются методом объемной штамповки или литья из различных стальных сплавов, а также из алюминиевых сплавов. Для повышения жесткости в детали предусмотрены ребра жесткости, в отверстии под крепежный болт устанавливается стальная втулка, а подпятник может выполняться в виде износостойкой полимерной накладки.

Пластиковые цельнолитые башмаки, как можно понять по названию, изготавливаются из пластмасс с высокой устойчивостью к износу методом литья под давлением. Конструктивно это та же дуга с большим радиусом кривизны и гладкой рабочей (выпуклой) поверхностью и проушиной для крепежного болта. В теле детали могут формироваться ребра жесткости. Чаще всего в качестве материала для изготовления таких башмаков используются полиамиды различных типов (PA6, PA66, они же нейлон и капрон). В некоторых пластиковых башмаках используются стальные подпятники и вставные втулки под крепежный болт.

Пластиковые составные (композитные) башмаки натяжителей в целом повторяют описанную выше конструкцию, однако их основание изготавливается из обычных видов пластика, а выпуклая поверхность покрывается слоем износостойкой пластмассы. Также в детали может устанавливаться втулка под крепежный болт и металлический подпятник для штока натяжного устройства.

Шестеренчатые башмаки имеют более сложную конструкцию. Основу узла составляет металлический кронштейн, с одной стороны которого выполнено отверстие под крепежный болт, а с другой располагается шестерня (звездочка) на своем шариковом или роликовом подшипнике. Шестерня может быть одно- и двухрядной в соответствии с используемой в приводе ГРМ цепью. Такие башмаки обладают значительным ресурсом и могут годами служить без износа, однако для них характерен повышенный уровень шума и более интенсивный износ цепи из-за концентрации нагрузки от натяжителя в одной точке (в месте контакта шестерни с цепью). Шестеренчатые башмаки сегодня можно встретить на отечественных моторах ЗМЗ-405, 406, 409, 512 и некоторых других.

Расположение и количество башмаков натяжителей в двигателях

Башмаки всех типов располагаются у одной ветви цепи привода ГРМ (обычно у левой, при взгляде на переднюю часть двигателя). Деталь шарнирно монтируется на переднюю стенку блока двигателя или специальный кронштейн. Выпуклая сторона башмака или шестерня упирается в ветвь цепи, а в подпятник упирается толкатель натяжного устройства — так обеспечивается передача и распределение усилия от натяжителя на цепь. На высоких оборотах коленчатого вала и на переходных режимах башмак, плотно прилегая к участку цепи, гасит ее вибрации, выступая в роли успокоителя.

В двигателях может использоваться различное количество башмаков натяжителей:

Наиболее часто используется схема с одним натяжным устройством и одним башмаком, который обеспечивает натяжение единственной приводной цепи. В некоторых двигателях с цепью большой длины или двумя цепями используется два башмака — верхний и нижний, которые работают от одного натяжного устройства с двумя штоками. Также широкое распространение получили и двигатели, в которых привод ГРМ реализован с помощью двух цепей и промежуточного вала — в таких агрегатах у каждой цепи имеются собственные натяжители и, соответственно, башмаки (которые тоже называются верхним и нижним). В более сложных конструкциях могут использоваться три и более башмаков, однако к такому решению прибегают редко.

Вопросы подбора и замены башмаков натяжителей

Башмаки натяжных устройств работают в сложных условиях, подвергаясь износу, воздействию высоких температур, вибраций, агрессивных сред и других негативных факторов. Со временем детали изнашиваются и не могут нормально выполнять свои функции — в этом случае требуется их замена. О необходимости замены башмака свидетельствует повышенный шум со стороны привода ГРМ: изношенный или поврежденный башмак имеет меньшую толщину, поэтому даже при полном выдвижении штока натяжного устройства цепь все равно ослаблена, отчего возникают вибрации и характерный шум.

На замену следует брать только те детали, которые рекомендованы производителем силового агрегата. В двигателях новых автомобилей необходимо использовать башмаки только определенных каталожных номеров, установка деталей других типов может привести к потере гарантии. На возрастных двигателях допускается применение башмаков различных типов и моделей, главное, чтобы они имели определенные размеры и геометрию. Например, на двигатели ВАЗ «Классика» можно устанавливать стальные башмаки старого образца или пластиковые башмаки нового образца. А на некоторых силовых агрегатах различных марок автомобилей применяется одна-две модели башмаков, которые являются полностью взаимозаменяемыми.

Замена башмака натяжного устройства цепи требует значительных затрат времени, так как для доступа к приводу ГРМ в большинстве двигателей приходится демонтировать детали привода агрегатов и вентилятор, а затем снимать переднюю крышку. Сама замена башмака требует только выкручивания одного болта, демонтажа старого башмака и установки новой детали. Обычно после замены башмака каких-либо регулировок выполнять не требуется. Данные операции следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства, а при неуверенности в своих силах — доверять работу специалистам.

При верном выборе и правильной замене башмака натяжителя цепи привод ГРМ будет функционировать надежно и эффективно на всех режимах работы двигателя.

Источник

Башмак натяжителя ВАЗ

Цепь привода ГРМ, используемая на некоторых двигателях ВАЗ, нуждается в постоянном натяжении с определенным усилием — эта задача решается с помощью натяжителя. Передача усилия от натяжителя на цепь осуществляется башмаком — о башмаке натяжителя, его назначении, устройстве и замене читайте в статье.

Читайте также:  Устройство акпп джип гранд чероки

Назначение башмака натяжителя цепи

На ранних моделях двигателей ВАЗ (2101 и 2103, устанавливаемые на все модели ВАЗ «Классика», а также 21213 и 21214, устанавливаемые на автомобили «Нива») используется цепной привод газораспределительного механизма, который имеет ряд неоспоримых преимуществ перед приводом на основе ремня. В частности, цепь снижает вероятность проскальзывания и нарушения фаз двигателя, она надежнее и долговечнее, позволяя реже выполнять техническое обслуживание ГРМ. Однако нормально работает такой привод только в том случае, если цепь имеет постоянное натяжение с определенным усилием. Эта задача решается с помощью системы из двух основных деталей — натяжителя цепи и башмака натяжителя.

Натяжитель и башмак натяжителя решают несколько задач:

— Обеспечивают оптимальное натяжение цепи ГРМ во всем диапазоне часты вращения коленвала;
— Компенсируют ослабление натяжения цепи при ее растяжении (в автоматическом режиме или при ручной регулировке);
— Равномерное распределение нагрузки от толкателя по участку цепи, снижая степень ее износа.

Натяжитель устанавливается со стороны восходящей ветви цепи между шестерней коленвала и шестерни распредвала. Между натяжителем и цепью находится подвижный башмак (имеет одну точку опоры и может качаться), который воспринимает усилие от натяжителя и распределяет его по цепи. Башмак натяжителя цепи играет важную роль в работе ГРМ, поэтому рассмотрим эту деталь подробнее.

Типы и конструкция башмаков натяжителей

На двигателях ВАЗ-2101, 2103, 21213/21214 всех модификаций используются башмаки натяжителей скольжения — цепь скользит по их поверхности, имеющей антифрикционное покрытие. Сегодня можно встретить два типа башмаков, отличающихся материалами изготовления:

— Башмаки старого образца — металлические с антифрикционным покрытием;
— Башмаки нового образца — пластиковые цельнолитые.

Башмаки натяжителя старого образца имеют крайне простое устройство. Основу детали составляет гнутая стальная пластина, на одном торце которой выполнена петля для монтажа на двигатель. С внешней (выпуклой) стороны на пластину нанесен слой пластика, которым башмак и скользит по цепи. С внутренней стороны, ближе к законцовке башмака, с помощью двух клепок крепится кронштейн — упор для натяжителя.

Башмак нового образа — это цельнолитая пластиковая деталь, имеющая дугообразную форму с отформованным кронштейном под упор натяжителя и петлей для монтажа на двигатель. Для повышения прочности и надежности в теле башмака выполняются ребра жесткости.

По применимости башмаки натяжителей делятся на несколько групп:

— Башмак типа 2101-1006090 — используется на двигателях ВАЗ 1200 и 1300. Отличительной деталью данного башмака является полукруглая выемка в верхней части кронштейна (упора толкателя);
— Башмак типа 2103-1006090 — используется на двигателях ВАЗ 1500 и 1600. Отличительной деталью башмака данного типа является полукруглая выемка в нижней части кронштейна (со стороны петли);
— Башмак типа 21213-1006090 — используется на двигателе ВАЗ-21213 (1700). Не имеет меток, отличается увеличенным размером;
— Башмак типа 21214-1006090 — современный пластиковый башмак, используемый на двигателях ВАЗ-21214 и некоторых других 1700.

Также в 1970-х годах выпускался универсальный башмак натяжителя, однако сегодня его найти невозможно.

Башмак натяжителя устанавливается под крышкой привода ГРМ, он монтируется на двигатель с помощью одного болта сложной формы, который одновременно играет роль оси. Такой болт обеспечивает надежный монтаж башмака, но при этом препятствует чрезмерной затяжке и заклиниванию детали в процессе работы.

Вопросы обслуживания и замены башмаков натяжителей автомобилей ВАЗ

Башмак натяжителя в процессе эксплуатации не требует технического обслуживания. Однако с течением времени накладка башмака (или рабочая поверхность пластикового башмака) изнашивается и теряет свои характеристики, такой башмак уже не может обеспечить натяжение цепи с необходимым усилием и требует замены. О необходимости выполнить замену башмака свидетельствует характерный шум цепи, в запущенных ситуациях цепь и вовсе может проскакивать. Также следует выполнять замену башмака и в случае его деформации или механического повреждения (это обнаруживается только при ремонте или обслуживании двигателя, когда демонтируется крышка привода ГРМ).

Замена башмака натяжителя — не самая простая операция, поэтому к ней следует подходить ответственно. В общем случае работа выполняется в следующем порядке:

После установки нового башмака следует выполнить регулировку натяжения цепи, что выполняется с помощью натяжителя.

При своевременной замене башмака натяжителя привод ГРМ автомобилей «классического» семейства ВАЗ будет работать уверенно и надежно, обеспечивая качественное функционирование двигателя в любых условиях.

Другие статьи

Грузовые автомобили «Урал» оснащаются системами регулирования давления воздуха в шинах, в которых применяются гибкие трубопроводы — шланги. О том, что такое шланги системы накачки шин, каких типов они бывают и как они устроены, а также об их выборе, замене и обслуживании читайте в данном материале.

В современных транспортных средствах предусмотрена вспомогательная система, обеспечивающая комфортное движение при осадках — стеклоочиститель. Привод данной системы осуществляется мотором-редуктором. Все об этом агрегате, его конструктивных особенностях, выборе, ремонте и замене — читайте в статье.

Современные транспортные средства оснащаются светосигнальными приборами, установленными в передней и задней части. Формирование светового пучка и его окрашивание в фонарях обеспечивается рассеивателями — все об этих деталях, их типах, конструкции, выборе и правильной замене читайте в данной статье.

Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.

Источник

Замена башмака натяжителя цепи ГРМ ВАЗ 2106 своими руками

Если из-под капота ВАЗ 2106 при запуске двигателя начинает раздаваться громкий стук и скрежет, наиболее вероятной причиной этого является выход из строя башмака натяжителя цепи ГРМ. В результате цепь провисает и начинает бить по крышке блока цилиндров. Менять башмак натяжителя следует оперативно. В противном случае цепь ГРМ может оборваться, и двигатель будет серьёзно повреждён.

Назначение башмака натяжителя цепи ГРМ ВАЗ 2106

Натяжительный башмак предназначен для снижения амплитуды колебаний цепи ГРМ при запуске двигателя. Если эти колебания своевременно не погасить, коленвал и вал ГРМ, соединённые цепью ГРМ, будут вращаться в разных фазах. В результате нарушится синхронная работа цилиндров. Это, в свою очередь, приведёт к провалам в работе двигателя и его неадекватной реакции на нажатие педали акселератора, а также к резкому увеличению расхода топлива.

natyazhitelnyy bashmak vaz 2106

Устройство системы натяжения цепи ГРМ ВАЗ 2106

Система натяжения цепи ГРМ ВАЗ 2106 состоит из трёх элементов:

sistema uspokoeniya cepi grm na vaz 2107

Каждый из этих элементов имеет своё назначение.

ustroystvo shtucera natyazhitelya cepi grm

uspokoitel cepi grm na vaz 2106

Виды натяжительных систем

В разное время задача поддержания постоянного натяжения цепи ГРМ решалась различными способами. По конструкции различают натяжительные системы:

Сначала была разработана механическая система, в которой натяжительный башмак приводился в действие силой упругости обычной пружины. Так как пружины с башмаками давили на цепь непрерывно, такая система быстро изнашивалась.

На смену механической пришла гидравлическая система успокоения, которая и используется на ВАЗ 2106. Здесь движение башмака обеспечивается специальным гидравлическим штуцером, в который по мере необходимости подаётся масло. Такая система служит гораздо дольше, а проблем с её обслуживанием у водителя заметно меньше.

Замена штуцера и башмака натяжения цепи ГРМ ВАЗ 2106

Для замены штуцера и башмака натяжения потребуется:

Порядок выполнения работ

Перед началом работ необходимо снять воздушный фильтр — без его демонтажа добраться до башмака натяжителя невозможно. Работы выполняются в следующем порядке.

snyatie vozdushnogo filtra vaz 2106

yk

otodviganie bashmaka otvertkoy

bashmak zaceplyaetsya kryuchkom

bolty uspokoitelya cepi grm

povorot vala grm

Видео: замена натяжителя цепи ГРМ ВАЗ 2106

Ремонт башмака натяжителя цепи ГРМ ВАЗ 2106

Натяжительный башмак ВАЗ 2106 ремонту не подлежит. Если он ломается (например, из-за усталости металла), то сразу меняется на новый.

polimernaya poverhnost natyazhitelnogo bashmaka vaz

Поверхность башмака покрыта прочным полимерным слоем, который наносится производителем с использованием специального оборудования. Восстановить такое покрытие в гаражных условиях невозможно.

Натяжение цепи ГРМ

Для натяжения цепи ГРМ ВАЗ 2106 потребуется:

Порядок действий

Цепь ГРМ ВАЗ 2106 натягивается следующим образом.

proverka natyazheniya cepi grm

Видео: натяжение цепи ГРМ ВАЗ 2106

Таким образом, заменить штуцер и башмак натяжителя цепи ГРМ ВАЗ 2106 своими руками сможет даже неискушённый автолюбитель. Для этого потребуется лишь минимальный набор слесарных инструментов и точное выполнение инструкций специалистов.

Источник

Грм башмаки из чего сделаны

После статьи о «ленинградском» комплекте грм, пришло громадное количество вопросов. Почему вы работаете с башмаками натяжителей на трении, а не используете башмаки на звездах и подшипниках? Попробую пояснить, чтобы не рассказывать каждый раз по отдельности. Итак, тема – змз 406 башмаки или звезды?

Теория

Начну издалека. Когда мы работаем и настраиваем карбюраторный двигатель, мы действуем фактически на «интуиции и опыте». Как обычно настраивают зажигание. Разогнались до 4 передачи, и резко дросселируем. Если двигатель захлебывается и стучит, останавливаемся, откатываем трамблер в плюс, едем дальше и так далее. На инжекторном двигателе картина иная. Двигатель обвешан датчиками, как детская новогодняя елка. За зажигание отвечает ДД, то есть датчик детонации. Он следит за детонацией в цилиндрах. Теперь, как говорил Сусанин, почти дошли. Все детали вращения в двигателе являются подшипниками скольжения (вкладыши коленвала, распредвалы, итд). И тут вдруг у нас появляется два подшипника качения.

Читайте также:  Что такое крайняя муфта акпп

Змз 406 башмаки или звезды, практика

Несмотря на большое количество оборудования, я пользуюсь инструментами старой школы. В частности, я как сын врача, имею в своем арсенале скальпели, зажимы сосудов, ножницы и конечно медицинский стетоскоп. Даже с помощью уха и этого несложного прибора, можно сравнить уровень шума от башмака скольжения и от звездочки на подшипнике. Они отличаются очень сильно и не в пользу «звездочки». Данные можно также посмотреть по программе на входе в АЦП. Этот «шум» датчик детонации воспринимает как детонацию в цилиндрах и откатывает зажигание «в плюс» (позднее). Таким образом, сколько бы вы не работали с двигателем, тяги и опережения зажигания, вы не получите.

Если вы хотите поработать с двигателем, и попробовать снять с него приемлемые характеристики, работайте с грм, в котором стоят башмаки скольжения. Если хотите надежности, можете использовать «длинные цепи» со звездами на подшипниках, но не требуйте от данного двигателя, чего-то «гениального» по характеристикам.

Обращу внимание, что пока подшипники находятся в рабочем состоянии, общая картина еще не такая грустная. Но как только появляется люфт и «перекаты», вот тут говорить о характеристиках двигателя уже не приходится в принципе.

Про датчик детонации

По нашим двигателям есть одна большая проблема. Касается это и ВАЗа и ЗМЗ. Это датчики. Вернее, полный швах в характеристиках работы. Иногда видится шикарная картина. Приезжает машина, двигатель чуть ли не выпрыгивает из-под капота. Заменяется два-три датчика и работу двигателя уже не узнать. Как правило, это датчик детонации, датчик положения дросселя и регулятор холостого хода. Несколько моих экспериментов по двигателям ЗМЗ показали, что датчики детонации «маде ин Россия» и «made in Germany», это две большие разницы. Чувствительность у них совершенно разная. Как следствие, разная работа двигателя, особенно на переходных режимах.

Абзац для тех, кто считает, что на заводе «не дураки сидят». Напоминаю, что датчик носит название – датчик ДЕТОНАЦИИ. И происходит детонация в КАМЕРЕ СГОРАНИЯ. На известных мне, качественных двигателях, ДД располагаются недалеко от камер сгорания. Как правило, на шпильках впускных коллекторов. Посмотрите, где расположен датчик на двигателях змз и грустно усмехнитесь. На данном месте он замеряет что угодно, кроме детонации в камерах сгорания. Как правило, пока не загорается ошибка по ДД, многие и не знают, где он находится. Напоминаю его расположение, в районе стартера, задняя, левая часть, если стоять лицом к капоту.

bb

Бесплатный Адвокат на сайте Advokat911.Ru

вторник, 15 июня 2010 г.

Работа над ошибками

Эта любопытная история о том, как опыт и пытливый ум спортсмена-раллиста и современные технологии сумели сделать то, что оказалось не под силу огромному моторному заводу.

Установив содержимое этой коробочки на любой из однотипных двигателей ЗМЗ – 406-й, 405-й или 409-й, можно забыть о традиционных для этих моторов проблемах привода газораспределительного механизма. Недорогой комплект деталей, который выпускает наша фирма, к тому же позволяет увеличить ресурс деталей головки блока, а в некоторых случаях и добавить двигателю мощности». Примерно так начал беседу директор подмосковной торгово-промышленной фирмы «ВиК» Владимир Толстопятов. «Всяк кулик свое болото хвалит», – подумалось в ответ. Однако через пару часов, к концу разговора, прерывавшегося осмотром производственных мощностей предприятия, скептическое настроение улетучилось. Оно сменилось чувством уважения к специалистам фирмы, которым действительно удалось найти блестящее решение непростой технической задачи. Стало даже обидно, что у меня нет машины с 406-м мотором – обязательно установил бы на него комплект фирмы «ВиК». Уверен, оно того стоит. На чем основывается уверенность, прояснит дальнейшее повествование.

rabota nad oschibkami 1

Здесь стоит пояснить, что «ВиК» – частная фирма, которая была организована в 1992 году как производственное предприятие по изготовлению неметаллоемких деталей методами механической обработки. Фирма, базирующаяся в подмосковном городе Электростали, работает в тесной кооперации с предприятиями из Челябинска, Курска, Нижнего Новгорода и других регионов. Ее создатель и директор Владимир Толстопятов с 1980 до 1993 год профессионально занимался автоспортом. Двукратный чемпион Европы по классическому ралли, в составе команды он объездил весь мир. Хорошо известна особенность отечественного автоспорта – большинство работ по подготовке автомобилей к соревнованиям наши спортсмены делают своими руками. Поэтому опыт и знания об устройстве двигателей были накоплены колоссальные, что в итоге и помогло в решении проблемы.

rabota nad oschibkami 2

При форсировании классических моторов ВАЗ спортсмены сталкивались с похожими проблемами. На частотах вращения двигателя около 7000 мин-1 от башмака натяжителя быстро оставались одни лохмотья. Для увеличения ресурса узла в устройстве натяжения цепи использовали звездочку на подшипнике. Это натолкнуло специалистов «ВиК» на мысль сделать нечто подобное. Изготовили прототип детали, испытали и убедились в его работоспособности. Вместе с увеличением ресурса ГРМ устройство добавляло двигателю две-три «лишних» лошадиных силы, существенно снижая потери на трение. Вскоре наладили мелкосерийное, а затем и крупносерийное производство «звездного» натяжителя. Ежемесячно выпускались 10 000–15 000 изделий, пользовавшихся большим спросом у автомастеров.
Руководство фирмы «ВиК» неоднократно обращалось на ЗМЗ с предложением решить проблему привода ГРМ с помощью разработанного ими изделия, к тому времени уже запатентованного и подтвердившего эффективность на практике. К сожалению, заводчане под разными предлогами бойкотировали это предложение. Видимо, принять его не позволила «профессиональная гордость». Так или иначе, дальше заводских испытаний устройства (кстати, очень успешных) дело не пошло. Тем не менее «назойливость» разработчиков из Подмосковья принесла плоды. В 2006 году появилось штатное изделие ЗМЗ, выполненное «по мотивам» конструкции натяжителя «ВиК». Но к этому времени инженеры фирмы, не почивавшие на лаврах, опять ушли далеко вперед.

rabota nad oschibkami 3

Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить современные версии одного и другого изделия. Конструкция «ВиК» ощутимо легче и одновременно жестче. Точность и чистота обработки поверхностей заметно выше. Наконец, выглядит она значительно изящнее. При этом ее себестоимость почти в полтора раза ниже, чем у заводской детали. Учитывая то, что на один двигатель идет два устройства натяжения, годовая экономия от применения конструкции «ВиК» на конвейере могла бы составить несколько миллионов рублей! В чем секрет? Секрет в том, что и рычаг, и звездочка узла натяжения «ВиК» уже давно изготавливаются по современной технологии порошковой металлургии, видимо, до сей поры неизвестной конструкторам автозавода.

rabota nad oschibkami 4

Чтобы получить порошковую деталь, изготавливают две пресс-формы – формовочную и калибровочную. Пресс-формы – самые дорогие элементы технологии. Точность их изготовления и чистота поверхности (10-й и 11-й классы) определяют характеристики будущего изделия. Процесс производства детали состоит из трех этапов. На первом этапе в формовочной пресс-форме частицы порошка, размером в сотые доли миллиметра, под давлением соединяются механически. Затем хрупкий полуфабрикат спекается в среде инертного газа при температуре чуть более 800 °С в течение 6–8 часов. При этом происходит микросварка частиц порошка, и деталь приобретает требуемые прочностные характеристики. К третьему этапу прибегают, если нужно обеспечить особо точную геометрию некоторых элементов детали. Для этого она окончательно дорабатывается с помощью калибровочной пресс-формы.
Состав порошка подбирается исходя из требуемых свойств изделия. В нем могут содержаться легирующие добавки. В зависимости от их концентрации получается материал с разной степенью легирования, который отличается равномерным распределением физических свойств по объему. В дальнейшем его можно обрабатывать методами поверхностного упрочнения, например азотированием. Лидерами в производстве порошков являются шведы. Забегая вперед, упомянем, что детали натяжного устройства «ВиК» изготавливают именно из шведского порошка.

rabota nad oschibkami 5

Фирма «ВиК» приступила к практическому освоению порошкового метода в 2003 году. Тогда же были получены и первые порошковые детали. Они были изготовлены на одном из немногих у нас в стране высокотехнологичных производств, которое было создано в конце 90-х на ГАЗе. Так фирма стала первой в России, кто применил метод порошковой металлургии для производства деталей натяжителя, а рычаг оригинальной конструкции и вовсе не имеет аналогов в мире.
Благодаря порошковой технологии удалось свести к минимуму механическую обработку рычага и звездочки. Механическим способом осуществляется только зенковка оси рычага и проточка средней канавки звездочки. Все остальные поверхности деталей, включая прецизионное отверстие под запрессовку подшипника, «выходят» из пресс-формы. Отверстие под подшипник выполняется с точностью 12–14 мкм! Форма зубьев звездочки строго соответствует эпициклоиде, чистота их поверхности – обработке шлифованием (9-й класс), а величина биения венца относительно оси вращения не превышает 0,03 мм. Все это способствует идеальному сопряжению звездочки с цепью, плавной работе механизма с минимальными потерями на трение. У порошкового материала есть еще одно интересное свойство, которое благотворно влияет на работоспособность деталей, – он имеет микропористую структуру. При работе двигателя пористая поверхность, как губка, впитывает масло. Под нагрузкой оно выдавливается и смазывает пары трения. Поэтому износостойкость порошковых деталей выше, чем у обычных. Важно то, что высокие эксплуатационные характеристики изделий достигаются при их предельно низкой цене. Сегодня стоимость звездочки и рычага примерно в два-три раза меньше себестоимости заводских деталей. Тут возникает закономерный вопрос: почему такие технологии не интересуют ЗМЗ? До сих пор не получив на него ответа, специалисты фирмы «ВиК» продолжают работать над модернизацией привода ГРМ заволжских моторов.

Читайте также:  Учебник никишова и шаровой биология 7 класс скачать

Беспроблемный натяжитель

После устранения самой острой проблемы проявилась следующая – собственно гидромеханический натяжитель. Деталь небольшая, но ответственная и довольно сложная – как-никак гидравлика, а это повышенные требования к точности изготовления и чистоте рабочих поверхностей. Практика показывает, что штатный гидронатяжитель чаще всего выходит из строя из-за заклинивания плунжера или нарушения герметичности обратного клапана. Причина неисправностей – наличие в масле твердых частиц, размер которых позволяет им проходить через фильтрующий элемент и осаждаться в микроскропическом зазоре между корпусом и плунжером, а также на седле шарикового клапана. Помимо этого для заводской конструкции характерны большие утечки масла из полости высокого давления и сложная процедура «перезарядки», сопряженная с разборкой натяжителя.

rabota nad oschibkami 6

В результате изучения опыта моторостроителей и адаптации его к особенностям двигателя была разработана защищенная несколькими патентами конструкция. В ней использованы проверенные временем решения, которые позволили полностью устранить отмеченные недостатки. Особенности конструкции хорошо видны на иллюстрациях. Плунжер натяжителя имеет значительно меньший диаметр. Это позволило безболезненно увеличить зазор между ним и корпусом, оставив утечки масла через кольцевую щель на прежнем уровне. Величина зазора такова, что неотфильтрованные загрязнения свободно проходят сквозь него, не приводя к заклиниванию. От обратного клапана и вовсе отказались. Функцию демпфирования плунжера теперь выполняет небольшое калиброванное отверстие.
На наружной стороне корпуса натяжителя установлено резиновое уплотнительное кольцо, которое герметизирует полость высокого давления. Устранение утечек масла привело к повышению давления внутри натяжителя. Одновременно на 10–15% возросло давление в верхней части двигателя, что благотворно отразилось на условиях смазки деталей ГБЦ и работе гидрокомпенсаторов. В натяжителе «ВиК» усилие пружины уменьшено почти втрое и составляет всего 4,5 кг, поэтому он не оказывает излишней нагрузки на цепь. Для фиксации плунжера использован механизм, аналогичный храповому. На плунжере нарезана зубчатая «рейка», которая надежно фиксируется подпружиненной «собачкой» с двумя ответными зубьями. Шаг между зубцами рейки составляет всего 1 мм, так что расстояние между «ступенями» работы натяжителя уменьшилось в 2,5 раза. Благодаря этому растяжение цепи компенсируется более точно и плавно.
Одно из использованных в конструкции гидронатяжителя технических решений уникально и защищено авторским свидетельством. Для упрощения процедуры его «зарядки» придуман фиксатор. Он представляет собой стержень, который завинчивается в сквозное отверстие и упирается в собачку, блокируя взведенный плунжер. После установки на двигатель фиксатор вывинчивается, собачка освобождается, плунжер под действием пружины «выстреливает» и упирается в рычаг натяжного устройства. В отверстие на место фиксатора ввинчивается гужон. Помимо удобства монтажа гидронатяжителя это остроумное приспособление позволяет точно измерить степень износа механизма привода ГРМ. Для этого достаточно в любой момент времени зафиксировать плунжер в рабочем положении и извлечь гидронатяжитель. Длина зубчатой рейки плунжера выбрана с учетом допустимых пределов растяжения цепи. Поэтому текущее положение собачки относительно рейки объективно укажет, насколько близко время ремонта привода ГРМ. Стоит упомянуть, что «ВиК» выпускает похожий автоматический натяжитель цепи (АНЦ) для классических двигателей ВАЗ. Он отличается только тем, что в нем усилие создается без гидравлического подпора – одной пружиной.

rabota nad oschibkami 7

rabota nad oschibkami 8

Сейчас на предприятии изготовлен комплект всех звездочек привода ГРМ из порошка. Вскоре закончатся их испытания на ЗМЗ – есть позитивные подвижки и во взаимоотношениях с заводом.

rabota nad oschibkami 9

Не исключено, что вскоре размеры коробочки придется увеличить. Конечно, хотелось бы, чтобы продукция фирмы «ВиК» устанавливалась на двигатель прямо на конвейере. От этого выгадали бы все заинтересованные стороны: и ее сотрудники, и моторный завод, и автовладельцы.

c977d6u 100

С завода, в 2015г. на мой автомобиль в систему ГРМ были установлены башмаки, однорядная пластинчато-звеньевая цепь (Чехия) и гидронатяжители.
По прошествии 30 000 км, решил поменять полностью ГРМ с Евро 4 на Евро 3.

Взял комплектГРМ от АСТ.
Вот что входит в комплект Евро 3.
Однорядная втулочно-роликовая цепь, башмаки (верхний и нижний разные по форме), механический натяжитель цепи и шестерни (звезды). К слову, в этом комплекте, шестерня пром. вала сделана единым блоком.
Но решил сразу модернизировать комплект- купил механические натяжители ИСАИ.

PwAAAgN2OOA 960

После разборки, визуально дефектов на шестернях, цепи не обнаружено. Цепь продергал в звеньях, никакого люфта нет. А вот износ башмаков, довольно приличный!

EYAAAgN2OOA 960

CYAAAgN2OOA 960

CEAAAgN2OOA 960

Был установлен новый комплект ГРМ Евро 3.
При пробеге в 50 000 км. регулировал фазы ГРМ и увидел, что верхний башмак имеет приличный износ.

На ремонт встал уже при пробеге в 77 000 км.

Небольшое отступление.
Изначально, когда менял заводской комплект, хотел поэкспериментировать, поставить однорядную цепь, посмотреть как она ходит в городе «без нагрузок». А так, знал, что нужно ставить только двухрядку (DITTON) и не беспокоиться о обрыве цепи.

Встав на ремонт, хотел поменять просто башмаки и все, но все таки купил двух рядную втулочно-роликовую цепь (DITTON, Латвия). Данная цепь уже проверена на моей волге и многими одноклубниками, и зарекомендовала себя с исключительно положительной стороны.
По башмакам, остановился на производителе «РУСМАШ»

bEAAAgF2OOA 960

, у них же, приобрел и шестерни

OMAAAgJ2OOA 960

tsAAAgJ2OOA 960

dgAAAgF2OOA 960

. Шестерни на распред. валы у них есть уже с отверстиями, по транспортиру,

uwAAAgF2OOA 960

цена одинаковая.
А вообще, слышал, что шестерни оригинал ЗМЗ очень неплохие.
И теперь, взял гидронатяжители нового образца, что идут на УАЗ ПРОФИ.
Гидронатяжители «INA» с адаптером, в фирменной упаковке ЗМЗ.

NIAAAgN2OOA 960

Когда снял комплект ГРМ Евро 3 от АСТ, замерил цепи, они растянулись буквально на 1 мм.

i0AAAgF2OOA 960

5MAAAgF2OOA 960

fMAAAgF2OOA 960

Шестерни не имеют следов износа. А башмаки сильно стерлись.

IgAAAgN2OOA 960

sCAAAgF2OOA 960

GgAAAgN2OOA 960

O8AAAgF2OOA 960

Что повлияло на их скорый износ? По мне, так это механические натяжители ИСАИ.
Теперь установлен комплект ГРМ Евро 2. Буду наблюдать за износом башмаков!

Цена цепи 1200р, шестерен 1500р, башмаков 350р, и 2-х гидронатяжителей 1500р

MgAAAgN2OOA 960

Price tag: 4 550 ₽ Mileage: 77000 km

5a1cd66s 120

FakeHeader

Comments 23

ab13858s 100

От натяжителя зависит весь ГРМ, то-есть его ресурс. Если натяжитель будет перетягивать цепь…

ab13858s 100

Однорядка пропилит любой башмак, так-как площадь опоры меньше.

d29c596s 100

а вот это таки зависит от натяжителя )

b19c781s 100

Вы перешли с цепей с роликом бОльшего диаметра на цепи со втулкой меньшего диаметра, или мне показалось?

c977d6u 100

Здравствуйте, да, так и есть.
Евро-0, Евро-2. «Тупоносые звезды», маленький диаметр ролика (5.07мм).
Евро-3. «Остроносые звезды», большой диаметр ролика (6.35мм).

a4ff91cs 100

Судя по комментариям к фото, у вас не правильно стояли башмаки, максимально изношен нижний. Он конструктивно другой. Вы говорите что он сверху стоял(на фото слева).

c977d6u 100

Здравствуйте, возможно я перепутал их в описании. К комплекту ГРМ прилагалась инструкция с описанием установки башмаков, сделал по инструкции. Просто когда разбирал, так быстро их сдернул, что уже потом запутался где какой стоял.

a4ff91cs 100

Думаю не усвоили вы урок предидущей установки ГРМ, установив эти цепи с пластиковыми башмаками.
Цепи не плохие сами по себе, но во первых это евро 2, там нет роликов, и кататься там ничего не будет, как вобщем и ролики, вопреки всеобщему заблуждению не будут каталься по башмаку. Ролики будут проворачиваться только во впадинах шестерни(только представьте, какая скорость вращения должна быть этого ролика на оси, будь там сцепление с башмаком. Конечно проворачиваться ролик будет, но не крутиться же.), единственное что как то уберегает башмак от преждевременного износа, это полированая поверхность этого ролика(но и этого не достаточно, площадь прилегания должна быть выше(у ролика она очень маленькая), чтобы снизить локальное давление на башмак, сохранив при этом силу натяжения цепи.
Другими словами необходимо снизить коэффициент трения в месте соприкосновения башмака с цепью, а это возможно только при соответствующей обработки этой цепи.
Ну и по натяжителям:
Стоит обратить внимание на выход плунжера при разрядке(опытным путем установлено, что выход плунжера до первой фиксирующей канавки составляет 5,2мм, это значит, что если не будет обеспечен зазор 5,2мм, при установке, натяжитель не будет правильно работать, что может привести к негативным последствиям). Я укорачивал адапторы на 4мм, но думаю что хватило бы и 2мм. Я правда ставил другой комплект, на звездах, но проверить выход плунжера лишним не будет.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector